Найти тему
Мама в спорте

Как делать олимпийских чемпионов

Оглавление

Ренальд Иванович Кныш родился и работал в Белоруссии, он был тренером по спортивной гимнастике, воспитал Елену Волчецкую – чемпионку в команде на Олимпиаде 1964 года в Токио и Ольгу Корбут – чемпионку двух олимпиад (Мюнхен-1972: золото в команде, на вольных, на бревне и серебро на брусьях; Монреаль-1976: золото в команде и серебро на бревне).

Ренальд Иванович Кныш.
Ренальд Иванович Кныш.

Книга Ренальда Кныша "Как делать олимпийских чемпионов" похожа на учебник, она разбита на короткие главы, структурирована и очень легко читается, правда повторы информации в некоторых главах встречаются, но не критично. Почти каждая фраза в этой книге мне показалась тезисом. Что ни фраза – то главная мысль, достойная отдельного обсуждения.

-2

Я хотела сразу сделать один обзор всей книги, но вышло слишком длинно, не все осилят, или, прочитав сразу всё, у читателей один тезис наложится на другой, и они не смогут всё прокомментировать, а мне бы хотелось узнать мнение читателей о методиках Ренальда Кныша, поэтому о некоторых, затронувших меня вещах, я написала отдельные статьи, ссылки на которые будут в конце этого текста.

Сейчас я всё же напишу о всей книге. Будет длинно и много цитирования, потому что хочется донести до заинтересованных читателей содержание книги, так как найти её, чтобы прочитать самостоятельно, нелегко. Этой книги нет в полном объёме в интернете, и купить её в бумажном виде невозможно, так как издавалась она за счёт автора очень небольшим тиражом. Прочитать книгу можно лишь в библиотеках Белоруссии, может быть и в России где-нибудь есть, но я не нашла.

Вся книга Ренальда Кныша насыщенна информацией, о которой не принято говорить, но в большинстве своём все об этом знают или догадываются, однако, обычно люди говорят то, что "надо" говорить. Говорят иное неудобное только дети и дурачки... Или не дурачки, а сильные, не боящиеся осуждения и репрессий?

Ренальд Иванович Кныш хоть и занимался и изучал спортивную гимнастику, но считает, что его методики в той или иной степени годятся для любого спорта.

Свою книгу Кныш прежде всего адресует молодым тренерам, которые ещё не имеют огромного самомнения. Опытным тренерам, по мнению Кныша, тоже можно из его книги многое почерпнуть, если они готовы не считать только свои методы обучения истинными, и готовы пробовать новое и экспериментировать.

Елена Волчецкая.
Елена Волчецкая.

Ренальд Кныш предупреждает, что его способ воспитания олимпийского чемпиона подойдёт не всем, так как "он предполагает большую эмоциональную и умственную нагрузку за низкую зарплату, потому что, чтобы сделать чемпиона, нужно работать с малым количеством учеников, а спортивное руководство это не приветствует. Также человек, который хочет воспитать олимпийского чемпиона, должен быть готов к тому, что в мире есть множество тренеров из многих стран, у которых та же самая цель, но знаний больше, ученики податливее и талантливее, а условия тренировок, медобслуживания и быта лучше, возможно даже, что и начальство умнее."

В книге Кныш утверждает, что главной причиной малого числа выдающихся спортсменов в стране является тренерская безграмотность и козни высокого спортивного руководства, и учит, как всё это преодолеть.

Не нужно искать талантливых детей

Кныш был уверен, что не нужно тратить время на поиски талантливых учеников, а нужно просто брать ребёнка с подходящими данными и своим тренерским умением из этого ребёнка делать талант и поднимать его на высшую ступень пьедестала почёта.

Перебирая множество учеников в поисках таланта, тренеры десятки лет работают впустую, потому что эти тренеры изначально не ставят перед собой цели воспитать олимпийского чемпиона, а надеются, что к ним придёт гениальный ученик и сделает тренера знаменитым, но надеяться на это бессмысленно. Тренеры часто жалуются, что нет условий для тренировок и материального стимула, но такой тренер не воспитает чемпиона, даже если его осыпать деньгами и создать сверх идеальные условия. Лишь те, которые не ждут дара, а рассчитывают только на себя, смогут взять внешне подходящего ученика и слепить из него чемпиона, а журналисты потом скажут, что это чудо, а завистливые коллеги скажут, что тому тренеру просто повезло с учеником.

.

Ренальд Кныш и Елена Волчецкая.
Ренальд Кныш и Елена Волчецкая.

Кныш считал, что те тренеры, которые всю жизнь искали талантливых учеников, очень несчастны и из-за своих убеждений не познали радости больших свершений. Двигательный талант – большая редкость в любом виде спорта. Кныш пишет, что в своëм Гродно, где на тот момент количество населения было примерно таким же, как сейчас в моëм Орле (около 300 тыс.), он просмотрел всех учащихся 4 классов и увидел только 1-2 подходящих девочки, и то они могли не подойти для гимнастики по здоровью, а здоровый внешне подходящий ребёнок может не каждый год встретиться. Брать нужно тех, кто есть, и с ними работать. "Умный тренер не должен надеяться на сверхсчастливый случай, а из простого здорового ребёнка подходящей внешности искусственно делать выдающуюся личность". "Если нельзя найти талантливого ученика, то нужно его таковым сделать".

Кныш уверен, что средства массовой информации и журналисты вредят подготовке выдающихся спортсменов, так как возводят этих спортсменов на небывалую высоту, называют их самородками, и уникальными людьми, и не желают понимать, что с этими спортсменами работал кто-то думающий, взрослый, у которого можно чему-то научиться. Такой ажиотаж вокруг выдающихся спортсменов сбивает с толку всех тренеров, которые вместо того, чтобы работать с подходящим здоровым учеником, всю жизнь ищут самородок, а журналисты подогревают их, изображая чемпионов талантами.

