Здравствуйте, дорогие читатели!
В предыдущей части мы начали обсуждение романа-предупреждения Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?». Автор ещё в 1969 году чувствовал надвигающуюся на СССР беду, указывал нашим гражданам на прогрессирующие болезни советского общества – омещанивание, культ потребления, низкопоклонство перед западом, размывание строгой советской культуры, заигрывание с врагами и т. д. Он призывал советских людей собраться и защитить коммунизм и свою советскую Родину. Как мы теперь знаем, Всеволод Анисимович оказался прав практически во всём. Накалённый коммунистический проект остыл, Советский Человек-Победитель в большинстве своём обмельчал и превратился в «совка», и это закономерно привело к катастрофе под названием «перестройка».
При этом, как мы опять же отметили в первой части, народ писателя слушал с большим интересом, но, как мы видим по историческим событиям, не услышал его. Так почему же его слушали, но не услышали? Попробуем разобраться, опираясь на текст книги «Чего же ты хочешь?», а заодно и попытаемся понять, как нам не повторить ошибок советских людей в современной России.
1. Религия
Кочетов, как и многие искренние коммунисты – патриоты СССР, не смог в итоге найти общего языка с Русской Православной Церковью, равно, как и с другими традиционными религиозными конфессиями. Боязнь Православия и неприязнь к нему проходит красной ниткой через весь роман. Кочетову не нравится, что «в Подмосковье крестят уже каждого шестого ребёнка», а монахов, живших на оккупированных во время войны территориях, он чуть ли не поголовно обвиняет в сотрудничестве с немцами. Словами одной из любимиц своего повествования Ии он укоряет людей, интересующихся древней, но не современной Россией. «Советское общество интересно не тем, что было в России 500 или 700 лет назад, а тем, что происходит у нас сегодня». Вместо того, чтобы связывать Советский Проект с Русским Миром, плотью от плоти которого он и являлся, пусть первый и рождался в очень тяжёлых революционных муках, автор возводит абсолютно вредоносные стены и отрезает советский коммунизм от его религиозных корней.
При этом в первой же попавшейся в интернете ссылке видно, насколько близки кодекс строителя коммунизма и христианские заповеди. Об этом же говорит и Геннадий Зюганов, называющий Христа первым коммунистом. Ну и вспомним Антона Новикова – врача-добровольца, героя одного из моих интервью, который не находит никаких противоречий в том, чтобы быть глубоко религиозным человеком и патриотом СССР.
Однако тогда, в 1969, Кочетов, устами ещё одного своего положительного персонажа, «раскаявшегося врага» Сабурова говорит, что не видит ничего страшного в том, чтобы «сносить храмы, не имеющие художественной ценности».
2. История
Безжалостен автор и к русским дореволюционным правителям. В романе досталось выдающейся Императрице Екатерине Второй – «надменной немке-тиранке, едва говорившей по-русски». И опять мы видим возведение разрушительных стен, теперь между дореволюционной историей, причём той, в которой были выдающиеся достижения и победы и советским государством вместо наведения мостов между ними.
Всё это делается при том, что Советский Проект строился с использованием многочисленных элементов Царской России. Достаточно посмотреть на колхозы, отчётливо имеющие в своём генезисе русскую сельскую общину, о чём подробно написано, например, в книге «Советская цивилизация» ещё одного большого советского патриота Сергея Кара-Мурзы.
Более того, по мнению известного общественного деятеля Сергея Ервандовича Кургиняна, ускоренное предвоенное развитие советской промышленности шло без разрушения традиционного общественного уклада. Кургинян считает (читать со стр. 76), что СССР провёл уникальную операцию по форсированной индустриализации без разрушения коллективистского жизненного уклада, характерного для русской деревни.
3. Семья
О чём Всеволод Анисимович напрочь забыл в своём романе, так это об институте семьи. Детей у «положительных советских персонажей романа» двое (двое!!!), один из которых «по ошибке молодости» рождён от «неправильного итальянца-евро коммуниста», а другому уже хорошо за 20, и он уже тоже озабочен исключительно перспективами советского общества. Детей нет даже у прототипа Кочетова – Булатова при том, что в книге он уже взрослый человек (тут следует отметить, что у реального Кочетова сын был). «Правильный советский человек» должен думать исключительно о восхождении, коммунизме, Родине. Мысль о том, что нужно рожать детей, чтобы было кому передать страну поле смерти автор не раскрывает. Ни одной многодетной семьи в романе нет. В результате поздний СССР был одним из мировых лидеров по такому омерзительнейшему преступлению, как аборты.
А ведь, как говорил Ленин, семья – важнейшая ячейка общества, и любой созидательный современный проект (не только Советский) не жизнеспособен в долгосрочной перспективе, если не опирается на крепкую семью и традиционные отношения между мужчиной и женщиной.
Самое прискорбное, что древний Русский Мир протягивает руку Советскому Проекту даже в романе «Чего же ты хочешь?». Дам длинную цитату из романа: «Сабуров хотел дать своё собственное толкование искусству Древней Руси, поэтому глубоко вкапывался в старые книги и рукописи, добираясь до самых истоков русской художественной мысли. История России была многострадальна и героична. Русь складывалась в непрерывной, непрекращающейся борьбе за право на существование. Со всех сторон на неё шли и шли из века в век желающие поживиться богатствами её природы, богатствами, создаваемыми искусными руками её народа, и добрый, гостеприимный народ с широкой, ласковой, тонкой душой не имел возможности ни на час отложить в сторону оружие. Чего же удивляться, что и на иконах в его церквах многие святые вооружены мечами, копьями, одеты в кольчуги и шеломы!»
Древние святые призывают наш народ к тому же, к чему его призывают правоверные коммунисты – к суровости, аскетичности, преданности высоким идеалам, к готовности в любой момент встать на защиту Отечества.
4. Промежуточные выводы
Советский Проект искренних коммунистов «Кочетовых» не нашёл важнейших смысловых связей с религиозными людьми, дореволюционной Россией, традиционными семейными ценностями и, в том виде, в каком он был создан, оказался нежизнеспособен в долгосрочной исторической перспективе.
Советский коммунизм оказался в изоляции, как во внешней политике, когда в фазе горячей войны в Афганистане, против Советского Союза объединились и капиталистический запад, и социалистический Китай, и исламский Пакистан, так и внутри страны, где против него объединились и бандиты, и либеральная интеллигенция, и мещане, и религиозные люди.
В следующей, заключительной части посмотрим на ту ситуацию, в которой мы оказались сегодня и попробуем приложить извлечённые из романа «Чего же ты хочешь?» уроки к текущему историческому моменту.
Спасибо за внимание! Буду рад каждому комментарию!