Найти в Дзене

Четыре тысячи часов над землёй

Фото группы в соцсети «ВКонтакте» «Авиация Коми»
Фото группы в соцсети «ВКонтакте» «Авиация Коми»

10 мая легендарному лётчику, заслуженному пилоту СССР, лауреату конкурса «Ухтинец ХХ века» Мальцеву Геннадию Степановичу исполнилось бы 85 лет. Мне посчастливилось не раз общаться с этим умным и очень интеллигентным человеком. И сегодня решила вспомнить мой материал о нем, опубликованный в газете «Ухта» 14 августа 1999 года

Геннадий Степанович Мальцев
Геннадий Степанович Мальцев

День Воздушного флота России в этом году Геннадий Степанович Мальцев празднует в необычном для себя статусе пенсионера, хотя заслуженный отдых знаменитый ухтинский лётчик заработал давно.

42 года трудового стажа, а лётного – 86. На счету заслуженного пилота СССР около 500 монтажных работ, которые его экипаж выполнял на вертолётах Ми-6, Ми-10, Ми-26 на всех обжитых континентах планеты, девять изобретений и более 20 ноу-хау в области монтажа, участие в пяти спасательных экспедициях от Харасавея до Карабаха, четыре тысячи часов в режиме висения (взлёт-посадка).

На его глазах рос и расцветал ухтинский аэропорт, довелось увидеть Геннадию Степановичу и начало конца российской авиации и даже участвовать в ликвидации обанкротившегося ГАП «Комиавиа». Но не будем говорить о грустном в праздник. Лучше вспомним, как это было…

Приехал в Коми после распределения 19-летний выпускник Бугурусланского лётного училища Геннадий Мальцев в 1957 году. Это было время подъёма и развития советской авиации. Появлялось много новой интересной техники. Мечтавший о лётной работе с детства Геннадий, не раздумывая, решился переучиваться на Ми-4, и с этих пор вся его деятельность связана с вертолетами. Ему довелось войти в ряд тех, кто первыми осваивали реактивный Ми-6 и Ми-10 и самый большой в мире Ми-26.

Газета «Ухта» от 14 августа 1999 года
Газета «Ухта» от 14 августа 1999 года

Мальцев стал одним из первых, кто начал проводить монтажные работы на вертолёте. Ранее этим делом занимались только специально обученные лётчики-испытатели. Приходилось нелегко, дело рискованное, не обходилось и без травм. Проведя несколько монтажных операций, Геннадий Степанович понял, что если он ничего не придумает, то и голову сложить можно запросто.

Главной проблемой были люди, которые помогали вертолётчикам на земле.

– Выполняя монтаж, смотришь больше не как конструкции поставить, а лишь бы работников не зацепить. И когда в Ижевске при стыковке конструкции сорвалась труба и чуть не задавила человека, Мальцев всерьёз задумался. Летчик изобрёл систему азимутальной ориентации, которая позволяет фиксировать груз в нужном положении и проводить работу без участия людей. Почти четыре года ушло на то, чтобы запатентовать, а потом внедрить ноу-хау в жизнь официально. Хотя ухтинский экипаж всё это время почти подпольно работал по этой «безлюдной» технологии, и благодаря прессе об этом узнали даже за рубежом. Стали приглашать.

Ухтинцы подробно изучали западные технологии, чтобы быть на высоте во всех смыслах этого слова. Так, впервые в мире провели монтажные работы на высоте более 3700 метров.

Нашему же Кулибину из Ухты принадлежит идея и монтажа 100-метровой 40-тонной мачты релейной линии двумя вертолётами. Никто, кроме ухтинцев, не отваживался на это.

Подобных работ экипаж под руководством Мальцева провёл девять. Эта уникальная операция требует немалого мастерства и выдержки. Троих членов знаменитого экипажа уже нет с нами. Один за другим они скончались от инфаркта через несколько лет после этой рискованной и трудной работы.

Наш герой же на здоровье не жалуется. И даже в 61 с удовольствием бы полетал ещё, хотя понимает, что это не для его возраста. Никогда не курил, бегал на лыжах. За свою трудовую деятельность прошёл 46 медицинских комиссий, и ни одного прокола. Сейчас, когда попал под сокращение в ликвидационной комиссии ГАП «Комиавиа», занимается домом, сидит с внуком. Правда, домашние дела мастеровитый авиатор делает с меньшей охотой, чем свои вертолётные изобретения. Но получается ничуть не хуже.

Семья у него крепкая. С женой они вместе уже 31 год. В общем, на судьбу грех жаловаться. Столько стран повидал, столько полезного сделал, и все задуманное удавалось. Напоследок спросила: «Что все-таки главное в профессии лётчика?». И услышала ответ: «Голова, здоровье и большое везение». Дай Бог каждому.

Жаль, что День Воздушного флота перестал быть общегородским праздником, когда проводили экскурсии по аэропорту, катали ухтинцев на вертолётах, на площади под знаменитым Ми-1 собиралось множество народа. Все это можно увидеть лишь на снимках из редакционного архива. Сейчас этот день празднуют в узком кругу коллег и близких. А мы поздравляем наших авиаторов, желаем им успехов и удачи при любой погоде и в любой политической ситуации.

(газета «Ухта» от 14 августа 1999 года)