Дети умеют задавать вопросы! Вот, например, вроде бы невинный, абсолютно «детский» вопрос: «Кто придумал школу?» Не чувствуете подвох? А он есть...
Можно, конечно, завести шарманку учителя истории, «первые известные нам школы существовали уже в Шумере и Египте свыше 4500 лет тому назад...» Мы, кстати, рассказывали в «Лучике» об этом. (По ссылке можно потом открыть этот номер журнала и почитать.)
Но ведь нас спрашивают не где и когда школа возникла. Нас спрашивают, кто её придумал! А это совсем другой вопрос. И он выходит далеко за рамки истории. Чтобы на него ответить, нам придётся начать с... ботаники!
На восточном побережье Северной Америки, в болотах штатов Северная и Южная Каролина, живёт удивительное растение – венерина мухоловка. Растение это хищное – посмотрите...
Причём венерина мухоловка совсем не безмозглая – если попытаться подсунуть ей кусочек бумажки, хватать и переваривать его она не станет. И если мы привезём семя этого растения из Америки в Россию, посадим в горшок – то оно вырастет и начнёт охотиться на наших российских мух точно так же успешно, как мухоловки за океаном охотятся на мух американских...
Вопрос: а кто мухоловку этому учил? А никто. Она знает и умеет то что надо знать и уметь, «с рождения».
Из мира растений перенесёмся в мир насекомых. Познакомьтесь – окситанская песчаная оса, которую ещё называют «лангедокский сфекс» – по названию области Лангедок в южной Франции.
Сам по себе сфекс – не хищник, он питается исключительно сладким соком с цветов. Но вот личинка сфекса – другое дело, ей нужно мясо, да не простое, а «живое», «самое свежее»! Чтобы обеспечить корм своим личинкам, сфексы охотятся на бескрылых виноградных кузнечиков – эфиппигеров. Сперва самка осы выкапывает норку, затем отправляется на охоту. Эфиппигер крупнее, сильнее и тяжелее осы, у него мощные челюсти-жвалы и очень сильные задние лапки. Но сфекса это не останавливает – тщательно прицелившись, оса жалит кузнечика – ровно три раза! Удар, второй, третий! Яд парализует нервную систему кузнечика – он жив, но не может даже пошевелиться.
У кузнечика нет головного мозга, как у нас с вами. Основа нервной системы эфиппигера состоит из трёх крупных узлов – головного, грудного и брюшного. Как показали наблюдения учёных, оса-сфекс с идеальной точностью поражает жалом именно эти три узла, один за другим. Как будто оса «ходила в школу», изучала там внутреннее строение кузнечиков, и сдала экзамены!
Сфекс хватает эфиппигера за усик и тащит под землю, к себе в норку. Там на самое нежное место груди, между первой и второй парами лапок кузнечика, оса отложит яйцо – она как будто знает, что действие яда будет ослабевать, что кузнечик начнёт «трепыхаться», шевелить лапками – но яйцо отложено так, что сбросить его с себя кузнечик не сможет. Вылупившейся из яйца личинке осы гарантирован живой и свежий, но в то же время абсолютно беспомощный «обед».
Что самое интересное – оса-мать погибнет этой же осенью, вылупившаяся на следующий год из куколки молодая оса совершенно ничего не будет знать о своих родителях. Её никто ничему никогда не учит – и тем не менее, она, выбравшись из-под земли, уже совсем скоро начнёт искать подходящее место для норки, а затем отправится на охоту за кузнечиками, причём именно за эфиппигерами (другие виды кузнечиков ей безразличны) – и снова парализует свою жертву хирургически точными тремя ударами в нервные узлы!
Снова получается – поведение живого существа, причём очень сложное поведение, «записано», «запрограммировано» ещё в яйце! Едва родился – а уже «всё знаю, всё умею, готов к труду и обороне»!
Учёные до сих пор выдвигают самые разные теории и гипотезы на тему того, как устроена и работает память у живых существ. Однако примеры венериной мухоловки, сфекса, тысяч и тысяч других живых существ (возьмите хотя бы крохотного паучка, который, едва вылупившись из яйца, уже умеет прекрасно плести паутину!) – показывают: навыки, знания и память в природе могут передаваться через гены, через клеточный материал.
Как работает этот механизм – мы до сих пор знаем только приблизительно («Лучик» недавно об этом рассказывал), но несомненно: в природе существует возможность передавать информацию («знания») «на уровне молекул».
