В 1961 году СССР выиграл у США гонку по первому человеку в космосе, и вот теперь мы выиграли еще одну: Россия первой в мире сняла на орбите художественный фильм. Эта статья о малоизвестных фактах этой гонки. Но сперва - две необычные истории, личные истории.
Почему я 15 лет не смотрю телевизор?
Признаюсь, что к фильму «Вызов» отнеслась сперва с большим скепсисом. Прежде всего потому, что за ним стояли столпы отечественного телевидения, а этой информационной фабрике я не доверяю с средины 1990х, когда каналы заполонили низкопробные программы. В 2008 году я окончательно избавилась от телевизора, отдав его соседке. С тех пор вот уже 15 лет в моем доме не водится этот аппарат с пультиком, призванный вливать в головы зрителей… сами знаете что.
Как же я выживаю без телевизора столько лет? Не скрою, сперва было трудно, очень трудно. Это была настоящая ломка. Огромная волевая выдержка и поддержка семьи помогли сформировать новый образ жизни, в котором нет места телевизору. Сейчас это уже образ мышления. Лишь дважды в год я обращаюсь к условному «телевизору»: посредством компьютера смотрю Парад Победы 9 мая, а в новогоднюю ночь слушаю обращение президента и смотрю какой-то концерт. Надо сказать, что за эти 15 лет в нашем шоу-бизнесе ничего не изменилось: все те же петухи с перьями, только постаревшие, и молодая безголосая поросль, исполняющие не менее примитивные куплеты. Так что, отказавшись от ТВ, я точно ничего не потеряла, а вот выиграла очень многое – появилась ясность мышления, позволяющая писать.
Это было небольшое предисловие о том, почему я скептически отнеслась к фильму «Вызов» - за ним стоял медиаменеджер Эрнст. Так зачем я пошла смотреть его фильм? Не все так просто, но сперва еще одна история и опять личная.
Киноискусство и попкорн не совместимы
Я не хожу в современные кинотеатры. Никогда. Причина банальна: не разделяю навязанную американцами и чуждую любому культурному человеку идею жевать попкорн во время просмотра. Во-первых, не переношу запах жареной кукурузы и крайне негативно отношусь к хрусту под ухом, а во-вторых, идея смотреть кино и активно работать челюстями не сочетается с интеллектуальным глубоким кино. Здесь либо ты потребляешь киноискусство, либо ты потребляешь киношный шлак, заедая его фастфудным шлаком. Современные кинотеатры пошли по второму пути. Отсюда и примитивный репертуар: качественное кино зритель переварить не сможет - его организм уже занят перевариванием попкорна.
Именно поэтому, в те редкие моменты, когда я раз в год иду в кино, предпочитаю не современный кинотеатр, а залы кинотеатра «Родина» или Дома кино в Санкт-Петербурге, где идут фестивальные фильмы и проводят кинопрезентации. Но самое главное, здесь сохранилась интеллигентная атмосфера того самого киноискусства: историческое здание в центре города, высокие потолки с лепниной, огромные люстры в холле, современный экран, качественная акустика, огромные мягкие кресла и… никакого попкорна, нецензурных комментариев и толчеи - массовый зритель сюда, к счастью, не ходит и билеты почти всегда в наличии.
Малоизвестная история современного космического противостояния США и России
Возвращаемся к фильму. С момента премьеры фильма «Вызов» 12 апреля 2023 г. посыпались разные отзывы. Кто-то ругал, сетуя на то, что нет привычных голливудских приемчиков или что недостает сценарной глубины. Кто-то, напротив, хвалил, радуясь, что хоть что-то свое смогли придумать, да еще увязать с историей нашей страны. Меня же привлекло в фильме другое: история его создания, точнее, история современного кинопротивостояния России и США в космосе, о которой не многие знают.
В мае 2020 года американцы заявили о том, что собираются снимать кино в космосе. Было анонсировано, что главную роль в фильме сыграет Том Круз, а режиссером проекта выступит Даг Лайман. Снимать кино в космосе должна была киностудия «Юниверсал» совместно с NASA и корпорацией SpaceX Илона Маска. Круз и Лайман собирались в космос в конце 2021 года на четырехместном корабле Crew Dragon.
Вскоре после американцев о планах снять фильм на МКС объявила Россия. Роскосмос, Первый канал и киностудия Yellow, Black and White (YBW) сообщили о начале работы над картиной «Вызов». Против Илона Макса и Тома Круза мы выставили своих тяжеловесов – генерального директора Первого канала Константина Эрнста и руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Началось классическое российско-американское соревнование за первенство в космосе, только на это раз, в области кино: кто первым снимет в космосе художественный фильм?
Планируемые Россией сроки съемки на орбите совпали с американскими - конец 2021 года. В поддержку проекта высказался и Владимир Путин. Американский же президент в это время был занят внутриполитическими разборками и ему было не до кино: в январе протестующие штурмовали Капитолий. Тем не менее, медиаподдержка у американского проекта оказалась мощнее, но вот реальными шагами Россия продвигалась успешнее. В ноябре 2020 года стало известно, что российская киноэкспедиция стартует 5 октября и под нее забронирован корабль «Союз МС-19».
