Однажды я написала статью о том, что считаю, что тренер не обязан уметь делать всё то, чему учит своих воспитанников, его задача – уметь объяснять, а уж на себе он будет показывать или на ком-то другом, вопрос второстепенный. Не все меня поняли и, конечно, не все согласились с этим утверждением, иного я не ожидала.
Я так чувствую. Мне кажется это логичным, ведь если бы все учили только тому, что умеют сами, то прогресса бы никакого и не было. Кто-то, возможно, возразит, что прогресс возможен за счёт уникальных самородков, которые доходят до всего сами без помощи учителей. Но я не верю в такую возможность. Может быть на заре человечества и можно было открыть или изобрести что-то случайно, но сейчас это невозможно. Кто-то должен заложить базу знаний. Это касается и науки, и спорта.
Но я ж не специалист, и не училась, и вообще ничего не понимаю в спорте, разве моё мнение может быть хоть для кого-то важным, подталкивающим к размышлению?
Сегодня я расскажу вам о том же, но это будут не мои мысли, а мысли специалиста, доказавшего свой профессионализм. Но сначала небольшое отступление, объясняющее, почему я вдруг решила вернуться к этой теме.
Недавно я открыла для себя чудесный советский фильм 1969 года – "Тренер". В этом фильме маленький амбициозный мальчик, желающий заниматься спортивной гимнастикой и стать мастером спорта, спросил у тренера, имеющего лишь первый спортивный разряд: "Разве бывает так, что не мастер мастера делает?"
Бывает. И довольно часто. И объяснение этому есть.
Даёт такое объяснение в своей книге "Как делать олимпийских чемпионов" Ренальд Иванович Кныш – тренер советской гимнастки четырёхкратной олимпийской чемпионки Ольги Корбут и менее известной, но тоже олимпийской чемпионки Елены Волчецкой.
Кныш считал, что настоящему тренерству нигде не учат, что былые спортивные заслуги не делают автоматически человека выдающимся тренером. А вовсе даже наоборот – в прошлом чемпиону из-за больших физических нагрузок некогда было учиться психологии и житейским премудростям, освоенные элементы казались ему простыми, поэтому, став тренером, такой чемпион говорит воспитанникам: "Раз, – сделал. – смотри, как просто!" А если у подопечного не получается, то тренер-чемпион не ищет другие пути освоения элемента, а называет ученика тупым, и хорошо, если про себя, а не вслух.
А вот тренер, бывший слабым спортсменом, не достигший в своё время наивысших спортивных результатов, старается разобраться в каждом элементе, чтобы понять, как преподнести его ученику, чтобы тот справился, чтобы освоил.
По мнению Кныша, любой бывший спортсмен сможет стать хорошим тренером, если не будет надеяться на своё прошлое спортивное мастерство.
В качестве примера Ренальд Кныш вспоминает венгерского и американского тренера Белу Каройи, который изначально вообще не знал тонкостей спортивной гимнастики, так как был баскетболистом (в Википедии сказано, что он был боксёром и метателем молота), но воспитал знаменитую пятикратную олимпийскую чемпионку Надю Команечи и других выдающихся гимнасток-чемпионок (в той же Википедии сказано, что он тренировал 9 олимпийских чемпионок, 15 чемпионок мира, 16 медалисток чемпионатов Европы и 6 чемпионок США).
Вот как о Каройи пишет Кныш в книге "Как делать олимпийских чемпионов":
Он, конечно, понимал, что ничего не смыслит в гимнастике, поэтому несравненно больше, чем любой гимнаст (уверенный в передаче своего мастерства) вникал во все тонкости, постоянно учась и работая над собой, и превзошёл профессионалов.
Вывод Кныш делает такой: нужно быть вдумчивым и целеустремлённым, постоянно учиться, читать книги по педагогике и просматривать видео выступлений чемпионов самому, а не требовать этого только от учеников, нужно самому разбирать элементы, понимать, как они выполняются и учиться доносить это до своих воспитанников. И для этого вовсе не обязательно уметь делать всё то, чему учишь.
- Моя предыдущая статья на эту же тему с примерами тренеров, воспитавших олимпийских чемпионов, но не сумевших завоевать такой титул себе:
- О других убеждениях и теориях Ренальда Кныша:
- Полный обзор книги Ренальда Кныша "Как делать олимпийских чемпионов":