Однако есть на нашей планете множество живых существ, у которых всё совсем не так. Котята рождаются крохотными, слабыми, слепыми и абсолютно беспомощными. Без матери (или существа, которое её заменит) новорождённый щенок не проживёт и суток. Он не умеет вообще ничего – ну, или почти ничего. Только дышать, пищать и сосать мамино молоко.
Впрочем, как и новорождённые младенцы – по сути, этот крохотный человечек самая настоящая «пустышка», как говорили древние философы по-латыни «табула раса», то есть «чистая школьная доска» – доска, на которой можно написать всё, что угодно. Ну, или почти всё.
Таким животным – учёные называют их «высшими животными» – приходится тратить довольно много времени и сил на то, чтобы обучать своих детёнышей. Если животные живут семейными парами – как лисицы или кошки – обучением занимаются прежде всего отец и мать. Если же животные стайные, «социальные», как волки – то у них уже появляется то, что можно назвать «школой». У каждого волка в стае есть свои обязанности, своя «работа» – и, как только маленькие волчата подрастут, от мамы и папы они попадают в группу точно таких же, как они, волков-подростков, за которыми обычно присматривает строгий «воспитатель», «учитель» – обычно это взрослый волк-одиночка. Мама и папа охотятся вместе со стаей – а молодые волки играют под присмотром «учителя» и каждый день узнают что-то новое. Как распознавать по запаху опасность, как от этой опасности укрыться. Что можно есть, а что нельзя. Как найти добычу, как с этой добычей справиться. На «взрослую» охоту волчат возьмут только через год – а пока они должны «ходить в школу», учиться, набираться ума и опыта...
У наших с вами далёких предков существовало нечто похожее. Сперва детёныш находится под присмотром матери и отца – но как только он подрастёт и окрепнет, отец и мать возвращаются к «работе», а детёныши все вместе оказываются «в школе». Учёные-антропологи находили такие «школы» у самых разных народов, до сих пор сохранивших древний уклад жизни – и на Крайнем Севере, и в американских прериях, и в африканских джунглях, и на далёких островах Тихого Океана. Мальчики (будущие охотники) отделяются от остального племени – и живут отдельно, под руководством того самого «воспитателя». Учатся выслеживать зверя, стрелять из лука, кидать копьё, распознавать ягоды, грибы, съедобные растения. Учатся добывать питьевую воду, помогать друг другу, охотиться вместе, залечивать раны и ссадины, терпеть боль и голод, определять дорогу по звёздам, Солнцу и Луне...
В конце такой вот «школы» (хотя почему в кавычках? это уже самая настоящая школа!) ученика ждал суровый экзамен. Например, в одном из африканских племён мальчика раздевали догола и с головы до ног обмазывали несмывающейся белой краской из сока местных растений. После чего выгоняли в джунгли – и пока краска не сойдёт с него полностью (а на это уходило 3-4 месяца) ему запрещалось даже показываться соплеменникам на глаза. Если кто-то вдруг заметил «экзаменующегося» в лесу – всё, экзамен провален! Мальчику не разрешали взять с собой абсолютно ничего – ни ножа, ни копья, ни лука. Хочешь согреться? Разводи костёр, добывай шкуру зверя для одежды... Хочешь лук? Сделаешь сам, зря что ли тебе учитель столько рассказывал на уроках! Чтобы прокормить себя и выжить, мальчик должен был применить все полученные в школе знания и умения.
Двоек и троек – заметьте! – никто ставил. Плохо учил ботанику – наглотался красивых ядовитых ягод – и до свидания. Невнимательно слушал учителя на уроках «крокодиловедения»? Вот и сожрёт тебя крокодил в наказание... Но если со всеми «заданиями» справился, вернулся домой без единого белого пятнышка – начинался праздник: мальчика больше нет, есть новый воин, настоящий мужчина!
И вот ведь какая интересная штука получается. В школе на уроках биологии нам много рассказывают об эволюции и естественном отборе – дескать, выживает тот, кто лучше всего приспособлен. Тот, кто сильнее. Но почему же тогда в природе появилось это вот удивительное разделение живых существ – на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, и на тех, кто рождается «без ничего», и должен долго расти и учиться, чтобы занять своё место в жизни? Ведь как бы было круто, если бы люди рождались сразу сильными, умелыми, знающими, взрослыми, а? И ничему учить не надо! Разве это не было бы огромным преимуществом в том самом «естественном отборе»? Почему мы не рождаемся, как осы-сфексы, «с врождёнными навыками охотника и знанием анатомии»?
