Найти в Дзене
Айрис-пресс

Развитие речи у детей 2-3 лет

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Темы публикаций:

В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует.
В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует.

Норма речевого развития в 23 года.

К двум годам типично развивающейся ребёнок употребляет в речи от 200 до 300 слов. В этом возрасте дети начинают использовать не только глаголы и существительные, но и другие части речи:

1. Личные местоимения: я, ты, он, она, мы.

2. Наречия: там, где, куда, хорошо.

3. Прилагательные: маленький, большой, синий и др.

4. Простые предлоги: на, под, за.

К трём годам ребёнок начинает осваивать грамматический строй языка. Появляются короткие фразы:

1. Обращение и глагол: «Папа, пойдём».

2. Вопросительные предложения: «Ты зачем тут сидишь?»

3. Сложносочинённые предложения: «Папа ушёл, и я остался с мамой».

В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует, заменяя их на другие, более лёгкие в произношении. Так происходит потому, что фонематический слух трёхлетнего ребёнка ещё плохо развит.

Как развивать речь ребёнка 23 лет?

1) Дыхательные упражнения

Речь – это воздушный поток из звуков, образованных при помощи дыхания. Развитие речевого дыхания способствует правильному образованию звуков, созданию чёткой, выразительной речи и правильному произношению.

Полезно делать с маленькими детьми дыхательные упражнения. Упражнения выполняются без напряжения в течении 1–2 минут. Важно правильно показывать ребёнку, как выполнять упражнения.

Варианты упражнений:

  • Подуйте на ребёнка, пусть он подует на вас,
  • Покажите, как дует сильный ветер, а как слабенький ветерок, попросите повторить,
  • Дуем на еду – на суп, на чай, дуем через трубочку,
  • Игры при купании: дуем на кораблик,
  • Игры на улице: дуем на одуванчик / сдуваем снежинку с варежки,
  • С предметами: дуем в дудочку, в свистульку, надуваем шарик.

2) Артикуляционная гимнастика

Правильность и чёткость произнесения различных звуков зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Есть простые упражнения на развитие артикуляции, которые могут выполнять даже совсем маленькие дети.

Попросите ребёнка (одновременно показывая)

  • широко улыбнуться,
  • сильно вытянуть губы трубочкой,
  • показать все зубы,
  • сильно высунуть язык,
  • широко открыть рот.

3) Двигательные упражнения на развитие крупной моторики

Одна из закономерностей развития ребёнка в том, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются проблемы в общей моторике: недостаточная чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики в раннем возрасте способствует развитию речи. Маленьким детям нравится выполнять различные действия в игровой манере, например под стихи. Сейчас в продаже много пособий с текстами стихов и действиям к ним.

Пример стихотворения:

По дорожке мы шагали

Топ-топ, топ-топ,

(шагаем)

Мы цветочки увидали

Там-там, там-там,

(руку ребром ко лбу, поворачиваем корпус направо, смотрим, поворот корпуса – смотрим налево)

Мы дошли до них, присели

(шагаем, приседаем)

И понюхать захотели.

(наклоняемся как можно ниже, нюхаем)

4) Пальчиковые игры

Пальчиковые игры активизируют речевые центры головного мозга. Для совсем маленьких детей доступны игры с пальчиками под потешки.

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Начинаем с большого пальца правой руки: говорим и прикасаемся кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Потешка «Коза»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая

За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю...

Пальцы рук сжать в кулак, но указательный и мизинец держать выпрямленными. Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперёд.

Потешка «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он дрова не рубил,

Он воду не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

5) Развивающие игры

Дети 2–3 лет любят играть в различные игры. Любая хорошая игра для детей данного возраста носит развивающий характер и позволяет задействовать работу обеих рук. Самыми простыми и в то же время полезными играми для малышей 2–3 лет являются пазлы, вкладыши, кубики, пирамидки, сортеры.

Не будем останавливаться на всех играх, рассмотрим их развивающий потенциал на примере пазлов из двух половинок с системой заданий для запуска речи.

В удобном чемоданчике хранятся крупные детали из плотного картона с яркими лаконичными рисунками, тематика которых строго соответствует возрасту ребёнка.

Выполняя задания и собирая пазлы, малыш развивает речь, внимание и восприятие, тренируем мелкую моторику и скоординированную работу обеих рук. Речевое сопровождение игры со взрослым положительно влияет на активное использование речи ребёнком.

Полезные материалы для совершенствования речевых ребёнка вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».

Сякова Т.В.