Есть ли у вас время поговорить о ВПР? Вообще, всероссийские проверочные работы - инструмент, призванный собрать информацию о знаниях школьников. Но так он работает только на бумаге. В действительности же у него масса недостатков, которые не факт, что есть чем крыть.
Дата
Так уж выпало, что в этом году 5 класс сдавал биологию 25 апреля. А я, насмешкой судьбы, преподаю как раз этот предмет. И вот тут происходит коллизия. 18 апреля мы как раз только закончили основную программу. Ее бы еще повторить, закрепить, в идеале - провести проверочную. Но нет - с корабля - на бал. Только успели, сразу впр. Да еще у 5 класса. Да уж. И это уже тянет за собой прочие недостатки.
Задания и критерии
Темы некоторых заданий (в ВПР рассчитана на "среднюю температуру по больнице") "мой" пятый класс будет проходить только на следующий год. Как быть с ними? Ведь таких заданий - примерно половина. Другая половина тоже отличилась. Некоторые задания имеют два варианта решения, а в критериях дан только один (редко указывается второй). И тут учителю приходится проявлять чудеса эквилибристики. Кагрица смертельный номер под куполом цирка без страховки учитель биологии.
Система оценивания
Как бы это помягче сказать? И как это вот все оценивать? Ну, то есть во-первых, непройденные темы. Да, знаю, на первом листе есть совет помечать их... Но давайте честно. Что это дает? В критериях оценивания нет отдельной таблицы на этот случай. То есть, фактически, "энпэшки" легким движением руки авторов превращаются в нули. Во-вторых, это оторванность шкалы от школьной. Снова, давайте честно. Как часто вы ставите "колы"? Чтобы вот прямо в журнал? А "двойки"? А "тройки"? Уже чаще? Но если вы за них не получаете нагоняй, то вы - везунчик, жму лапу. Обычно же родители и эти оценки не любят. На выходе получаем... двухбалльную систему, где есть "4", когда ответ в целом правильный, но есть недочеты, и "5", когда недочетов мало или нет совсем. Остальные ответы часто идут без оценки. И теперь возвращаемся к ВПР. Система там на 5 баллов. Ну, хорошо, на 4. "Колов" нет. Но тем не менее.
"Средняя температура по больнице"
Итак, имеем некий класс, где даже тройки есть только у совсем неуспевающих, а двоек нет и в помине. то есть текущие и четвертные - только хорошие или отличные. И есть ВПР, за которую можно получить и "3" и даже - о, ужас! - "2". И это у детей, у которых за четверть "4" или "5". На кого полетят все молнии с хлябей небесных? На учителя. Почему? Потому что оценка за ВПР не соответствует четвертной. В итоге учитель выглядит примерно так:
С одной стороны у него администрация и министерство, с другой - родители, требующие "четверкопятерки", а сзади давят ученики и их оценки за ВПР. И как тут достичь той самой "средней температуре по больнице"?
Зачем вообще нужна такая проверочная?
А вариантов достичь результата, заявленного выше, два:
1) Дать детям готовые ответы
2) Подсказывать
Есть еще вариант "делать самому", но увы, на это не всегда хватает времени. Во-первых, нужно разработать. Во-вторых - дать на одобрение администрации. В третьих подробно расписать критерии. А в это время еще и подготовка к урокам. Приходится пользоваться готовыми. И имеем мы задания, которые неизвестно кто делал, которые дико оторваны от реалий (разработчики, небось, через каждый шаг об радугу спотыкаются), которые непонятно, как оценивать. Но ты ее проведи, проверь, да еще и под четвертные оценки подгони.