Интервью с художником Олегом Селезневым
Неизменным успехом у читателей пользуются книги серии «Истории до истории». Неудивительно: признанная классика «доисторической» прозы, приключения и опасности на каждом шагу. А еще у этой серии очень красивое оформление: рисованные заставки и концовки, запечатанные форзацы, цветные иллюстрации.
Именно с этой серии началось наше сотрудничество с художником Олегом Селезнёвым. Когда художник радеет за книгу, результат всегда отличный, а Олег вкладывает в иллюстрации всю душу (и немало труда).
Итак, мы представляем вам Олега Селезнева. Вы узнаете, как разыскать фото пещерного медведя, откуда черпать вдохновение, какие пасхалки спрятаны на картах, почему у доисторических людей проколоты брови, а также найдете советы начинающим художникам.
Качели: Олег, расскажите немного о себе.
О. С.: Я художник-график из Санкт-Петербурга, иллюстрирую книги в издательстве «Качели», а также работаю 2D-художником на фрилансе. Я обожаю историю. Мне нравится в своих иллюстрациях воплощать костюмы, снаряжение и детали прошлого, будь то первобытный мир, Средневековье или Викторианская эпоха. Еще я люблю приключенческие книги, компьютерные игры, скандинавские мифы, эпопею «Властелин колец» и собак.
К: Когда вы начали рисовать? Как пришли в профессию?
О. С.: Рисую сколько себя помню, начиная с самого детства. Я старательно разрисовывал календари и обрывки обоев батальными сценами, кадрами из фильмов «Перл-Харбор» и «Гладиатор» и портретами любимой собаки. Родители стали поощрять и развивать мой интерес к творчеству, покупая мне фломастеры и целые пачки бумаги. Затем «художка», подготовительные курсы, шесть славных лет в университете. Я специализировался на кафедре графики в Институте печати (ныне ВШПМ), и за годы беготни по истоптанным ступенькам вуза обрёл и друзей, и замечательных наставников, нашёл свой стиль и даже получил первую работу.
К: Что для вас особенного в книжной иллюстрации? Чем она отличается от работы художника в других сферах?
О. С.: В первую очередь, работа с иллюстрациями — это большая ответственность, потому что тут идет речь о взаимодействии с текстом и автором.
В целом у книжного художника, скажем так, чуть меньше свободы в работе, потому что надо отталкиваться от содержания. Нельзя просто пробежать текст глазами по диагонали и что-то нарисовать. В книгу необходимо погрузиться целиком и полностью. Если эта книга историческая, то нужно дополнительно изучить эпоху, время и место, разобраться в костюмах, деталях снаряжения и предметах быта, практически воскресить перед собой героев произведения, представить их со всех сторон и воплотить. В таком случае получится хорошая, полноценная иллюстрация. Таким образом, очень важно взаимодействие с текстом. В книге текст и иллюстрация практически неотделимы.
Большое отличие от других сфер — в принципе, сам процесс работы. Часто по каким-то своим представлениям придумаешь образ и рисуешь как хочешь. А в книге уже существует некая история, которую тебе надо воплотить в жизнь. И, конечно, на художнике лежит обязанность не только раскрыть образы персонажей, но еще и визуально привлечь читателя.
Именно твои иллюстрации помогут читателям представить себе героев, их окружение. Это важная миссия, большая ответственность и большая честь.
К: Мы знаем, что у вас есть много интересных историй о работе над книгами. Давайте расскажем читателям несколько из них.
О. С.: Я расскажу несколько случаев.
Пещерный медведь
Первая история о том, как порой бывает непросто искать нужные референсы. Для книги «Борьба за огонь» было необходимо нарисовать пещерного медведя.
Для начала я посмотрел эскизы мишек к мультфильмам «Братец медвежонок» и «Храбрая сердцем», выявил основные закономерности и пропорции (низкий лоб, маленькие глазки, острые скулы) и сделал первые наброски.
После этого мне захотелось придать рисунку больше достоверности. Я обратился к гуру палеонтологии на портале «Антропогенез.ру». К моей великой радости, мне вскоре передали ответ от любимого ведущего научно-популярных передач о Древнем мире — Станислава Дробышевского. Он сказал, что «...у пещерного медведя морда гораздо короче и шире, в плечах он выше, тело короче, спина горбатее, лапы намного мощнее и коренастее». Итак, у меня появились теоретические сведения.
Но мне нужны были еще визуальные референсы. В дебрях «Гугла» я откопал пару фотографий реконструкции пещерного медведя из некой музейной экспозиции. К сожалению, в открытом доступе их оказалось совсем мало. Я узнал, что снимки сделаны в краеведческом музее города Изерлон в Германии. Тогда я нашёл сайт музея, где в контактах был указан номер некоего немца. Не раздумывая, я написал по-английски: мол, я художник, ищу материалы по пещерному медведю, пришлите, пожалуйста, фотографии вашего экспоната. Почти сразу мне ответил местный экскурсовод и прислал целых восемь фотографий со всех ракурсов. Так я и получил отличные референсы пещерного мишки, с помощью которых создал иллюстрации с этим колоритным зверем.