Честно говоря, точного ответа на этот вопрос учёные тоже пока не знают. Предположения есть, теории есть – ну у всех этих теорий есть те или иные недостатки. Одна из теорий, например, вот какая. Мы, люди, уже в прошлом веке придумали компьютеры. И что характерно: мы используем разные компьютеры.
Скажем, микрокалькулятор. Это же компьютер – только программа в нём зашита навсегда и заранее. Маленький, удобный, на нем можно быстро считать и решать разные задачи. Но на нём не получится, скажем, поиграть в «танчики» или в Майнкрафт. Или музыкальный синтезатор. Это тоже компьютер – только единственная программа в нём навсегда «заточена» для того, чтобы воспроизводить разные звуки и стили. Исполнять музыку. А вот решить пример по математике на музыкальном синтезаторе нельзя.
Но есть у нас и другие компьютеры – которые продаются «с пустой памятью». Даже без установленной операционной системы. Включаешь – а он толком ничего не может. Чёрный экран с надписью «Вставьте загрузочный диск». Но когда в такой компьютер загружена нужная программа, он помогает делать самые разные вещи: и считать, и писать тексты, и обрабатывать фотографии, и создавать видеоролики, и сочинять музыку, и играть в видеоигры, и копаться в Интернете, и смотреть мультики...
То есть мы, люди, создали две разновидности «умных машин». Одни – «однопрограммные», как микрокомпьютер, встроенный в кухонный комбайн. Умеют делать что-то одно, зато быстро и надёжно. Другие – «загружаемые», «программируемые», как настольный компьютер. Надёжность часто не такая высокая (может зависнуть!), но зато способны стать универсальным инструментом, «мультитулом» для решения самых разных задач... Ничего не напоминает, а?
Все живые организмы на Земле разделяются на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, и на тех, кто рождается «почти без ничего»...
Схожесть более чем очевидна. Наблюдения учёных показывают, что живые организмы с «генетической памятью», несмотря на исключительно сложное поведение, очень слабо способны к обучению. Они, образно выражаясь, «тупы». Та же самая оса-сфекс действует точно, быстро, эффективно – но «тупо», или, как говорят учёные, «не вариативно». Скажем, поймала оса кузнечика, притащила его в норку, отложила яйцо. В этот момент учёный-экспериментатор аккуратно вытаскивает ножом яйцо и кузнечика из норки. Что же оса? Она поднимает панику? Нападает на экспериментатора? Защищает яйцо? Нет, она спокойно запечатывает норку – как будто кузнечик вместе с яйцом до сих пор лежат там, внутри! Может, оса слепая? Нет, у ос отличное зрение (доказано опытами). Но вот «зашитая» в осу программа не позволяет ей изменить своё поведение. Понять, что «что-то пошло не так».
Интересно, правда? Многие учёные говорят и пишут о том, что чем больше мы изучаем жизнь на нашей планете, во всём её разнообразии, тем острее становится ощущение того, что жизнь – это не игра нелепого случая. Что она иногда действительно создаёт впечатление некоего грандиозного замысла, некоего «плана».
Существование в природе механизмов передачи информации на молекулярном уровне очень многих приводит к мысли о том, что такие механизмы можно попробовать «включить» и у человека тоже. Какие при этом раскрываются возможности? Да просто невероятные!
Скажем, вместо того, чтобы учить уроки, зубрить слова, писать упражнения в школе тебе делают один укольчик. И вдруг ты – ррррраз! – и уже знаешь английский язык. Или китайский. Дали тебе съесть «волшебную пилюлю» – и ты уже решаешь любую задачу по математике.
Но с другой стороны (вопрос ко взрослым) – вы уверены, что хотите, чтобы такие уколы действительно существовали? Уколы, которые открывают огромные возможности – но при этом лишают ваших детей свободы воли, свободы выбора? Выучить язык с помощью укола – это круто, а если вам нечаянно вместо английского языка вколют программу «муравья-солдата»? Или «рабочего муравья»? Хорошо это или нет – как вы считаете?
Смотрите не на пакетик!..
Читайте также:
Как передаётся информация от родителей к детям на генетическом уровне?
Почему раньше девочки не ходили в школу?
Почему в школе смеются над тем, кто бедный, без телефона?
Ниже два комментария. Угадайте, под каким из них должна быть подпись "Правильно", а под каким "Неправильно"?
1.
2.
Подсказка: закроемся мы или не закроемся, не от нас зависит. Пока пыхтим. "Сделать правильно" можно здесь: https://podpiska.pochta.ru/press/П5044