Ренальд Кныш на страницах книги признаётся, что сам когда-то в юности хотел стать чемпионом, но не смог, а потом пошёл в тренеры, чтобы сделать чемпионку из любимой девушки, но снова не смог по неопытности, посчитал, что наделал много ошибок, особенно психологических, но зато понял, как нужно действовать в дальнейшем (первой женой Ренальда Кныша была гимнастка Тамара Алексеева, которая потом тоже написала книгу, которая называется "Как создавалась знаменитость", вышла в 2001 году в Белоруссии, когда найду и прочитаю, обязательно расскажу вам о ней).

Нужно иметь основного и подсобного ученика и беречь обоих

Говоря о своей методике воспитания чемпиона, Кныш отметил, что первостепенная цель деятельности тренера – возвысить самого тренера, а не спортсмена. Спортсмен – лишь способ проявить себя и материал для работы. Поэтому он призывал его беречь, говоря, что это очень хрупкий материал, и прежде чем внедрять что-то сложное и инновационное в программу своему будущему чемпиону, нужно экспериментировать и тренироваться на второстепенных учениках. Звучит устрашающе, если думать о будущем чемпионе, как о человеке, но вполне целесообразно, если цель – наивысшие достижения для страны. При этом, называя спортсмена материалом и призывая беречь силы и здоровье этого материала, Кныш говорил, что тренерские часы жизни и здоровье нужно не жалеть и не беречь. И всё это для того, чтобы доказать себе свою избранность – избранность тренера.

Олимпийский чемпион – это шедевр. А любой шедевр, как известно, задумывается и делается знающим мастером в единственном экземпляре. Великий Фаберже два года расписывал одно яйцо, перед тем, как поднести его царю. А если бы его обязали расписать сразу 70 яиц?

Но чтобы воспитать чемпиона, нужно правильно выбрать ученика.

Возьмëте умного и культурного – будете весëлым и здоровым, возьмëте умственно ограниченного – станете нервным и больным. Первый может оказаться менее привлекательным по внешности и менее способным, второй – более эстетичным и более способным. Нужно выбирать. Я, наученный горьким опытом, посоветовал бы взять первого: время, проведëнное с ним, не окажется для вас напрасно потерянным и не отнимет у вас дополнительных лет жизни, даже если вы не поднимете его полностью на вершину спорта. Время же, отданное другому, – это чëрные часы вашей жизни. И даже на вершине славы и уйдя с неë, он будет продолжать плевать вам в душу. Радости от того, что вы сделали его знаменитым, у вас не будет никакой!

Мне в этих утверждениях видится обида Кныша на Ольгу Корбут, впрочем, обида понятная – обида тренера на свою ученицу, которая не благодарила своего учителя в минуты славы, а потом ещё и обвинила его в ужасном преступлении. Снова мне вспоминается Светлана Хоркина, многие читатели порицаают её, припоминая ей женатого любовника, воинское звание без службы и заседания в Думе, но, как бы там ни было, Хоркина, любуясь собой, превознося своё трудолюбие, талант и внешность, всегда превыше всего ставила своего тренера. Она всегда-всегда, во всех интервью, фильмах и книгах говорила, что Борис Васильевич Пилкин – выдающийся тренер и не истощимый фантазёр, что именно он придумывал все её уникальные элементы и благодаря ему она выдержала три олимпийских цикла.

Тренер – скульптор, а ученик – трудно поддающийся обработке материал.
Без тренера спортсмен – сирота

Кныш рекомендует подобрать двух учеников, подходящих не только для спорта, но и по характеру, чтобы заниматься с учениками было приятно. Один ученик должен стать основным, а другой – подсобным. Если на первом году обучения в основном ученике откроются дурные черты характера нужно его сразу же заменить пока не поздно, пока не вложено столько сил и фантазии, чтобы жалко было передавать другим. Нужно присматриваться и к ученику, и к его родителям, и, если видно, что всё плохо, то нужно безжалостно расставаться.

Кныш пишет, что подсобному ученику нужно уделять много внимания и особенно тщательно его отбирать. К нему должны предъявляться повышенные требования: он должен больше тренироваться с меньшим количеством подводящих упражнений, трудиться должен больше, чтобы тянуть за собой основного ученика. Но обогнать основного ученика подсобный не сможет, потому что тренер на нём экспериментирует и совершает много ошибок. Нужно, чтобы подсобный ученик был выносливее и способнее основного, чтобы всё выдержал и не ушёл из спорта прежде, чем основной ученик станет чемпионом. Если у тренера возникнет конфликт с основным учеником, нужно часть вины переложить на подсобного или через этого подсобного влиять на основного.

Тренируя Ольгу Корбут, Кныш в качестве подсобного ученика использовал её старшую сестру и в книге говорит, что она была умнее и больше хотела заниматься и своим желанием увлекала и младшую, сдерживая её самодовольство и лень.

При большом усердии подсобный ученик сможет стать каким-нибудь небольшим чемпионом. Но для высоких достижений он не предназначен, главным его достоинством должна быть большая работоспособность и послушание, а главными недостатками отсутствие красивой фигуры и пропорциональности.

Готовить к большим достижениям можно только одного ученика.

Тренировать сразу двоих учеников – всё равно, что писать сразу две книги или решать сразу две задачи. Можно, конечно, тренировать одновременно нескольких учеников, но тогда нужно быть готовым к тому, что максимального результата никто из них не покажет.

Формула мастерства простая: или всё мастерство вкладывается одним тренером в одного спортсмена, или оно, отнимаясь у него, распределяется поровну между двумя, тремя или группой учеников, занимающихся у этого тренера.

Массовый спорт и ранний набор мешает воспитывать чемпионов

Кныш был уверен, что массовый спорт, который делается в рядовых спортивных школах, несовместим с олимпийским спортом, потому что, ведя множество групп детей, невозможно воспитать чемпиона, ведь даже самый "гениальный тренер не в состоянии уследить за правильной закладкой базовых движений более чем у двоих учеников". Тренируясь в группе можно стать мастером спорта, но не олимпийским чемпионом.