Что ни шаг то вызов
По словам продюсера Алексея Троцюка, кастинг был уникальный – первым делом необходимо было пройти медицинскую комиссию, при этом, на главную роль было подано несколько тысяч заявок. Прошла Юлия Пересильд. На орбиту могли послать только двоих человек. Объем работы, который на земле во время съемки делали полсотни человек, на орбите предстояло сделать одному человеку. Им оказался оператор-постановщик, осветитель в одном лице Клим Шипенко. Никто раньше ничего подобного в одном лице не делал, но другого выхода все равно не было: надо – значит надо.
Обучение Юлии и Клима проходило в Центре подготовки космонавтов и длилось всего три месяца. Это невероятно короткий срок, но отступать было некуда – старт ракеты должен был произойти в строго конкретный день.
Как будет работать кинооборудование в условиях невесомости никто не знал. Съемочная группа совершила всего два тренировочных полета в невесомости на самолете-лаборатории Ил-76 МДК. Согласовывали каждый грамм груза. В результате на станцию полетела профессиональная камера RED, компактная Sony, три осветительные LED-панели и небольшой медицинский реквизит для «хирургической операции». Никогда и нигде в мире кино не снималось с таким минимализмом.
5 октября 2021 года «Союз МС-19» вместе с Климом Шипенко, Юлией Пересильд и командиром экипажа, космонавтом Антоном Шкаплеровым (который тоже снимается в картине) стартовал с космодрома Байконур.
После того как Россия начала снимать фильм «Вызов», американцы хранили молчание. К съемкам картины они так и не приступили.
Зачем лететь в космос, если можно все нарисовать в студии?
Не все так однозначно. Во-первых, качественная графика для фильма стоит не меньше, чем экспедиция на МКС. Во-вторых, ни одна графика не даст того эффекта, как живая съемка. Например, тот эффект, как ведут себя распущенные волосы героини в условиях невесомости ни одна графика не передаст – это надо видеть. В условиях невесомости каждый волосок на голове направлен по ходу роста, поэтому вокруг головы целый шар в виде короны получается. К тому же, моделирование невесомости на земле имеет свои ограничения и четырем актерам в кадре не появиться – подвесами в таком количестве никто управлять не сможет. В невесомости все естественно происходит, к тому же длинные планы можно снимать.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное - уникальный цивилизационный и имиджевый эффект: люди снимают фильм в космосе, Россия – первая страна в мире, которая сняла художественный фильм в космосе. Треть фильма «Вызов» снята в невесомости на орбите в течение 12 суток.
Свет, узкие переходы и другие уникальные особенности съемки на орбите
В космосе все по-другому. Необычные движения, необычный свет, необычно ведут себя вещи. Свет в иллюминаторе движется и поворачивается. Каждые 40 минут свет меняется: идеальным был только 10 минут, а потом менялся. В кадре видны эти переходы света в иллюминаторе. На земле настолько живые и интересные переходы сделать невозможно.
Эффект летающей камеры тоже необычный. Из воспоминаний Клима Шипенко: «В фильме есть сцена, где мы через всю станцию пролетаем, и она вся снята одним кадром. Двигаясь сквозь модули, ты должен непрерывно уворачиваться. У меня на голове был шлем, который спасал от сотрясений, но я постоянно бился и головой, и ногами, и корпусом – весь был в синяках. Я же не вижу, куда лечу: смотрю в камеру. Это сложная хореография. Я лечу, снимаю, в нужный момент сзади пролетает другой космонавт и помогает мне разворачиваться. Потому что я одной рукой камеру фиксирую, а другой – фокус кручу. Особенно трудно давались пролеты в узкие проемы: там надо в струнку вытянуться, чтобы протиснуться, а у меня в руках камера. Но оно того стоило, движение – это круто»
Что мне запомнилось?
Прежде всего, это настоящий вид МКС внутри. Оказывается, станция сильно захламлена, и в фильме ее даже называют «Международный космический склад».
Во-вторых, расшилось понимание того, насколько же сложно выполнять на орбите привычные нам движения. К тому, же, там есть настолько узкие места, что перемещаться проблематично.
В-третьих: нереальные панорамные виды просторов и космического света – именно поэтому смотреть нужно в кинотеатре на большом экране. От придавившего внезапно чувства восторга от красоты я даже всплакнула. А еще - плавный взлет ракеты в замедленной съемке – это фантастическое зрелище.
И последнее, самое необычное – звучащие песни и стихотворения советских лет. Эффект преемственности на фоне просторов космоса получился потрясающий.
Так что, если хотите получить удовольствие от фильма – получайте. И не нужно сравнивать с голливудской студийной подделкой. А то, что раньше космонавты снимали любительское видео с художественным фильмом, конечно же, несопоставимо.
2:0 в нашу пользу
В октябре 2022 года председатель кинокомпании «Юниверсал» Донна Лэнгли заявила, что подготовка к съемкам блокбастера с Томом Крузом все еще продолжается.
Россия вновь выиграла космическую гонку у США - 2:0 в нашу пользу. Теперь у нас есть гордость не только за прошлое, но и за настоящее.
Дорогие друзья! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
Источники:
При подготовке статьи использованы материалы Techinsider А. Грек «Гонка за орбитальный кинематограф: съемка фильма «Вызов» глазами режиссера Клима Шипенко и продюсера Алексея Троцюка»
Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала.
Вот некоторые из статей ранее:
4. Какой была формула Мао при оценке Сталина? Почему Китай и СССР разорвали отношения?
Ссылки на мои книги Ozon.ru
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес
3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора)
#история #ссср #общество #космос #философия #США #кино
#советскийсоюз #культура #политика #власть #авиация