Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Темы публикаций:
4–5 лет
Словарный запас возрастает до 2000 слов. Дети охотно декламируют любимые стишки.
У пятилетнего ребёнка мы можем наблюдать уменьшение числа грамматических ошибок. Но они всё же встречаются, к примеру: дети могут склонять несклоняемые части речи: «Я видел этого героя в кине. Купи мне пианину». Также бывают ошибки в склоняемых существительных: «Видел козёлов в огороде».
В речи впервые появляются предложения с противопоставлением: «Я хочу поделиться с тобой своей сказкой, а она длинная». Ребёнок уже способен в этом возрасте определить ударный гласный в начале некоторых слов: остров, аист и др.
Пятилетний ребёнок может использовать свистящие звуки и даже различает их между собой. Шипящие могут также плохо поддаваться ребёнку, но это временно.
Как развивать речь ребёнка 4–5 лет?
Одним из показателей того, что ребёнок активно развивается, является, конечно же, его речь: растёт словарный запас, совершенствуется произношение, усложняются словесные конструкции, речь становится более связанной и выразительной. Чтобы помочь детям в их прогрессе, необходимо понимать, над чем важно работать.
Для детей 4–5 лет важными являются следующие аспекты речевого развития:
1) Активный словарь.
Сейчас, кроме существительных и глаголов, речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детёнышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула). Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.
2) Грамматический строй речи.
Дети этого возраста образуют формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические правила. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». Если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребёнок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра, поэтому в речи малышей остаётся всё меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.
3) Связная речь.
После 4 лет у детей, кроме ситуативной, развивается контекстная речь. Ещё возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребёнок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причём в их числе уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребёнка. С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребёнок всё активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует её для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы. Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребёнка.
4) Речевой (фонематический) слух.
Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твёрдые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова). Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.
5) Произношение.
В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребёнок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда. Итак, пятилетний ребёнок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребёнка в различные лингвистические игры.
Приведём примеры простых и понятных занятий и упражнений с детьми.
1) Дыхательные упражнения.
Упражнение на развитие речевого выдоха способствуют выработке нормального темпа речи. Правильное дыхание способствует непрерывному и плавному звучанию речи, свободному переходу от тихой речи к громкой, и наоборот.
Чтобы у ребёнка были хорошая дикция и грамотное произношение, необходимо уделять внимание играм для развития речевого дыхания.
Варианты игр:
Морской бой
Необходимый инвентарь: 2 лёгких пластиковых (или деревянных) кораблика (если их нет, можно сделать кораблики из бумаги) и таз с водой.
Цель игры: переправить свой кораблик к противоположному берегу.
Ограничения: в качестве единственной движущей силы можно использовать только своё дыхание. Вдыхать нужно через нос, выдыхать через рот.
В игре участвует 2 игрока. Можно устроить соревнование с ребёнком или между детьми.
Первый вариант игры – дуть можно только на свой кораблик. Второй вариант – усложнение игры – необходимо препятствовать попаданию корабля противника в свою гавань.
Снежные комки
Необходимый инвентарь: вата, изолента и плоская поверхность (лучше стол). Плоскую поверхность (стола) делим на 2 ровные части при помощи изоленты. Из ваты делаем небольшие «снежные» комки, диаметр в ноготь.
Игроки занимают места с двух сторон стола. Можно играть с ребёнком или устроить соревнование между детьми.
Цель игры: переправить как можно больше «снежных» комков на другую половину стола.
Ограничения: в качестве единственной движущей силы можно использовать только своё дыхание. Вдыхать нужно через нос, выдыхать через рот.
Шарик
Необходимый инвентарь: 2 воздушных шарика.
Игру желательно проводить на свободной от посторонних предметов площадке. Игроки располагаются вдоль средней линии площадки на расстоянии 2 метра друг от друга. Можно играть с ребёнком или устроить соревнование между детьми.
Цель игры: провести свой шарик как можно дальше.
Ограничения: в качестве единственной движущей силы можно использовать только своё дыхание. Вдыхать нужно через нос, выдыхать через рот.
2) Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Для постановки звуков полезно использовать упражнения артикуляционной гимнастики, которая помогает тренировать подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, отрабатывать определённые положения губ и языка, необходимые для правильного произношения звуков.
На практике доказано, что сочетание упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук позволяет стимулировать речевые зоны головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей, а также позволяет развивать точность, плавность, темп и чистоту речи.
Различные варианты таких упражнений можно найти в книге: О.И. Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений».
Здесь для примера разместим одно из таких упражнений. Называется оно «Полощем рот».
Не стоит забывать, что для работы над различными звуками необходимо проводить различные упражнения. Рекомендации логопеда, какая именно гимнастика нужна для постановки каких звуков, вы также найдёте в указанном пособии.
3) Навыки рассказа по картинке и пересказа.
Для формирования грамотной связной речи и расширения словарного запаса с детьми данного возраста необходимо не только разговаривать, но и учить описывать изображение по картинке и пересказывать сказки и рассказы.
Работать с ребёнком над этими сторонами речи можно, например, с пособием «Сказки» из серии «Занимательные карточки».
Сказка – рассказ о вымышленных событиях, передающий житейскую мудрость. Сказки испокон веков были одним из средств передачи культуры, опыта, знаний. С дошкольниками необходимо читать, анализировать и пересказывать сказки, так как на примере сказок детям легче всего анализировать, сопоставлять и запоминать информацию. Сказки активизируют внимание, память, развивают словарный запас, творческое мышление и речь.
Игры с данным набором карточек подразумевают, что ребёнок уже знает многие известные сказки. Если не знает, предварительно как минимум указанные в аннотации сказки надо прочитать. Игры с набором помогут детям вспомнить любимые сказки и их героев и станут опорой при составлении пересказа.
Разнообразить занятия поможет сценарий квеста, размещённый на Дзен-канале издательства.
Полезные материалы для совершенствования речевых и варианты развивающих игр для детей вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».
Сякова Т.В.