Все знают, что напряжённые тренировки, особенно в детстве, приносят болезни. Подростков в спорте единицы, а массовость есть только на уровне детского сада. Но зато мы громко можем заявить, что в некой спортшколе тысячи учащихся. А из этой тысячи в лучшем случае десяток-другой настоящих спортсменов, а остальные только ОФП по большому счёту занимаются. Но об этом, конечно же, нельзя вслух говорить. Все же понимают, да?

В спорте, как на войне. Кроме открытых войн, когда врукопашную дерутся тысячи людей, есть перевороты, переговоры, блокады, терроризм, подкупы... Эти альтернативные методы дешевле, чем открытые войны, когда армия на армию. Но эти методы требуют больше ума, чем метод массовости, когда колоннами атакуют амбразуры противника с надеждой, что авось кто-нибудь да добежит. Так и в спорте метод массовости точно такой же.

Кныш пишет, что для воспитания чемпиона тренировки должны быть исключительно индивидуальными, а не групповыми. В качестве доказательства приводит в пример репетиторство, когда "дети за год-два изучают иностранный язык, а в школе на это не хватает и десяти лет".

Кныш считает, что массовый набор детей в группы раннего развития – это зло, так как там тренеры не работают на результаты, а только портят технику. Ученик, пробывший в такой группе год, имеет небольшие шансы стать выдающимся спортсменом, через 2 года шансы уменьшаются раз в пять по сравнению с теми, кто лишь только год позанимался в такой группе. А через 3 года эти шансы уменьшаются почти до нуля, так как переучить потом ребёнка почти невозможно, у него будут неправильные наскоки, провалы в плечах, согнутые или разведённые ноги, а также страх и лень. Но спортивному руководству нужна массовость, поэтому такие группы будут. И выдающиеся тренеры поддерживают такое положение дел, потому что думают, что себе они ученика как-нибудь найдут, а все остальные пусть не найдут, ведь чем больше перепортят будущих спортсменов, тем меньше будет соперников их ученикам.

Кныш считал, что сделать чемпиона можно только взяв спортсмена с нуля, а не уже состоявшегося, пусть и маленького, спортсмена. Тренировавшийся у другого – это испорченный материал, и никакой самый гениальный тренер не сможет исправить испорченное. Нет ничего хуже и неблагодарнее, чем исправлять чужие огрехи, поэтому Кныш рекомендует тренерам, мечтающим воспитать чемпиона, никогда не брать себе испорченных учеников, это напрасные надежды, считает он, такой ученик не сожмёт ноги, если он их разводит, не выпрямится, не вытянется, ничего не будет, только разочарование, даже из самого талантливого, но испорченного ученика сделать шедевр уже не получится. Нужно брать только совсем новичка. 

Будете тренировать умнее других тренеров – сделайте знаменитость, будете тренировать, как все – породите посредственность, будете надеяться на ученика – выйдет ничтожество.

Кныш считал, что раньше 8-11 лет брать в гимнастику ученика не стоит, потому что в более юном ребёнке можно ошибиться с будущей внешностью. До Олимпиады всё равно допускают лишь с 16 лет, вот и незачем тратить больше времени на воспитание, ведь за 6-10 лет вполне можно подготовить Олимпийского чемпиона. Но когда нужные ученики будут найдены, нужно, чтобы этим детям был сразу проведён углубленный медицинский осмотр и выявлены хронические болезни родителей, если будет что-то найдено, то лучше такого ученика не брать и не тратить на него время. Тренировки – это напряжение, соревнования – это волнение, скрытые болезни обязательно усугубятся, а болеющий ученик всегда будет отставать в своëм развитии, как спортсмен, и топтаться на месте. А тренер будет с ним терять месяцы и годы.

Сейчас гимнастика шагнула далеко вперёд по сравнению с временами, когда Кныш тренировал, и сейчас некоторые считают, что и с 6-7 лет начинать поздно, хотя многие с этим и не согласны, по крайней мере в спортивной гимнастике в 6 лет начинать не поздно и будущие пропорции фигуры видны лучше, чем в три года, тут Кныш безусловно прав – ошибиться в этом возрасте с будущей внешностью можно. На просторах интернета я наткнулась лишь на одну гимнастку, пришедшую в наше время в гимнастику в 9 лет и чего-то добившуюся – она недавно стала мастером спорта, правда, в сборную страны она не попала, но, мне кажется, шансы ещё есть. Это Яна Маткина из Челябинска, болеем с дочкой за эту девочку

Тренер должен постоянно учиться

Ренальд Кныш призывает тренеров критически относиться к своим знаниям, считает, что не стыдно быть в чëм-то безграмотным, стыдно быть уверенным в своих знаниях и не желать развиваться дальше, вот это он и называет невежеством – полную уверенность в своих знаниях.

Если тренер не понимает, что он знает очень мало, то у него нет шансов подготовить выдающегося спортсмена.

Кныш рассказывает о том, как после возведения Корбут в ранг чемпионов, стал обучать тренеров тренировать и начал с простых заданий, типа того, что в каждое своë указание воспитанникам тренеры должны были вставлять точную деталь и говорить не "взмахни ногой", а "взмахни прямой ногой" не "руки вверх подними", а "подними длинные руки вверх", благодаря таким мелочам закладывается правильная техника, но в итоге даже это простое действие тренеры игнорировали, не считая его важным.

Если вы понимаете, что знаете мало – это уже хорошо. А если постоянно стремитесь приобретать новые знания – отлично. В таком случае, вы можете сразу начинать готовить будущую знаменитость, никому только об этом не говоря, иначе засмеют или заклюют.

Спортивное руководство, другие тренеры и бывшие знаменитости – не друзья

Кныш пишет, что подлости спортивных руководителей он раньше считал случайными недоразумениями или временными ошибками, но потом понял, что очень часто возглавляют спорт спортивные знаменитости, которые не заинтересованы в появлении новых знаменитостей, потому что поверить в то, что среди руководителей нет умных людей, невозможно. А если так, то происходящее кому-то выгодно.

