Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Темы публикаций:
5–6 лет
Словарь составляет от 2500 до 3000 слов, используются все части речи, даже причастия и деепричастия. В этом возрасте детская речь становиться максимально приближенной к речи взрослых.
В данный период у ребёнка достаточно быстро формируется языковое чутьё, это даёт возможность использовать в предложениях почти все виды грамматических категорий. Речь становится богатой сложноподчинёнными предложениями: «Мне нравится, когда мама готовит этот торт», «Кто будет много учиться, станет умным человеком».
Шестилетний ребёнок уверенно пользуется монологической и диалогической речью. Поэтому в большинстве случаев проблем в процессе общения со взрослыми и сверстниками не возникает.
Нормой в развитии речи детей 5–6 лет считается:
- Правильное чёткое звукопроизношение,
- Умение выбирать соответствующие ситуации интонацию, тональность, громкость речи,
- Грамматически правильный строй речи,
- Связанная и логичная речь,
- Хорошее запоминание стихов и коротких текстов,
- Способность составлять рассказы по картинкам,
- Умение давать развёрнутые ответы, описывать ситуации, пересказывать тексты,
- Критичность – замечает свои и чужие речевые ошибки.
Что же можно порекомендовать для развития речи ребёнка 5–6 лет?
1) Логопедические игры.
Логопедические игры помогают закрепить правильное произношение отдельных звуков в речи в увлекательной для детей форме. Для занятий с детьми этого возраста удобнее всего использовать специальные пособия.
В продаже есть разные пособия для работы над звукопроизношением, но мы остановимся на двух видах:
- Логопедические игры в тетрадях.
В тетради обычно даны упражнения на закрепление правильного произношения какого-то одного звука. Все задания сгруппированы по разделам с постепенным усложнением материала. Упражнения увлекательны, обыгрываются в одном сценарии, поэтому ребёнок в процессе такой игры не сильно устаёт. Основная функция данных тетрадей с заданиями – автоматизация звукопроизношения. Постановкой звуков в данном возрасте должен заниматься логопед.
Сейчас в продаже много литературы, но хотела бы посоветовать недорогую серию «Популярная логопедия». Эти тетрадки удобны тем, что инструкция для родителей дана в сжатой понятной форме, задания для ребёнка чётко прописаны. Родителю необходимо лишь прочитать задание и проверить, как ребёнок с ним справился. Авторы пособий – известные логопеды-практики, которые в течение нескольких лет использовали эти задания и упражнения в своей работе.
Пособия этой серии позволяют не только автоматизировать правильное произношение трудных звуков, сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, но подготовить их к овладению письменной речью. Особое внимание уделяется развитию лексико-грамматической стороны речи, обучению связному высказыванию, развитию мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму.
- Логопедические игры на карточках.
Логопедические игры на двусторонних карточках разработаны учителями-логопедами для автоматизации правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. Книжный мир предлагает огромное количество пособий для закрепления правильного произношения слов, словосочетаний, а наглядного материала на автоматизацию звуков в предложениях до появления данного пособия почти не было. Эти карточки помогут разнообразить занятия, сделать их более увлекательными, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку и был бы для него интересен.
На цветной стороне каждой карточки – половинки сюжетных картинок. Работа с ними направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, пространственных представлений и зрительного внимания.
Игры на чёрно-белой стороне карточек сложнее и динамичнее. Они направлены на развитие произвольного внимания, пространственного мышления и целостного восприятия слов и образов. Игрокам предстоит собирать из половинок различные предметы и читать слова.
Рассмотренные логопедические игры – яркие примеры комплексных пособий по развитию речи, внимания, мышления и памяти.
2) Дидактические игры.
Одним из самых действенных средств для развития речи являются дидактические игры. Такие игры могут стимулировать формирование различных аспектов речи. Дети в игре активно усваивают знания, учатся культуре общения. Главной особенностью дидактической игры является наличие обучающей задачи, которая решается при помощи определённых правил и действий.
В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:
- Обогащение словарного запаса,
- Формирование грамматической и звуковой культуры речи,
- Оформление связной речи.
Для проведения дидактических игр необходимо заранее подготовить необходимый материал: настольные игры, карточки, пособия.
Варианты игр и пособий:
Как ни странно, но многие логопеды замечают, что даже у детей 5–6 лет есть трудности с называнием детёнышей животных и уменьшительно-ласкательными формами существительных. Если у вашего ребёнка есть такие трудности, необходимо над этим поработать.
Проблема связной и грамотной речи, наверно, на первом месте у учащихся начальной школы. Данный набор карточек – одно из любимых пособий логопедов и психологов для занятий с детьми 5–9 лет.
Увлекательные игры познакомят с профессиями, помогут развить ассоциативное мышление и обогатят словарный запас.
Нейропсихология. Игры и упражнения
Компактное пособие содержит описание основных трудностей, с которыми сталкиваются дети дошкольного и школьного возраста и предлагает 111 игр для их решения.
Полезные материалы для совершенствования речевых и варианты развивающих игр для детей вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».
Сякова Т.В.