Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Темы публикаций:
Норма речевого развития в 2–3 года.
К двум годам типично развивающейся ребёнок употребляет в речи от 200 до 300 слов. В этом возрасте дети начинают использовать не только глаголы и существительные, но и другие части речи:
1. Личные местоимения: я, ты, он, она, мы.
2. Наречия: там, где, куда, хорошо.
3. Прилагательные: маленький, большой, синий и др.
4. Простые предлоги: на, под, за.
К трём годам ребёнок начинает осваивать грамматический строй языка. Появляются короткие фразы:
1. Обращение и глагол: «Папа, пойдём».
2. Вопросительные предложения: «Ты зачем тут сидишь?»
3. Сложносочинённые предложения: «Папа ушёл, и я остался с мамой».
В 2–3 года речь ещё не чёткая, сложных звуков ребёнок не использует, заменяя их на другие, более лёгкие в произношении. Так происходит потому, что фонематический слух трёхлетнего ребёнка ещё плохо развит.
Как развивать речь ребёнка 2–3 лет?
1) Дыхательные упражнения
Речь – это воздушный поток из звуков, образованных при помощи дыхания. Развитие речевого дыхания способствует правильному образованию звуков, созданию чёткой, выразительной речи и правильному произношению.
Полезно делать с маленькими детьми дыхательные упражнения. Упражнения выполняются без напряжения в течении 1–2 минут. Важно правильно показывать ребёнку, как выполнять упражнения.
Варианты упражнений:
- Подуйте на ребёнка, пусть он подует на вас,
- Покажите, как дует сильный ветер, а как слабенький ветерок, попросите повторить,
- Дуем на еду – на суп, на чай, дуем через трубочку,
- Игры при купании: дуем на кораблик,
- Игры на улице: дуем на одуванчик / сдуваем снежинку с варежки,
- С предметами: дуем в дудочку, в свистульку, надуваем шарик.
2) Артикуляционная гимнастика
Правильность и чёткость произнесения различных звуков зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Есть простые упражнения на развитие артикуляции, которые могут выполнять даже совсем маленькие дети.
Попросите ребёнка (одновременно показывая)
- широко улыбнуться,
- сильно вытянуть губы трубочкой,
- показать все зубы,
- сильно высунуть язык,
- широко открыть рот.
3) Двигательные упражнения на развитие крупной моторики
Одна из закономерностей развития ребёнка в том, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются проблемы в общей моторике: недостаточная чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики в раннем возрасте способствует развитию речи. Маленьким детям нравится выполнять различные действия в игровой манере, например под стихи. Сейчас в продаже много пособий с текстами стихов и действиям к ним.
Пример стихотворения:
По дорожке мы шагали
Топ-топ, топ-топ,
(шагаем)
Мы цветочки увидали
Там-там, там-там,
(руку ребром ко лбу, поворачиваем корпус направо, смотрим, поворот корпуса – смотрим налево)
Мы дошли до них, присели
(шагаем, приседаем)
И понюхать захотели.
(наклоняемся как можно ниже, нюхаем)
4) Пальчиковые игры
Пальчиковые игры активизируют речевые центры головного мозга. Для совсем маленьких детей доступны игры с пальчиками под потешки.
Потешка «Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Начинаем с большого пальца правой руки: говорим и прикасаемся кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
Потешка «Коза»
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
– Кто кашу не ест?
Молоко не пьёт?
Забодаю, забодаю...
Пальцы рук сжать в кулак, но указательный и мизинец держать выпрямленными. Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперёд.
Потешка «Сорока-ворона»
Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил.
5) Развивающие игры
Дети 2–3 лет любят играть в различные игры. Любая хорошая игра для детей данного возраста носит развивающий характер и позволяет задействовать работу обеих рук. Самыми простыми и в то же время полезными играми для малышей 2–3 лет являются пазлы, вкладыши, кубики, пирамидки, сортеры.
Не будем останавливаться на всех играх, рассмотрим их развивающий потенциал на примере пазлов из двух половинок с системой заданий для запуска речи.
В удобном чемоданчике хранятся крупные детали из плотного картона с яркими лаконичными рисунками, тематика которых строго соответствует возрасту ребёнка.
Выполняя задания и собирая пазлы, малыш развивает речь, внимание и восприятие, тренируем мелкую моторику и скоординированную работу обеих рук. Речевое сопровождение игры со взрослым положительно влияет на активное использование речи ребёнком.
Полезные материалы для совершенствования речевых ребёнка вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».
Сякова Т.В.