В книге рассказана история Елены Волчецкой, которую после побед на крупнейших соревнованиях СССР не включили в сборную для поездки на чемпионат мира, которую заставляли набирать вес, которой убирали из программ сложные элементы. Я потом нарыла в интернете несколько интервью разных лет с Волчецкой, всё, что она говорила, не противоречит утверждениям Кныша. Она рассказывала, как без своего тренера ей было плохо на сборах, как ей меняли программы.

Кныш жил и тренировал в союзной республике – в Белоруссии – и был уверен, что люди, находящиеся в руководстве сборной республики и имеющие доступ к руководству сборной СССР, не были заинтересованы делить с кем-то олимпийские лавры в своей республике. В пример он приводит тренера потенциального олимпийского чемпиона из Белоруссии, который не хотел, чтобы в женской сборной тоже была чемпионка, поэтому он, имея связи, утаивал от Кныша информацию о грядущих сборах, и воспитанница Кныша вынуждена была ехать на сборы без своего тренера. Руководители сборной страны пропихивали в олимпийские сборные своих жён или своих воспитанников. Я сейчас не буду глубоко копаться в истории, но в советской гимнастике действительно были гимнастические пары, где муж и жена – гимнасты, или где муж – тренер и начальник, а жена в олимпийской сборной. Такое действительно было, поэтому слова Кныша выглядят вполне правдоподобно.

Воспоминая других выдающихся тренеров той эпохи подтверждают утверждения Кныша. Например, Владислава Растороцкого – тренера Людмилы Турищевой – тоже на сборах и соревнованиях не допускали до ученицы и убирали из её программ элементы.

Ольга Корбут.
Ольга Корбут.

Ольга Корбут попала в женскую олимпийскую сборную, когда её руководителем была Лариса Латынина, у которой не было своих личных учеников. Кныш считает, что Латынина почувствовала в Корбут соперницу по исторической славе и поэтому вопреки мировому признанию и славе Ольги Корбут, стала продвигать вперёд Турищеву, говоря, что в команде она номер один, а не Корбут. Но из того, что я знаю об этих гимнастках, вполне логичным было назначить капитаном команды именно Людмилу Турищеву, как надёжную, уравновешенную и стабильную спортсменку, а не взбалмошную Корбут, которая всех удивит, поразит, а потом упадёт в прямом и переносном смысле.

Кныш вспоминает, что утвердился в своём мнении о том, что "звёзды" не хотят помогать новым чемпионам, в тот непродолжительный период, когда Корбут после завершения карьеры гимнастки работала в Федерации спортивной гимнастики и сказала своему тренеру, что ей не нужны такие, как она, дескать, она – Корбут должна остаться в истории непревзойдëнной.

Знаменитости, возглавляющие федерации, или их тренеры, не заинтересованы в подготовке спортсменов, которые превзошли бы их или их учеников по титулу. Пользуясь своими возможностями, используя свой авторитет, они делают всё, чтобы при них и после них равных им в своей стране не было.
Высшее спортруководство боится грамотных тренеров, и делает только видимость их учëбы и образования. Доказательств этому множество: оно не собирает тренерские знания, не распространяет их, не издаëт, не объявляет конкурсы на лучший учебник, не проводит семинары и переподготовку тренеров, как это делается во всех областях человеческой деятельности.

Кныш напоминает, что не стоит ждать помощи от опытных тренеров, потому что они всегда скрывают свои знания, боясь соперников, на общих сборах и при посторонних они дают своим ученикам указания шëпотом. И даже, уйдя на пенсию, помалкивают.

Также Кныш считает, что нужно опасаться тренеров-перехватчиков, которые, пользуясь властью или материальными возможностями, соблазняют спортсменов перейти к ним. "Эти тренеры ничего ученику дать не могут, потому что у каждого тренера своё понимание техники исполнения элементов, а переделать спортсмена на новый лад невозможно, поэтому повыступав какое-то время на старом багаже спортсмен ухудшается и вынужден уйти."

Про гимнастов таких историй не знаю, а вот фамилии фигуристов, сменивших тренера и вскоре развалившихся, наслуху.

Один известный тренер – тренер олимпийской чемпионки – хвастался мне, подвыпив, как он перед переездом в другой город уничтожил всю гимнастику в прежнем: опорочил и разогнал всех тренеров, передал все залы другим видам спорта, оставив для гимнастики самый захудалый.
– Теперь, – гордился он, – за полсотни лет не восстановят! Будут говорить: был я – была гимнастика, не стало меня – не стало гимнастики.

Кныш написал, что выпустил свою книгу, потому что отвращение к гадостям, которые творятся в спорте, превышает чувство собственной корысти.

Государству, считал Кныш, выгоднее было бы давать олимпийским чемпионам сразу пожизненные пенсии, чем ставить их руководителями спорта. "Чем больше знаменитостей будет "руководить" спортом, тем меньше знаменитостей будет в нём появляться."

Тренер тренеру враг. Соперничество спортсменов делает соперниками и тренеров. Большинство тренеров тайно пойдёт на любую подлость, чтобы навредить другому спортсмену и убрать соперника своему спортсмену.

Даже совестливый тренер-чудак, который может встретиться на заре тренерской деятельности, всё равно принесёт вред чужому ученику, либо из-за незнания правильного выполнения элемента, либо из-за неодинакового толкования элементов.
Все тренеры губят чужих учеников. Одни – по своей глупости, другие – сознательно, по карьерным соображениям.

Кныш считал, что массовость, сборы, смена тренеров, частые соревнования, восхваление отдельных спортсменов и принижение тренеров – это мероприятия по уничтожению способных тренеров и их учеников.

Все власть имущие уничтожают конкурентов заранее. Чтобы не быть уничтоженными, нужно не выделяться раньше времени.

Нужно избегать сборов и соревнований

Кныш считал, что нужно делать всё возможное, чтобы "руководящая мафия" не обратила раньше времени внимание на талантливого тренера и его ученика.

Ученику нужно объяснить, для чего необходимо не высовываться.

