На днях прошла коронация нашего криптоколониального Государя Карла III. Несмотря на то, что британская монархия существует уже тысячу лет, и почти каждый король коронуется, сам обряд в его нынешнем виде – это классическая «изобретённая традиция».
Последней «домодерной» коронацией, которая ещё сохранила множество архаичных ритуалов, стала коронация Георга IV в 1821 г.
Георг Август Фредерик был старшим сыном Георга III и уже при жизни отца прославился как алкаш, бабник и транжира. Со своей женой – Каролиной Брауншвейгской – он не жил практически с момента свадьбы. Их единственная дочь принцесса Шарлотта умерла в 1817 г. в возрасте 21 года.
Старый Георг III окончательно сошёл с ума к 1811 г., так что до 1820 г. его старший сын официально являлся Регентом. Отец умер в январе 1820 г., после чего начались приготовления к коронации 57-летнего Георга IV.
Изначально церемонию хотели провести в августе, но выяснилось, что на ней собирается присутствовать Каролина в качестве законной королевы-консорта. Георг отложил коронацию, чтобы провести через парламент Акт о своём разводе с ненавистной женой. Король обвинял королеву в супружеской неверности. Скорее всего, небезосновательно, но в данном случае, уж чья бы корова мычала. Законопроект вызвал такую бурю общественного негодования и сочувствия к королеве, что правительство его отозвало. Тогда Георг приказал просто не пускать Каролину на коронацию, которая была назначена на 19 июля 1821 г.
Всего на церемонию потратили около 240 тыс. фунтов (это более 20 млн. по нынешним ценам) – на тот момент это была самая дорогая коронация в британской истории. Для сравнения, предыдущая коронация Георга III в 1761 г. обошлась в 20 раз (!) дешевле. Рекорд будет побит лишь Георгом VI в 1937 г. – почти 25 млн. в нынешних ценах. Цена коронации Елизаветы II вышла примерно такой же, как у Георга IV. А вот Карл III уделал всех. Его коронация обошлась (https://www.statista.com/chart/29921/cost-of-uk-coronations/) налогоплательщикам минимум в 50 млн., а то и больше.
Возвращаясь к Георгу IV, он приказал всем пэрам прийти в костюмах эпохи Тюдоров и Стюартов. Сам король был облачён в бархатный наряд с восьмиметровой мантией. Всего на церемонию были приглашены более 4600 человек – в три раза больше, чем в 1761 г. Наблюдение за коронацией по-прежнему оставалось зрелищем исключительно для элиты. Простой народ мог видеть короля только во время его пешего шествия от Вестминстерского дворца к аббатству.
Королеву до торжеств так и не допустили. Вместе с камергером она безуспешно стучалась во дворец и аббатство, но охрана не пропустила Каролину. Разочарованная, она уехала к себе во дворец и умерла через три недели.
Церемония завершилась последним в истории коронационным банкетом, когда более 1200 пэров ели и пили в Вестминстер-холле, а ещё 2000 гостей смотрели на это с галёрки. Тогда же в последний раз публика наблюдала въезд «King's Champion». Обладатель этой наследственной должности въезжал на коне в средневековых латах в Вестминстер-холл и трижды бросал перчатку, вызывая на бой любого, кто осмелится оспорить право короля на трон.
После конца банкета галёрке разрешили спуститься и растащить оставшуюся от пэров еду. Многие растащили ещё и столовые приборы. Для простого народа были устроены развлечения в Лондоне и других городах. После того, как заканчивалось бесплатное пиво, крики «Боже, храни короля!» сменялись на «Боже, храни королеву!», начинались погромы, и толпу приходилось разгонять кавалерией. Старая добрая Англия.
Следующий король Вильгельм IV был куда бережливее брата, а потому его коронация в 1831 г. обошлась всего в 30 тыс. фунтов. Никаких вычурных нарядов и банкетов уже не было. Зато увеличилось расстояние «публичной» процессии от Сент-Джеймсского дворца до Вестминстерского аббатства и обратно. Монарх впервые ехал в «Золотой государственной карете», которую с тех пор всегда используют на коронациях.
Коронация Виктории в 1838 г., стоившая 70 тыс. фунтов, стала первой относительно «публичной» коронацией, когда королевскую процессию через весь центр Лондона наблюдали сотни тысяч человек, съехавшихся в столицу по недавно построенным железным дорогам.
Подписывайтесь на Стальной Шлем