Найти в Дзене
Айрис-пресс

Развитие речи у детей 5-6 лет

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста. Темы публикаций: 5–6 лет Словарь составляет от 2500 до 3000 слов, используются все части речи, даже причастия и деепричастия. В этом возрасте детская речь становиться максимально приближенной к речи взрослых. В данный период у ребёнка достаточно быстро формируется языковое чутьё, это даёт возможность использовать в предложениях почти все виды грамматических категорий. Речь становится богатой сложноподчинёнными предложениями: «Мне нравится, когда мама готовит этот торт», «Кто будет много учиться, станет умным человеком». Шестилетний ребёнок уверенно пользуется монологической и диалогической речью. Поэтому в большинстве случаев проблем в процессе общения со взрослыми и сверстниками не возникает. Нормой в развитии речи детей 5–6 лет считается: Что же можно порекомендовать для развития речи ребёнка 5–6 лет? 1) Логопедические игры. Логопедические игры помогают закрепить правильное произношение отдельных звук

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Темы публикаций:

К шести годам ребёнок уверенно пользуется монологической и диалогической речью.
К шести годам ребёнок уверенно пользуется монологической и диалогической речью.

56 лет

Словарь составляет от 2500 до 3000 слов, используются все части речи, даже причастия и деепричастия. В этом возрасте детская речь становиться максимально приближенной к речи взрослых.

В данный период у ребёнка достаточно быстро формируется языковое чутьё, это даёт возможность использовать в предложениях почти все виды грамматических категорий. Речь становится богатой сложноподчинёнными предложениями: «Мне нравится, когда мама готовит этот торт», «Кто будет много учиться, станет умным человеком».

Шестилетний ребёнок уверенно пользуется монологической и диалогической речью. Поэтому в большинстве случаев проблем в процессе общения со взрослыми и сверстниками не возникает.

Нормой в развитии речи детей 5–6 лет считается:

  • Правильное чёткое звукопроизношение,
  • Умение выбирать соответствующие ситуации интонацию, тональность, громкость речи,
  • Грамматически правильный строй речи,
  • Связанная и логичная речь,
  • Хорошее запоминание стихов и коротких текстов,
  • Способность составлять рассказы по картинкам,
  • Умение давать развёрнутые ответы, описывать ситуации, пересказывать тексты,
  • Критичность – замечает свои и чужие речевые ошибки.

Что же можно порекомендовать для развития речи ребёнка 56 лет?

1) Логопедические игры.

Логопедические игры помогают закрепить правильное произношение отдельных звуков в речи в увлекательной для детей форме. Для занятий с детьми этого возраста удобнее всего использовать специальные пособия.

В продаже есть разные пособия для работы над звукопроизношением, но мы остановимся на двух видах:

  • Логопедические игры в тетрадях.

В тетради обычно даны упражнения на закрепление правильного произношения какого-то одного звука. Все задания сгруппированы по разделам с постепенным усложнением материала. Упражнения увлекательны, обыгрываются в одном сценарии, поэтому ребёнок в процессе такой игры не сильно устаёт. Основная функция данных тетрадей с заданиями – автоматизация звукопроизношения. Постановкой звуков в данном возрасте должен заниматься логопед.

Логопедические игры в тетрадях - для закрепления правильного произношения звуков.
Логопедические игры в тетрадях - для закрепления правильного произношения звуков.

Сейчас в продаже много литературы, но хотела бы посоветовать недорогую серию «Популярная логопедия». Эти тетрадки удобны тем, что инструкция для родителей дана в сжатой понятной форме, задания для ребёнка чётко прописаны. Родителю необходимо лишь прочитать задание и проверить, как ребёнок с ним справился. Авторы пособий – известные логопеды-практики, которые в течение нескольких лет использовали эти задания и упражнения в своей работе.

Пособия этой серии позволяют не только автоматизировать правильное произношение трудных звуков, сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, но подготовить их к овладению письменной речью. Особое внимание уделяется развитию лексико-грамматической стороны речи, обучению связному высказыванию, развитию мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму.

  • Логопедические игры на карточках.

Логопедические игры на двусторонних карточках разработаны учителями-логопедами для автоматизации правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. Книжный мир предлагает огромное количество пособий для закрепления правильного произношения слов, словосочетаний, а наглядного материала на автоматизацию звуков в предложениях до появления данного пособия почти не было. Эти карточки помогут разнообразить занятия, сделать их более увлекательными, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку и был бы для него интересен.

Логопедические игры на карточках - для автоматизации правильного произношения.
Логопедические игры на карточках - для автоматизации правильного произношения.

На цветной стороне каждой карточки – половинки сюжетных картинок. Работа с ними направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, пространственных представлений и зрительного внимания.

Цветная сторона карточек - набор "Звук Л".
Цветная сторона карточек - набор "Звук Л".

Игры на чёрно-белой стороне карточек сложнее и динамичнее. Они направлены на развитие произвольного внимания, пространственного мышления и целостного восприятия слов и образов. Игрокам предстоит собирать из половинок различные предметы и читать слова.

Чёрно-белая сторона карточек - набор "Звук Л".
Чёрно-белая сторона карточек - набор "Звук Л".

Рассмотренные логопедические игры – яркие примеры комплексных пособий по развитию речи, внимания, мышления и памяти.

2) Дидактические игры.

Одним из самых действенных средств для развития речи являются дидактические игры. Такие игры могут стимулировать формирование различных аспектов речи. Дети в игре активно усваивают знания, учатся культуре общения. Главной особенностью дидактической игры является наличие обучающей задачи, которая решается при помощи определённых правил и действий.

В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:

  • Обогащение словарного запаса,
  • Формирование грамматической и звуковой культуры речи,
  • Оформление связной речи.

Для проведения дидактических игр необходимо заранее подготовить необходимый материал: настольные игры, карточки, пособия.

Варианты игр и пособий:

Мама и малыш

Умные игры с картами. Мама и малыш.
Умные игры с картами. Мама и малыш.

Как ни странно, но многие логопеды замечают, что даже у детей 5–6 лет есть трудности с называнием детёнышей животных и уменьшительно-ласкательными формами существительных. Если у вашего ребёнка есть такие трудности, необходимо над этим поработать.

Рассказы по картинкам

Умные игры с картами. Рассказы по картинкам.
Умные игры с картами. Рассказы по картинкам.

Проблема связной и грамотной речи, наверно, на первом месте у учащихся начальной школы. Данный набор карточек – одно из любимых пособий логопедов и психологов для занятий с детьми 5–9 лет.

Кто это?

Умные игры с картами. Кто это?
Умные игры с картами. Кто это?

Увлекательные игры познакомят с профессиями, помогут развить ассоциативное мышление и обогатят словарный запас.

Нейропсихология. Игры и упражнения

Компактное пособие содержит описание основных трудностей, с которыми сталкиваются дети дошкольного и школьного возраста и предлагает 111 игр для их решения.

Полезные материалы для совершенствования речевых и варианты развивающих игр для детей вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».

Сякова Т.В.