Не выделяться, не заявлять о своих намерениях, не выставлять ученика на соревнования, а если приходится выступать, то не попадать в призëры, а ещё лучше – занимать последние места. Для этого – выступать не с полной трудностью и дополнительно заваливать комбинации.

Кныш акцентировал внимание на том, что тренироваться нужно с одним и тем же тренером в привычной обстановке, а выезжать на соревнования только при необходимости отобраться на крупные престижные старты, в остальных случаях покидать родной зал и тратить силы на то, что не принесёт пользы не нужно.

Сборы, особенно продолжительные, обычно проходящие в формальной, угнетённой обстановке, при "ценных указаниях" старшего (умного) тренера остальным (глупым) тренерам, которые никакого своего творчества в такой атмосфере проявить не в состоянии, конечно, никакой пользы спортсменам дать не могут.

Кныш считает, что первые 3 года тренировок необходимо запретить все соревнования на результат, чтобы ни тренеры, ни дети не тратили на это силы. Если бы дети соревновались только на чистоту выполнения, то не пришлось бы потом переучивать неправильную постановку ноги легкоатлетов.

И ни в коем случае нельзя отпускать ученика на сборы и соревнования, там его испортят. В сборной участников много и начальству плевать на судьбу одного спортсмена и тренера. Тренер должен идти на любой обман, но только не отпускать ученика от себя.
Ольга Корбут слушает ценные указания.
Ольга Корбут слушает ценные указания.

Для воспитания выдающегося спортсмена нужен помощник

Кныш уверен, что для эффективной работы тренеру нужен тренер-компаньон, чтобы подменять друг друга, а не оставлять воспитанников на чужих тренеров или без тренировок. В идеале для роли компаньона подходит супруг(а). Но не нужно привлекать выдающихся спортсменов, опыт Кныша показал, что чем способнее человек был как спортсмен, тем незначительнее он будет, как тренер.

Лучшие тренеры получаются из слабых спортсменов

Ренальд Кныш, посчитал, что чем сильнее был спортсмен во время своей карьеры, тем хуже он поддаëтся обучению тренерскому делу. Причину Кныш видит в том, что из-за больших физических нагрузок спортсмену было некогда учиться педагогике и человеческой культуре. А элементы, освоенные этим спортсменом, кажутся ему простыми и не требующими особых усилий. Этот бывший спортсмен говорит своим ученикам, чтобы они "раз – и сделали", чтобы посмотрели и выполнили, "вот такие методики у бывших спортсменов". А если у ученика не получается, то такой тренер считает ученика дураком.

По мнению Кныша, лучшими тренерами становятся бывшие слабые спортсмены, потому что они помнят, как сами учились и что-то не могли, поэтому, став тренерами, стараются разобрать каждое движение, чтобы понять, почему оно не получалось, и в итоге они своим ученикам объясняют элементы лучше.

В качестве примера Кныш приводит Белу Каройи (тренера Нади Команечи), который сам не был гимнастом и, "понимая, что ничего не смыслит в спортивной гимнастике, больше, чем любой гимнаст, вникал во все тонкости, постоянно учился и превзошёл профессионалов".

Тренировки должны приносить радость

Кныш рассказывает, что во время тренировок для наивысшего результата у спортсмена не должно быть отрицательных эмоций – они мешают, нельзя творить и быть счастливым, когда страдаешь или рядом кто-то страдает.

Мешает грубость тренеров, их отвлеченные разговоры на посторонние темы, лень подопечных, слишком малое или наоборот слишком большое число занимающихся, когда возникает очередь на снаряды, присутствие посторонних в зале.

Кныш приводит цитату кого-то из великих: "Человек в состоянии вдохновения становится гениальным" и говорит, что тренер должен создавать все условия для вдохновения ученика.

Кныш говорит, что "в неуютном зале достичь высшего духа азарта и раскованности невозможно".

Хорошо, если в зале всегда царит атмосфера дружелюбия, отзывчивости и сопереживания.

Тренировать нужно без слёз, нервов и рабского труда, "чем больше тренер приказывает ученику, тем больше гасит в нëм творческий потенциал". Ребëнку нужна радость. Но, чтобы ввести ученика в такое состояние, тренер и сам должен испытывать его, гореть желанием научить, рваться на тренировку, "Тогда ученик, наэлектризованный энергией тренера, тоже становится уверенным в себе, полным сил и желания сделать – и за полчаса-час выполнит замысел тренера, шагнув стремительно вперëд!"

Следует помнить, что результат получается всегда ниже задуманной вершины, поэтому нужно целиться всегда на самый верх, а не просто стремиться воспитать условного мастера спорта.

Ученика всегда необходимо подбадривать, даже, если тренер устал и у него плохое настроение. Ученик не должен заметить недомогания учителя, он должен приходить в зал для радости. Тренировать, сидя и зевая, и из другого конца зала – абсурдно. Ученик сникнет и пользы не будет. Кныш уверен, что если постоянно заставлять себя быть бодрым и весёлым, то радостное настроение станет привычкой, и притворства уже не будет. Ученик должен любить тренера и гордиться собой, поэтому тренер обязан дружелюбно относиться к ученику, ученик должен это чувствовать, тренер должен говорить ему о его возможностях и его красоте. Если ученик будет гордиться собой, то это поднимет его выше себя, придаст смелости, даст силы много трудиться.

Нужно чаще хвалить ученика и радоваться каждой его удачной попытке, радость должна быть искренней, непринуждённой. Не надо постоянно ему аплодировать, достаточно просто кивка головы, улыбки, это вдохновит ученика больше, чем бурные эмоции. Ученику должно казаться, что тренер любит его больше всех других, но для тренера это будет всего лишь обдуманной игрой, затеянной для того, чтобы ученик отдал все силы для выполнения замысла тренера. Тренеру важно влюбить в себя ученика, также важно, чтобы в дальнейшем ученик не разочаровался в человеческих качествах тренера, поэтому тренер обязан стараться быть тактичным, добрым, сдержанным, внимательным к чувствам и потребностям ученика, не посягать на то, что дорого ученику, не оскорблять не только самого ученика, но и его родителей. Кныш уверен, что, унижая и оскорбляя, чемпиона не сделать.

