"Такой способ может быть избран только в самых крайних случаях - комментирует настоятель Успенского храма города Красногорска, - но если следовать такому попущению часто и превратить ее в норму, то это будет уже злом для исповедника".
Протоиерей Константин Островский поясняет, что такое покаяние не есть норма. Так бывало в советские годы гонений на батюшек. В тот момент исповедь проходила вообще без того ,что можно было заметить в храме. Не было ни епитрахили, ни аналоя, ни Евангелия. Точно такой же крайний случай можно считать тогда, когда человек при смерти и это единственный для него шанс принести покаяние. Все остальные случае не могут заменить классическую исповедь. Ведь для того, чтобы прийти на исповедь для Бога и для него самого важно усилие, которое он приложит, чтобы прийти. Тут работает и душа, и тело.
«Дело даже не в формальностях, а в мотивации, - считает он. - Если он не приходит в храм только потому, что ему лень. Только потому, что ему не хочется стоять в храме, и он приглашает священника на дом, чтобы исповедаться или же покаяться по телефону, то это уже похоже на пренебрежение Таинством».
Настоятель Михаило-Архангельского храма в городе Жуковский протоиерей Александр Агапов вообще считает, что даже смерть не повод для исповеди по скайпу. Это не может быть нормой. Бывает, конечно, еще такой случай, когда человек согрешил что-то тяжелое, а пока еще не может прийти на исповедь, работа не позволяет или до ближайшей исповеди далеко, тогда он может позвонить знакомому батюшке или своему духовнику, он посоветует или скажет «Прости тебя Господь, я буду за тебя молиться. Приходи в храм на исповедь». Такой телефонный разговор и признание в согрешении возможно, но не больше. Это все-равно не будет считаться исповедью. По церковным правилам мирянин и душой, и телом должен присутствовать в храме, чтобы там принять от Господа прощение».
Сам протоиерей Георгий Коваленко сказал, что исповедь ни по телефону, не по скайпу, ни по соцсетям невозможно в принципе.
"Это может быть беседа, разговор по душам и даже покаяние, но исповедь проходит в два этапа, содержит две части: видимая обрядовая и невидимая духовная. Как у человека душа и тело едины, так и таинство складывается из видимой части: некого внешнего образа и его невидимой части -- действия Святого Духа. Поэтому для Православной Церкви невозможно совершение этого святого Таинства без непосредственного при этом участия человека".
Как говорит батюшка Андрей Ткачев еще не совсем похожа на исповедь - исповедь по телефону, скайпу, соцсетям.
Если человек просто хочет высказать свою боль, попросить совета, но нет возможности прийти в храм или действительно неохота приходить, то можно поговорить с батюшкой по телефону. Но для этого существуют телефоны доверия, которые бывают иногда и при русских церквях. Там он может получить духовную поддержку, ответ на свой вопрос, утешение, но не покаяние. Профессионалы, психологи, отвечающие на звонки помогут преодолеть первую попытку покаяться в храме, помочь человеку, который никогда не исповедовался, но при этом очень желает, побороть в себе страх и неуверенность и переступить порог храма, чтобы в первый раз с собраться духом и принес покаяние именно в Церкви на исповеди.
Конечно, нет ничего плохого, если человек напишет батюшке, попросит духовного совета, молитвенной помощи о нём, то он никогда не откажет. Но такой разговор не будет исповедью, он просто носит исповедальный характер. Само же Таинства покаяния может совершаться только лично и и только в присутствии священника. Но если человек просит причастить его Святых Христовых Таин в домашней обстановке, то этой просьбе батюшка не должен отказывать, прислушаться к желанию людей, по первому зову поспешить к ним. Это его пастырский долг, которому мы должны следовать неотступно. А вот если просто нужен совет, поддержка, утешение, помощь, то можно и по любым средствам связь.
Однако Живую Церковь, так же как и живое общение, никакие технологии заменить не могут и не должны.