Найти в Дзене
Айрис-пресс

Развитие речи у детей 2-3 лет

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста. Темы публикаций: Норма речевого развития в 2–3 года. К двум годам типично развивающейся ребёнок употребляет в речи от 200 до 300 слов. В этом возрасте дети начинают использовать не только глаголы и существительные, но и другие части речи: 1. Личные местоимения: я, ты, он, она, мы. 2. Наречия: там, где, куда, хорошо. 3. Прилагательные: маленький, большой, синий и др. 4. Простые предлоги: на, под, за. К трём годам ребёнок начинает осваивать грамматический строй языка. Появляются короткие фразы: 1. Обращение и глагол: «Папа, пойдём». 2. Вопросительные предложения: «Ты зачем тут сидишь?» 3. Сложносочинённые предложения: «Папа ушёл, и я остался с мамой». В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует, заменяя их на другие, более лёгкие в произношении. Так происходит потому, что фонематический слух трёхлетнего ребёнка ещё плохо развит. Как развивать речь ребёнка 2–3 лет? 1) Дыхательные уп

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Темы публикаций:

В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует.
В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует.

Норма речевого развития в 23 года.

К двум годам типично развивающейся ребёнок употребляет в речи от 200 до 300 слов. В этом возрасте дети начинают использовать не только глаголы и существительные, но и другие части речи:

1. Личные местоимения: я, ты, он, она, мы.

2. Наречия: там, где, куда, хорошо.

3. Прилагательные: маленький, большой, синий и др.

4. Простые предлоги: на, под, за.

К трём годам ребёнок начинает осваивать грамматический строй языка. Появляются короткие фразы:

1. Обращение и глагол: «Папа, пойдём».

2. Вопросительные предложения: «Ты зачем тут сидишь?»

3. Сложносочинённые предложения: «Папа ушёл, и я остался с мамой».

В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует, заменяя их на другие, более лёгкие в произношении. Так происходит потому, что фонематический слух трёхлетнего ребёнка ещё плохо развит.

Как развивать речь ребёнка 23 лет?

1) Дыхательные упражнения

Речь – это воздушный поток из звуков, образованных при помощи дыхания. Развитие речевого дыхания способствует правильному образованию звуков, созданию чёткой, выразительной речи и правильному произношению.

Полезно делать с маленькими детьми дыхательные упражнения. Упражнения выполняются без напряжения в течении 1–2 минут. Важно правильно показывать ребёнку, как выполнять упражнения.

Варианты упражнений:

  • Подуйте на ребёнка, пусть он подует на вас,
  • Покажите, как дует сильный ветер, а как слабенький ветерок, попросите повторить,
  • Дуем на еду – на суп, на чай, дуем через трубочку,
  • Игры при купании: дуем на кораблик,
  • Игры на улице: дуем на одуванчик / сдуваем снежинку с варежки,
  • С предметами: дуем в дудочку, в свистульку, надуваем шарик.

2) Артикуляционная гимнастика

Правильность и чёткость произнесения различных звуков зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Есть простые упражнения на развитие артикуляции, которые могут выполнять даже совсем маленькие дети.

Попросите ребёнка (одновременно показывая)

  • широко улыбнуться,
  • сильно вытянуть губы трубочкой,
  • показать все зубы,
  • сильно высунуть язык,
  • широко открыть рот.

3) Двигательные упражнения на развитие крупной моторики

Одна из закономерностей развития ребёнка в том, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются проблемы в общей моторике: недостаточная чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики в раннем возрасте способствует развитию речи. Маленьким детям нравится выполнять различные действия в игровой манере, например под стихи. Сейчас в продаже много пособий с текстами стихов и действиям к ним.

Пример стихотворения:

По дорожке мы шагали

Топ-топ, топ-топ,

(шагаем)

Мы цветочки увидали

Там-там, там-там,

(руку ребром ко лбу, поворачиваем корпус направо, смотрим, поворот корпуса – смотрим налево)

Мы дошли до них, присели

(шагаем, приседаем)

И понюхать захотели.

(наклоняемся как можно ниже, нюхаем)

4) Пальчиковые игры

Пальчиковые игры активизируют речевые центры головного мозга. Для совсем маленьких детей доступны игры с пальчиками под потешки.

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Начинаем с большого пальца правой руки: говорим и прикасаемся кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Потешка «Коза»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая

За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю...

Пальцы рук сжать в кулак, но указательный и мизинец держать выпрямленными. Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперёд.

Потешка «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он дрова не рубил,

Он воду не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

5) Развивающие игры

Дети 2–3 лет любят играть в различные игры. Любая хорошая игра для детей данного возраста носит развивающий характер и позволяет задействовать работу обеих рук. Самыми простыми и в то же время полезными играми для малышей 2–3 лет являются пазлы, вкладыши, кубики, пирамидки, сортеры.

Не будем останавливаться на всех играх, рассмотрим их развивающий потенциал на примере пазлов из двух половинок с системой заданий для запуска речи.

В удобном чемоданчике хранятся крупные детали из плотного картона с яркими лаконичными рисунками, тематика которых строго соответствует возрасту ребёнка.

Выполняя задания и собирая пазлы, малыш развивает речь, внимание и восприятие, тренируем мелкую моторику и скоординированную работу обеих рук. Речевое сопровождение игры со взрослым положительно влияет на активное использование речи ребёнком.

Полезные материалы для совершенствования речевых ребёнка вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».

Сякова Т.В.