Советы по организации тренировок от Ренальда Кныша

Основной задачей тренера Ренальд Кныш считал научить спортсмена правильным движениям и постоянно их поддерживать. А правильные движения – это движения, соответствующее законам физики и эстетики. Отклонения от этих законов приведут к потерям силы, скорости, красоты. Кныш уверен, что заученные погрешности техники движений неисправимы. Кому-то может показаться, что множеством повторений можно исправить технику. Но во время соревнований, когда спортсмен будет испытывать стресс и напряжение, наружу вылезет всё то, что на уровне подсознания усвоено ранее. В этом неправильном может быть виноват не только тренер, но и сам спортсмен, который, стараясь улучшить свои показатели, самостоятельно тренировался.

Когда человек тренируется самостоятельно и за ним никто не следит, то правильные движения превращаются в удобные, так устроена природа, и человеку проще делать то, что легче, поэтому даже, если движения изначально отработаны правильно, то потом без постоянного наблюдения со стороны, они ухудшатся. От большого количества повторений движения автоматически не станут правильными. От монотонных множественных повторений высокое мастерство к спортсмену не придёт и только постоянный контроль тренера даст надежду на то, что спортсмен будет высококлассным.

Ренальд Кныш утверждает, что "в застое ученика всегда виноват тренер". Если у ученика что-то не получается, это не значит, что он не способный, скорее всего, это потому, что тренер его неправильно учит. Многие тренеры уверены, что чтобы научить воспитанника чему-то, нужно заставлять его побольше работать, но в итоге только расшатывают нервы ребëнку, забивают мышцы и прививают неправильные навыки.

В Книге Кныш даёт множество простых рекомендаций, основанных на собственном опыте, для реализации которых не нужны финансовые вложения, а нужно лишь желание тренера.

Две тренировки в день эффективнее, чем одна, а вот три тренировки эффекта не дают, даже если спортсмен живёт рядом с залом, он просто не успеет как следует отдохнуть, а вот если спортсмен живет далеко и тратит много времени и сил на дорогу, то и одна удлиннëнная тренировка будет эффективнее, чем две.

Сами тренировки выгоднее уплотнять, чтобы было меньше простоев и больше подходов к снарядам, чтобы ученик за минуту делал не один-два элемента, а 10-20, за полчаса – 300 и более, тогда он сэкономит время и выработает выносливость, и тогда ученик даже в уставшем состоянии сможет правильно выполнить любой элемент и завалов на соревнованиях не будет. При такой работе двух часов будет достаточно для повторения всего материала многоборья, а вот на сборах, где гимнастов много и на один снаряд приходится несколько человек, объём работы получается меньше.

Ученик должен уметь напрягаться, то есть быстро из расслабленного состояния переходить в напряжëнное. 

Помимо знаний педагогики и биомеханики тренеру нужно иметь гибкий ум, чтобы быстро перестраивать свои понятия и убеждения.

К первой тренировке тренеру нужно подходить очень ответственно, так как именно тогда у ученика формируется представление о тренере, как о человеке на всю жизнь, и от того, каким будет это представление, будет зависеть и отношение ребёнка к тренеру, а значит и к тренировкам. Именно первые тренировки задают ритм работы на годы вперёд, приучают заниматься мелочами, такими, как оттянутые носки, правильно поставленные кисти. Все эти движения для человека неестественны, но если с самого начала делать всё правильно, то неестественные движения станут автоматическими. Человек не рождается с прямыми ногами и оттянутыми носками, поэтому организм стремится к тому, чтобы всё было удобно, даже спортсмен, наученный что-то делать идеально, вскоре начнётся сгибать и портить свои движения, если его ежедневно не поддерживать. 

С самых первых тренировок нужно подводить ученика к элементам, которые будут нужны на Олимпийских играх, не размениваясь на другие ненужные, которые являются обязательными в каких-то разрядах, все эти разряды можно пропускать, уделяя внимание лишь правильности и чистоте базовых движений. 

Краткая, хорошо усвоенная терминология, значительно сокращает время обучения на любом снаряде. Кроме терминологии нужно ещё научить ребёнка понимать жесты, которыми тренер может пользоваться и на тренировках, и на соревнованиях, находясь среди зрителей, чтобы спортсмен даже издали понял, что от него хочет тренер. 

Тренерам нужно не пренебрегать подводящими упражнениями. Нужно стараться не сразу пытаться выполнить элемент, а сначала подготовиться к нему. Если пропустить подводящие упражнения, то время усвоения основного элемента удлинится, но главное приведёт к неряшливости и нестабильности. Большая ошибка тренеров состоит в том, что они мало придумывают подводящих упражнений, а ещё бóльшая в том, что подталкивают учеников руками – этот метод кажется им самым надёжным, но это заблуждение. 

И ни в коем случае не следует командовать учеником, нужно не приказывать, а только просить. Не нужно демонстрировать ученику своё превосходство в умственном и моральном плане, там, где ученик лишь подчиняется воле тренера, нет вдохновения, там рабский труд, а рабский труд не плодотворен. Хвалить и подбадривать нужно после каждой тренировки, даже если она прошла не совсем хорошо. Равнодушие и неприязнь тренера всегда испортят тренировку. Никогда нельзя говорить ученику о его слабости глупости или бесталантности, наоборот, нужно убеждать его, что он всё может. Злоба тренера порождает неприязнь и нелюбовь к спорту и неуважение к тренеру, а гордость предаёт сил. Ученик, гордящийся собой может трудиться во много раз больше. 

Во время тренировки тренер ни на минуту не должен отвлекаться от ученика. Детей расхолаживают разговоры тренеров между собой, приход к тренеру знакомых, выход к руководству или родителям детей, решение каких-то других дел, разговоры по телефону. Уже после 2-3-минутного отсутствия тренера, ребёнок выходит из эмоционального состояния нужного для эффективной тренировки. 

