В редакции «Прибоя» побывал писатель-краевед Сергей Белавин. Мы записали его рассказ о событии, произошедшем в Геленджике 55 лет назад.
- В те годы я был учеником 6-го класса 1-й школы, носившей тогда имя С. М. Кирова. Английский язык нам преподавала Мария Ивановна Безбородова. Язык она знала, что называется, в совершенстве, а вот преподавала, мягко говоря, своеобразно. Задавала нам тексты из программы 10-го класса и не справлявшимся двойки ставила безжалостно. На этой почве у неё периодически возникали конфликты с директором школы Петром Григорьевичем Герасименко, требовавшим проведения обучения в соответствии с учебным планом. На все претензии подобного рода у неё был один ответ: «Кому интересен язык Шекспира, тот выучит, а остальных и учить нет смысла!» Несколько раз она даже приносила на уроки проигрыватель и ставила нам пластинки с английскими песнями. Именно она открыла мне и одноклассникам группу The Beatles. Конечно, после окончания школы я изучал английский и в университете, но если ещё что-то и помню из этого языка, то во многом благодаря именно ей.
Заморское чудо
- Случай, о котором намерен поведать, произошёл летом 1968 г. Наша семья жила на ул. Одесской, тогда называвшейся Можаровой Щелью и состоявшей из трёх двухэтажных домиков под самой горой. Телевизоры тогда были примерно у каждой 10-й семьи, и, конечно же, чёрно-белые, да и смотреть по ним было особенно нечего. И поэтому мы, местные пацаны и девчонки, все летние каникулы проводили на море. Купались, ныряли, загорали, ловили крабов, рапанов и мидий и там же их готовили. Рядом с горбольницей располагалась турбаза «Кубань». Мозаичное панно у въездных ворот с этим названием и сегодня может увидеть каждый, проезжая или проходя по Геленджикскому проспекту. А на другой стороне улицы был автокемпинг.
Его территория, размером примерно с три футбольных поля, огороженная невысоким заборчиком, простиралась от самой дороги до берега моря. Кстати, там же находился небольшой книжный магазинчик, где продавались путеводители по Черноморскому побережью Кавказа на разных языках мира! Гости курорта, прибывшие на своих автомобилях, могли заехать за небольшую плату на территорию кемпинга, взять напрокат палатку и отдыхать в своё удовольствие. Общие уборные и душевые располагались тут же, в отдельных деревянных строениях. Но были там и несколько одноэтажных домиков для более обеспеченных и привилегированных автотуристов – с удобствами внутри.
Мы с пацанами, чёрные от загара, вдоволь накупавшись в море, любили бродить по территории кемпинга и рассматривать машины, которые тогда были ещё большей редкостью, чем телевизоры. Слово «иномарка» в русском языке отсутствовало, как и сами иномарки. «Запорожец» и «Москвич», очень редко «Волга» – вот и весь автоассортимент того времени. «Жигули» появились лишь через пару лет. Но иногда, если повезёт, возле отдельно стоявших домиков можно было увидеть нечто по тем временам поистине фантастическое – автомобиль иностранного производства! И тогда вокруг него постоянно толпились местные мальчишки, да и взрослые тоже, удивлённо крутя головами и пытаясь рассмотреть сквозь стёкла внутренность салона.
Так случилось и в тот августовский день. Мы ещё издали заметили большой легковой автомобиль тёмно-синего цвета возле одного из домиков. Ford – восхищённо прочитали мы, подбежав ближе, и принялись рассматривать и обсуждать «заморское чудо». В это время дверь домика открылась и из него вышли бородатый мужчина, красивая молодая женщина и… наша учительница английского языка Мария Ивановна. Она узнала меня, улыбнулась (у меня по её предмету всегда пятёрка была) и, пока мужчина и его спутница (это была его жена, как мы потом узнали) садились в машину, подошла ко мне и сказала: «Серёжа, тебе повезло. Запомни лицо этого человека, потом будешь гордиться и рассказывать всем, что видел его! В сентябре, когда начнутся занятия в школе, расскажу вам обо всём подробно». С этими словами она села на заднее сиденье «Форда-Мустанга», и они уехали.
Геленджикские корни Стэнли
А в сентябре случилось невероятное: целый урок Мария Ивановна посвятила не изучению английского языка, а рассказу о том, как она в качестве переводчицы целый месяц сопровождала уже на тот момент известнейшего голливудского кинорежиссёра Стэнли Кубрика в его путешествии по Черноморскому побережью Северного Кавказа – от Новороссийска до Сухуми и обратно. В геленджикском автокемпинге один из величайших кинорежиссёров XX века пробыл шесть дней. В то время в СССР, как и во всём мире, с огромным успехом в прокате шёл его фильм «Спартак». Позднее, когда это стало доступно, конечно же, пересмотрел по многу раз и остальные его фильмы: «2001: Космическая одиссея», «Заводной апельсин», «С широко закрытыми глазами» и другие...
Сам факт появления знаменитости такого масштаба в небольшом курортном городке, каким тогда являлся Геленджик, уже был практически чудом, как и его «мустанг». Обычно в те времена интуристы ограничивались посещением Москвы и Ленинграда. Учительница объяснила нам тайну столь необычного для режиссёра с мировым именем маршрута. Оказывается, отец Кубрика родился в Венгрии, а мать была родом из Буковины, и они, когда познакомились, в 1916 г. приезжали к бабушке Стэнли по матери, которая тогда проживала в Геленджике. Потом они поженились и эмигрировали в Америку, где и родился будущий кинорежиссёр. Его родители, ещё с тех далёких времён восхищённые красотами наших прекрасных мест, и посоветовали ему совершить эту поездку.
Пятёрка по английскому
Авто Кубрика на пароходе доставили в Новороссийск прямо из США. Весь урок Мария Ивановна рассказывала нам, как Кубрик восторгался красотами Геленджика, особенно уникальностью морской бухты, и даже высказывал мысль о том, что было бы здорово, если бы натурные съёмки для его будущего фильма ему удалось произвести именно здесь. Стэнли не расставался со своим фотоаппаратом и делал множество снимков с видами города и набережной…
В качестве домашнего задания Мария Ивановна велела нам описать её рассказ о посещении Кубриком нашего замечательного города, естественно, на английском языке. Не скажу, чтобы все обрадовались такому завершению странного урока, но я лично получил пятёрку.
В этом же году Мария Ивановна неожиданно уволилась из школы, оставила преподавательскую деятельность и целиком переключилась на работу переводчика и экскурсовода.
…Недавно разыскал дочь Марии Ивановны – Галину Львовну Слайковскую. Она на пенсии, живёт в Геленджике, занимается литературной деятельностью. Мама её умерла три года назад, чуть не дожив до 90-летнего юбилея. От неё я узнал, что Мария Ивановна, работая переводчиком и гидом, также писала стихи и прозу и даже опубликовала несколько своих книг. Историю про знакомство со Стэнли Кубриком Галина слышала от мамы. Однажды он даже звонил своей очаровательной переводчице из Америки. А в их семейном альбоме была фотография, на которой запечатлены её мама вместе с известным режиссёром, но потом она исчезла. Мария Ивановна как-то призналась дочери, что ей позвонили из соответствующего ведомства и попросили принести это фото для ознакомления, обещая вскоре вернуть. Да так и не вернули, а вскоре и само ведомство исчезло, вместе со страной СССР.
Александр БОЧНЕВ