Я люблю увлекательный процесс поиска материалов в Интернете. Интересно получать консультации профессионалов из разных стран и узнавать что-то новое.
Фотографии и вдохновение
Следующая история — об осеннем пейзаже на одной из иллюстраций к «Борьбе за огонь». При работе над ней я вдохновлялся фотографиями моей доброй подруги. Она много лет жила в небольшом городке неподалеку от Сиэтла (США), за её домом начинались густые леса, где она любила гулять со своей собакой, и часто присылала мне фото прекрасной природы с этих прогулок.
Другая серия ее снимков легла в основу ещё двух моих пейзажных иллюстраций. Есть такой городок Левенуорт, примечательный тем, что его центр имитирует старинную баварскую деревню, а вокруг вздымаются поросшие еловым лесом горы. Так вот, подруга показала мне прекраснейшую панораму с одной из местных гор, и этот хвойный простор с возвышающимися тут и там соснами дал мне обильную пищу для воображения.
Вот так несколько случайных снимков, сделанных на прогулке, могут стать источником вдохновения для художника.
Бетти
Не могу не упомянуть об одной незримой участнице моего творчества. Это моя ротвейлерша Бетти. Я уже давно оставляю пасхалки в виде собачьей фигурки на своих картах. В книге «Борьба за огонь» она запечатлена на карте на форзаце книги. К сожалению, в октябре прошлого года Бетти умерла. Я решил, что и впредь буду рисовать ее на картах, чтобы она продолжала жить в моих рисунках. Поэтому предлагаю вам, любезные читатели, открыть форзац «Борьбы за огонь» и поискать на нём мою собаку. Мне будет приятно.
К: А какие самые интересные вопросы вам задавали про ваши иллюстрации?
О. С.: Да, я регулярно выкладываю разные иллюстрации в своей творческой группе https://vk.com/celezart и с удовольствием общаюсь с подписчиками. Приведу пару вопросов.
— Откуда такое обилие пирсинга у доисторических персонажей?
Антрополог Дробышевский рассказывает, что с большой вероятностью доисторические люди всячески себя украшали подобно тому, как это делают современные аборигены Австралии и Африки: шрамирование, проколы ноздрей и мочек. Конечно, разные племена придерживались разных традиций, у кого-то пирсинга могло вовсе не быть. Но я хотел создать разнообразных героев, обладающих яркой индивидуальностью.
— Этот герой не неандерталец? Разве у него не должен быть выраженный подбородочный выступ?
Дело в том, что в «Борьбе за огонь» не конкретизируется время. Да, здесь есть мамонты и пещерные львы, но они вымерли 15–10 тыс. лет назад, то есть эти животные ещё жили в период появления кроманьонцев. Поэтому герои книги могут быть кем угодно, и я лишь взял некие усредненные образы. Честно скажу, я долго размышлял, делать ли их неандертальцами, но потом решил, что все-таки главные герои должны быть более симпатичными и характерными.
К: Давайте приоткроем тайну и расскажем, над чем вы работаете сейчас.
О. С.: В данный момент я работаю над «Пещерным львом» французского писателя Жозефа Рони-старшего, это продолжение знаменитой «Борьбы за огонь». В этой книге много разных кошачьих (мой внутренний собачник негодует) и ещё больше суровых мужчин с копьями.
К: Что вы посоветуете тем, кто собирается стать художником вообще и книжным иллюстратором в частности?
О. С.: Прежде всего важна насмотренность: она формирует вкус и чувство прекрасного. Необходимо изучать как искусство прошлого, так и современное. Важно искать для себя какие-то образцы для подражания, чтобы учиться и расти. Мой творческий путь начался с того, что я на первом курсе стал копировать стиль преподавателя, Никиты Ивановича Андреева, принял его иллюстрации за некий эталон и только спустя время нащупал свою стилистику.
Также я бы посоветовал бы не лениться. Как можно меньше прокрастинировать и как можно больше времени уделять любимому занятию. Выкраивать хотя бы полчаса в день на изучение какого-то материала. Искать референсы, что-нибудь порисовать — это всегда полезно.
Еще один совет — делать наброски. Они дают хорошую базу. Можно тратить на зарисовки буквально по минуте, но делать их везде, где только можно. Это хорошая практика, а наброски могут пригодиться в картинах.
Очень хорошо учиться у мастеров. Если есть возможность, стоит посещать какие-нибудь мастер-классы, открытые уроки, лекции. На таких мероприятиях можно посмотреть на ход работы, задать вопросы и просто наполниться вдохновением. Кстати, полезно и участие в марафонах рисунков, где есть комментарии преподавателя.
Напоследок скажу, что главное — относиться к любимому делу со всей душой, и тогда никаких проблем не будет. В первую очередь рисуйте для себя. Если вам нравится рисовать, то рисуйте, отдавайтесь увлекающему вас занятию настолько, насколько возможно. Посвящайте время искусству, вкладывайте частицу себя в творчество, живите им, и это принесет свои плоды!