Необходимо уберегать учеников даже от самых маленьких травм, потому что травмы рождают страх не только на том элементе, который не удался, но и на всех остальных, спортсмен становится труслив, страх сковывает мышцы, возможны самые неожиданные срывы и любые "заскоки". Одним из лучших методов лечения микротравм является массаж. Травмы со временем всё равно появляются: забиваются икроножные мышцы, мышцы спины, плеч, а массаж не только лечит повреждения, но и является объединяющим фактором между тренером и учеником. Даже перед тренировкой можно делать ученику двух-трёхминутный бодрящий массаж и во время тренировки делать паузу на массаж, хотя бы просто потрясти ученику руки или ноги, это взбадривает ученика и даёт почувствовать заинтересованность в нём тренера. Кто-то из тренеров считает ниже своего достоинства делать массаж, кто-то стесняется, но Кныш считает, что зря эти тренеры так думают, с помощью массажа можно предупредить конфликты, унять капризы и помочь ученику полностью выложиться. 

Ученика нужно беречь, отдавать себя ему полностью, даже, если придётся едва сводить концы с концами из-за маленькой зарплаты, ведь если ученик сломается, то годы жизни окажутся потраченными напрасно, тренер может быть морально уничтоженным и вряд ли после этого у него найдутся силы взяться за второго ученика и снова начать жертвовать годами жизни и своим благополучием. Поэтому нужно очень сильно беречь ученика. Беречь от всего: от травм, от болезней, от житейских невзгод. Нужно обязательно держать связь с родителями, если они не совсем тёмные люди, нужно объяснить им сразу, что вы хотите сделать из их ребёнка, но они должны держать это от ребёнка в тайне.

Ученик должен полностью доверять своему тренеру и не проявлять самостоятельность, потому что у каждого элемента есть множество вариантов исполнения и накладывать друг на друга разные варианты нельзя. Все выдающиеся спортсмены бесславно уходили из спорта из-за своей спесивости, потому что начинали ставить себя выше своего тренера. Ученик должен слушать только своего тренера и игнорировать советы любых других тренеров, спортсменов или "доброжелателей".

А чтобы ученик был послушным и покорным ему нужно с самого начала объяснить для чего это необходимо. Могут помочь рассказы о зазнавшихся спортсменах, которые меняли тренеров и в итоге терпели поражение. 

"Многие тренеры, найдя подходящего по внешнему виду и здоровью ученика и видя, что он из-за своей ограниченности не поддается обучению, начинают злиться и применять силовые методы обучения – такие, как оскорбления ученика, удаление с тренировки, оставление после занятий, пока тот не выполнит тренерского задания. Такие "победы" над учеником хотя и приводят порой к некоторым успехам, но быстро заканчиваются, так как построены на ненависти и быстро выматывают нервы одному и другому.

Наилучший путь – это добровольное, сознательное подчинение ученика тренеру, а для тренера – проведение занятий на большой эмоциональной основе. Тогда победа над учеником будет полная, а результаты самые высокие. Если у ученика появляются какие-то сомнения или свои мысли по технике движения или по проведению тренировки, то он немедленно должен говорить об этом тренеру, а не пробовать что-либо делать самостоятельно, так как исправить ошибку потом, чаще всего, будет невозможно. И результаты начнут падать."

Ученику нужно давать лишь одно указание, потому что, вываливая сразу много знаний и замечаний, невозможно всё сразу исправить, нужно работать поэтапно. Исправлять ошибки последовательно, не от самых заметных к менее заметным, а от самой первой (ранней) к последующим.

Страх – большой тормоз в гимнастике. 

"Малейший намёк на опасность лишает ученика творческого состояния. Поэтому никогда не нужно говорить о страхе, даже произносить это слово, тем более упрекать в трусости. Сам ученик обычно никогда не говорит о страхе, так как в нашем обществе страх пока что считается позорным свойством человека. И ученик стесняется прослыть трусом. Поэтому тренер должен почувствовать его малейший страх и предупредить своими действиями выход его из активного раскованного состояния. 

Для этого нужно положить больше матов, понизить снаряд, насыпать больше поролона – возможно самому упасть и сказать, как приятно падать. А ещё лучше – дать более лёгкое, заранее продуманное, подводящее упражнение, то есть отступить от ближайшей намеченной цели: видимо ученик к выполнению её ещё не готов. 

Тренеру нужно усвоить, что все элементы упражнения должны разучиваться и шлифоваться в полном отсутствии страха, а чтобы его никогда не было, нужно научиться при отрыве правильно падать и почаще повторять падение перед началом упражнения".

Нельзя позволять делать элементы неправильно. Неправильно заученное исправить нельзя, но можно схитрить и изучить элемент заново, делая его в другую сторону. Переучивая движение в другую сторону, тело воспримет его как новое и не повторит ошибки. 

"Нельзя пробовать элемент просто подталкивая или переворачивая ученика руками". При подталкивании и подкручивании организм ученика вырабатывает привычку опираться. И сам уже не докрутит, или будет изгибаться в сторону привычной опоры. Нужно использовать подводящие элементы, чтобы заставить работать нужные мышцы и не ждать опоры, а если уж очень хочется подтолкнуть, то делать это надо каждый раз за разную ногу, чередуя грудь и живот. 

Если видите, что элемент с вашими подводящими упражнениями получается плохо, то значит вы ошиблись в подводящих упражнениях и нужно их менять. Подводящих упражнений множество, если не подошло одно, подойдёт второе, не подошло второе, подойдёт третье или десятое, главное не считать себя прозорливым, а ученика тупым.

Кныш в своей книге приводит много конкретных примеров, как тренировать гимнаста, что ему сказать, чтобы он правильно понимал и выполнял требуемое, например, ученик должен почувствовать элементы, чтобы это произошло тренер должен сказать не "сгруппируйся"а "зажми коленями уши", не "толкнись о мостик", а "скользни по мостику", не "подними руки", а "вытяни руки".

