Найти тему

Через года, через века ПОМНИМ

Война, с ее страшными потерями, казалось, навсегда должна уйти из нашей жизни. Во всяком случае, именно так происходит в нашем сознании до тех пор, пока жива память. Стоит только забыть, переиначить страшные страницы истории, слуги войны снова сеют смуту, разделяют народы на своих и чужих, сталкивают в кровавой битве даже родных братьев. Именно это мы наблюдаем сегодня в действиях западных проамериканских лжедемократов. Неофашисты снова подняли голову именно потому, что современное западное общество начисто стерло уроки прошлого из сознания своего молодого поколения. Их вновь потянуло на российские просторы.

Война, с ее страшными потерями, казалось, навсегда должна уйти из нашей  жизни. Во всяком случае, именно так происходит в нашем сознании до тех  пор, пока жива память.

У нас совсем другой путь: мы чтим и помним. Поэтому понятия Родины и Свободы для нас неотделимы. За ними - память тех, кто с Александром Невским бил крестоносцев на Чудском озере, с Мининым и Пожарским изгоняли с земли русской предательскую польскую шляхту, всем народом гнали до самого Парижа лучшую в Европе начала XIX века французскую армию. Потом, практически в одиночку, разбили немецкий фашизм. Много раз помогали народам мира защищать независимость. Неужели у кого-то есть сомнения в том, что и на этот раз мы сумеем одолеть американскую модель теперь уже укроевропейского фашизма? Да будет вам!

Известная фраза:«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат», - ее обычно приписывают великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову, - тем не менее, точно отражает наши представления о сохранении памяти о погибших воинов. Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже 78 лет, а земля все еще продолжает выбрасывать на поверхность страшные артефакты: взрывоопасные предметы, останки погибших воинов. Сотни поисковых отрядов занимаются раскопками и захоронениями неизвестных героев. Иногда, даже спустя восемь десятилетий удается установить личность погибшего бойца, вернуть его из числа без вести пропавших.

Интересно устроен человек. Первые 20 лет о войне почти не вспоминали. Наверное, потому, что было очень тяжело, слишком сильно кровоточили раны потерь, и каждую ночь снились адские сны.

В 60-е о войне стали писать, ставить пьесы, снимать фильмы. Возникло и движение поисковиков. Первый раз я оказался на раскопках, потом и на захоронении советских солдат в братскую могилу летом 1969 года. Тогда, еще школьником, на каникулах подрабатывал в калужской областной молодежной газете «Молодой ленинец». По заданию редакции выехал в отдаленный Юхновский район Калужской области, в деревню Климов Завод. Стоит она на вяземской дороге, почти на границе со Смоленской областью.

Война, с ее страшными потерями, казалось, навсегда должна уйти из нашей  жизни. Во всяком случае, именно так происходит в нашем сознании до тех  пор, пока жива память.-2

Во время войны в этих местах были страшные бои. Сначала фашисты рвались к Москве, а 42-м цеплялись за любой удобный для обороны рубеж, сдерживая наступающих красноармейцев. Именно здесь был смертельный Вяземский котел, совсем рядом знаменитая Зайцева гора, которую неспроста назвали самой кровавой высотой Великой Отечественной войны…

Маршал Советского Союза И.С. Конев вспоминал:

«Вязьма! Вязьма! Кто её забудет? Я прослужил в нашей Красной армии, считай, не один десяток лет, бывал в боях, видывал виды!.. но то, что всем довелось пережить под Вязьмой, такое было впервые.
День и ночь наши дивизии били врага. И как били — насмерть. Раненые отказывались выходить из боя. На место павших вставали всё новые и новые бойцы. Всё кругом пылало… Тогда наши грудью закрыли дорогу на Москву».

Есть и у меня личное отношение к этим местам: в мясорубке под Зайцевой горой погиб мой родной дядя по материнской линии – Модест Ильич Карасев. Ушел на фронт на следующий день после 18-летия. Провоевал чуть больше месяца…

Все это я узнал, прежде всего, благодаря молодым сотрудникам Обнинского института медицинской радиологии ( ныне – Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба). На первомайские праздники 1969 г. отправились они в поход на байдарках по Угре. На одном из привалов, обнаружили прямо на поверхности останки воинов. Вероятно, льдиной срезало верхний слой земли на небольшом мысе на речном повороте.
Ребята отметили это место на карте, а потом вернулись, чтобы отдать должное погибшим героям.

Проведенные поисковые работы позволили с большой достоверностью определить, что же произошло на небольшом участке войны. В 42-м на мыс вышли почти 60 наших бойцов. Решили передохнуть в тишине, обсохнуть. И вдруг из камыша заработали сразу два пулемета. Бой был коротким, и, похоже, погибли все его участники. Останки двух немецких пулеметных расчетов тоже были найдены.

Найденные останки были бережно собраны и торжественно перезахоронены в братской могиле в самом Климовом заводе.

Калужская земля до сих пор хранит множество военных тайн. Продолжают работу и поисковики. Обнинское поисковое общественное объединение «Память» продолжает традиции молодежи 60-х годов.

О поисковых работах в этих районах Калужской области рассказывали мне спасатели Калужской областной поисково-спасательной службы. Не раз приходилось им выезжать на разминирование и эвакуацию взрывоопасных находок прошлой войны.

А потом в нашей жизни появился знаменитый «Невский Пятачок». Весной 2009 года вместе с отрядом общественного объединения «ФИПО-АГПС» МЧС России мы направились в Кировский район Ленинградской области на плацдарм «Невский Пятачок», где в 1941-43г.г. вели бои с фашистами в составе 20-й стрелковой дивизии войск НКВД курсанты, слушатели и преподаватели ленинградских учебных заведений пожарной охраны.

Война, с ее страшными потерями, казалось, навсегда должна уйти из нашей  жизни. Во всяком случае, именно так происходит в нашем сознании до тех  пор, пока жива память.-5

Навсегда останутся в памяти слова ветерана Великой Отечественной войны, профессора Михаил Дмитриевич Безбородько, адресованные происковикам:

- Помните, уже совсем скоро нас, ветеранов, не останется в живых. И только те реликвии, что поднимите вы на местах былых боев, да ваши собственные впечатления будут хранить память о тех страшных, но в тоже время героических днях борьбы против фашизма - борьбы за нашу Родину.

Война, с ее страшными потерями, казалось, навсегда должна уйти из нашей  жизни. Во всяком случае, именно так происходит в нашем сознании до тех  пор, пока жива память.-6

Пять лет, как уже нет с нами Михаила Дмитриевича Безбородько. А Вахта памяти продолжается. Многие годы подряд поисковый отряд «ФИПО-АГПС» Академии государственной противопожарной службы МЧС России ведет работы на Невском Пятачке, в Тверской и Смоленской областях. Вместе с московскими курсантами в сохранении памяти погибших участвуют их коллеги из Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Обеспечением безопасности и практической помощью поисковикам многие годы подряд занимались бойцы пиротехнического взвода «Невского Краснознаменный Ордена Жукова спасательный центр МЧС России имени Ленсовета» ( бывшего 346 спасательного центра) и водолазная группа Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. База объединенного отряда поисковиков на период Вахты Памяти обычно находилась в полевом палаточном лагере, развернутом на 26 км шоссе Колпино - Шлиссельбург - на участке, где проходила третья линия обороны плацдарма.

Читать далее статью в разделе "Журнал" на портале "пожарно-техническая выставка"

С Днем Победы, дорогие друзья!
МЫ ПОМНИМ!