Управление расписанием, умение перенести внимание на задачи по возрасту, самостоятельно выйти из зоны «хочу» в зону «надо» – это способность, которая развивается годами практики. Один раз сказав, как правило, никакого результата не будет. Это системная работа. Семья задает лыжню, по которой ребенок двигается самостоятельно. И со временем то, что вчера было сложно, становится вполне посильной задачей, благодаря процессу миелинизации, который происходит в головном мозге.
С положительным опытом, которого должно быть больше, чем отрицательного, стало понятней. Обсудим приемы, как давать обратную связь, когда школьник вроде старается, но еще очень много моментов, где он не умеет, одним словом, вязнет по полной программе. Родитель видит, что время тратится зря, пытается как-то вмешаться, как-то повлиять, но в итоге все скатывается в реакционное поведение и скандалы, что скорее демотивирует и расшатывает, нежели дает ощутимый результат.
Для этого рассмотрим простую формулу.
Из действий, которые родители планируют со своим ребенком, вычитаем то, что по факту сделано. Получается разность, то есть то, что сделать самостоятельно не удалось.
Младшекласснику взрослые помогают и учат планировать с нуля. Задача стоит: в течение часа закончить с экранным временем и переключиться на уроки. Для того, чтобы обладать способностью выстраивать свое расписание, нужно начинать с малого, с навыка продумать ближайшие задачи и сделать самостоятельно. Важный момент – вы с ребенком планируете, а вот совершать усилия он должен учиться сам, набирать положительный опыт – «Справился, круто!» Семья помогает продумывать ближайшие цели, но реальные действия совершает школьник.
И вот тут самое интересное. Что делать, если результаты есть, но, мягко говоря, очень слабые, требующие доработки. Как обратить внимание, не обрубив при этом мотивацию на корню? Вроде делает, а все равно вязнет, а чаще тонет в цифровом болоте. Для этого надо учиться объективно смотреть на ситуацию не с позиции хозяина и повелителя, который приказывает и дает указания, а фактически спокойно проговаривать то, что получилось, а что еще нет. В этом случае важную роль выполняют лобные доли головного мозга – по ним идут импульсы, образуя нейронные связи. Взрослый обсудил достигнутый результат и сверил с предварительно составленной программой действий. Из постоянно чем-то недовольного критика, учителя и диктатора родитель превращается в того, кто поддерживает, даже когда проблем еще очень много. Достаточно просто озвучить происходящее, как сейчас обстоят дела, и как действовать более эффективней. В случае с младшим школьником: «Молодец, сам переключился! Но смотри, оттягивал до последнего, не хотел, сопротивлялся, очень сложно было, пока я не подошла и не посмотрел/-а и не намекнула. Самостоятельно не мог. Согласен?»
Этот пример указывает на то, что объективный результат есть, ребенок все-таки переключился. А вот эта разность между идеалом и реальными действиями – это просто зона роста. Не стоит раздражаться на ребенка за то, на что он в силу своего психического развития не способен. «Завтра, обрати внимание, ты спокойно можешь сам принять решение, отложить гаджет и пойти делать уроки. Не жди, пока я подойду и намекну «Давай!» Тем самым мы создаем пространство автономных решений, где хочешь или не хочешь, прокачиваешь свой волевой ресурс.
Возьмем ситуацию, когда взрослый уходит куда-то по делам, и говорит: «Когда приду, давай договоримся, что надо сделать вот это». Детям сложно, легче опираться на других, поэтому частый их ответ: «Давай ты придешь, и я сразу все начну!» В этом случае нельзя идти на поводу. Просто скажите – «Либо без телефона, либо с ним, плюс запланированные задачи». Придя домой, даем объективную обратную связь по той же формуле: «Что надо было сделать? Что по факту есть? Подкрепить промежуточный результат. Что отвлекло, помешало? Как надо действовать следующий раз? Обозначить зону роста».
Дети должны учиться организовывать себя. Их мозг развивается. Они способны принимать самостоятельные решения, просто наша задача – самим проложить эту лыжню, по которой ребенок должен двигаться, совершать усилия. Со временем положительный опыт накапливается, а дальше образуется навык. При таком подходе переход к домашнему заданию будет очень спокойным, никаких гневных, эмоциональных реакций, никаких скандалов и упреков, как обычно это бывает.
Планирование своих действий – это развитие функции мышления. Учите ставить задачи и смотреть на результаты, к которым удалось самостоятельно прийти. Чем старше ребенок, тем шире временной период, в котором он должен быть способен самоорганизоваться, развивать волевой ресурс, переключаясь на дела, которое связаны с его социальными ролями.
Посмотрите, когда школьник остается один на один с собой, запускаются определенные процессы во внутреннем мире. Прежде чем что-то сделать, он начинает задумываться: «А зачем мне это надо?» Чаще всего ответ приходит быстро: «А мне, собственно, играть в телефон хочется, а надо вечно недовольной и скандальной маме». Вы способны на таком уровне увидеть переживания своего ребенка? Понять, какой он диалог с собой ведет? Понять, что именно внутренняя жизнь, часто неосознаваемая, влияет на выбор во внешнем мире?
Дети оценивают возможные последствия, продумывают наперед, все они это прекрасно умеют. Но грамотные сознательные решения на пустом месте не появятся, а волевая регуляция является высшим уровнем произвольной деятельности. Когда взрослый способен показать, какой смысл вообще учиться, как это влияет на будущее, то подтягивается понимание, а дальше преодолевать сопротивление намного проще.
Чаще всего школьник пассивно плывет по течению, он очень смутно представляет результат – зачем ему это обучение, когда это все будет. Сейчас тепло, сытно, комфортно и кайф от цифрового мира, что еще для счастья надо? К учебным обязанностям относится кое-как из-за недостаточной мотивации. На данном этапе он делает именно такой выбор, чаще всего бессознательный.