Приказывать нельзя, нужно только просить и убеждать, так как все нормальные люди не любят подчиняться приказам, а если им приходится, то делают это с неудовольствием. А когда дело делается без энтузиазма, то делается оно медленнее, получается плохо. Учеников с нормальной психикой унижает приказной тон, никакого творческого порыва при этом у них не появятся. Кныш объясняет какие-то банальные вещи, типа, что нужно просить "сделай, пожалуйста", а закончить свою просьбу словами "тогда это будет у тебя ещё лучше". Ученику всегда нужно говорить, что делать, а не то, что делать не нужно. Если тренер скажет "не прогибайся" ученик не поймёт, что ему делать, может быть сгорбится или согнуться, или втянуть живот, или выпрямиться, или наклониться в сторону. Тренер должен чётко говорить, что должен сделать ученик и не говорить, что не должен и тем более не показывать то, что ученик сделал неправильно. Тренер должен показывать элемент сам или на другом ученике.

Ожидание снаряда – это потерянное тренировочное время.

Вялый тренер – вялый ученик. 

Кныш уверен, что влюбить в себя ученика не сложно, нужно всего лишь соблюдать общечеловеческие моральные принципы: быть культурным, вежливым, обходительным, чутким, не повышать голос, заботиться о жизни ученика, звонить ему два раза в день, советовать, как лечиться, когда отдыхать, о чём думать. Тренер никогда не должен принимать никаких подарков от ученика, подчёркивая, что лучший подарок – это его успехи на тренировках. Учеников нужно влюблять в себя. 

Талантливый трудолюбивый тренер важнее, чем талант и физические данные его ученика. Талант тренера может даже лодыря сделать чемпионом

Кныш был уверен, что в ближайшем гимнастическом будущем физические качества спортсмена отойдут на задний план, и гораздо больше будут иметь значение тренерские знания. Кныш говорит, что Корбут по физической подготовке была самой слабой в сборной СССР, не могла подтянуться больше трёх раз и залезть по канату до потолка. Кстати, о таком же и Светлана Хоркина рассказывает о себе в своих книгах, она говорит, что не тянула нагрузку девочек-сборниц, что была довольно хилой и только благодаря методикам своего тренера смогла побеждать сильнейших.

Ольга Корбут.
Ольга Корбут.

Ленивое окружение своей ленью разлагает активного ученика не только ленью, но и насмешками над ним за его старания.

Лень бывает врождённой, исходящей от самого ученика, и приобретëнной от тренера, от того, что тренер халтурит и ленится, если тренер пассивен, сидит на тренировках, то никакое чудо не будет поднимать ученика, он будет также ленив, как и тренер и даже талант не спасёт его. В лени ученика тренер прежде всего должен винить себя, хоть это и очень трудно. Чтобы расшевелить лодыря тренер должен проявить изобретательность и приложить энергию. Лодыри обычно ещё и умственно ограниченные люди и считают себя умнее и хитрее других и умнее тренера. Намекать им о том, что это не так, нельзя, они обидятся и вообще перестанут трудиться. При малейшем несогласии или недовольстве такие люди перестают что-либо делать. 
Не трудиться – это их козырь, самый простой и самый непробиваемый. Ленивому нужно всегда показывать, что он умён не менее вас, советоваться с ним, что и как делать, чтобы ему казалось, будто это он придумывает и что это он хочет делать. Если же увидит, что инициатива исходит от вас, – заупрямится. Лодыри обычно гордятся своим упрямством, не понимая, что "упрямство – это вывеска дураков" и исходит от лени. Ставят упрямство наравне с упорством, которое является показателем неустанного труда и преодоления трудностей. Но разъяснение эти на них не действуют, так как безделье соизмеримо проще, чем созидание. Нужно быть предельно осторожными в обращении с ними, больше хвалить, не допускать никаких невинных шуток, так как они понимают их как оскорбление себя, со всеми вытекающими из этого последствиями. 
Мне при работе со своей будущей "звездой" очень помогли консультации с учителями в школе для умственно отсталых детей.

Это Кныш снова об Ольге Корбут. Но если не думать об этом, то ведь здравые вещи говорит Ренальд Иванович, реально можно человеку внушить, что это он сам чего-то хочет, а не ты его заставляешь, и делать вид, что это он такой умный.

С ленивыми заниматься трудно и неприятно, бóльшую часть соревнований они будут проваливать из-за лени готовиться к ним, а после победы они зазнаются и прекратят тренироваться, начнут унижать и оскорблять тренера. Так что лучше не тренировать ленивых и дебильных, а лучше взять ученика с худшими данными, но активного и умного, такой ученик не подорвёт здоровье и принесёт много радости, и успехи у него могут быть значительно лучше, чем у талантливого лодыря. 
-8

Ренальд Кныш был уверен, что наука по подготовке спортсменов экстра-класса находится на уровне медицины времён заклинаний и кровопусканий. Спортивные заведения не учат тренеров тренировать, а дают им искажённые знания, и только постоянное самообразование и ироническое отношение к своим "знаниям" может сделать тренера хорошим тренером. Однако следует помнить, что книга "Как делать олимпийских чемпионов" вышла более 20 лет назад, а писалась ещё раньше, может быть сейчас уже не всё так плохо, как во времена Кныша? Ну или хотя бы начало меняться в лучшую сторону?

Вот ЗДЕСЬ можно посмотреть сюжет 2013 года гродненского телевидения о Ренальде Кныше (https://www.tvgrodno.by/video/po-sekretu-vsemu-svetu-2013-renald-knysh.html).

  • О книге Ольги Корбут "Жила-была девочка", где много написано о Ренальде Кныше:
  • Мои статьи, где я подробнее рассказываю о некоторых утверждениях Ренальда Кныша из его книги "Как делать олимпийских чемпионов":

За рекомендацию книги "Как делаются олимпийские чемпионы" спасибо автору канала "Мама с амбициями".

Мама с амбициями