Позднее летнее утро. Немного ветрено и ярко от солнца. Временами в воздухе проносятся струйки прохлады.
Словно зеркало с неровными краями издали сияет пруд. По краю его берегов раскинулась уже высохшая от росы зелень.
Дед Василий стоял у покосившегося заборчика и смотрел слезящимися глазами на мальчишек, гонявших мяч по зеленой лужайке перед домом. Толкаясь, те пытались отнять его друг у друга, хотя определенной цели, как например, забить мяч в ворота, у них не было. Было свое правило: выигрывает тот, кто дойдет с мячом до большого валуна. Мальчишки смеялись , дразнили друг друга, иногда устраивали возню, останавливались, не позволяя никому приблизиться к серой каменной глыбе. Потом кто-то один, воспользовавшись моментом, снова овладевал мячом, и все начиналось сначала.
Это были внуки соседей, приехавшие на лето в деревню. Среди пяти ребятишек только один был местный, остальные приезжие.
Постояв немного, дед медленно направился в дом. По пути он поглядел на грустного пса, выглядывавшего из своей конуры.
-Что, Байкал, ты тоже грустишь? Прожили мы с тобой свою жизнь. Постарели, не в силах уже двигаться, как раньше. А ведь какое было время, помнишь?
Овчарка грустно взглянула на него, положив голову на передние лапы. Наверное, она вспомнила те времена, когда вместе с молодым пограничником обходила территорию, проверяя не решился ли нарушить границу какой-нибудь шпион или диверсант. Дел у пограничников никогда не убавлялось, свои рубежи они охраняли бдительно. И как прежде на каждой заставе рядом с ними службу несли четвероногие солдаты. Каждый день обходили они вверенную им территорию. После проведенной определенной дрессуры, овчарка выполняла команды движения рукой и голосом, реагировала на выстрел и угрозу каким-либо оружием.
Под самый конец службы во время очередного обхода им встретился пожилой грузин, шедший с корзиной в руке и посохом, говоривший, что вышел на рассвете собирать лекарственные травы. Байкал не хотел уходить, чувствуя исходившую от старика скрытую угрозу. Он был хорошо обучен и прошел все возможные навыки дрессировки. Пограничники потребовали предъявить документы и решили все же обыскать старика, как вдруг тот изловчился и, выхватив из сапога нож, кинулся на Василия. Прыжок Байкала спас парню жизнь. Старика повалили на землю и связали. Позже оказалось, что это был замаскировавшийся шпион. Получив глубокую рану, пес был на волосок от смерти и, к счастью, остался жив. Со временем боль стихла, рана затянулась, но нести службу на границе он уже не мог. Василий не дал усыпить пса и попросил разрешения забрать овчарку с собой.
Силы стали возвращаться к Байкалу. Он вновь почувствовал вкус к жизни. Вернулся Василий со службы вместе со своим верным другом. Вся деревня приходила посмотреть на красивую статную, немного прихрамывавшую овчарку. Всю дальнейшую жизнь они уже не разлучались.
Благодаря Байкалу, познакомился Василий и со своей верной второй половиной.
На окраине деревни жила молодая почтальон, Настя, студентка-заочница. Развозила почту в деревне и на хуторе, разъезжая на велосипеде. Однажды осенью отправился Василий с Байкалом в лес поохотиться. Они возвращались домой, как вдруг пес разволновался, навострил уши и затрусил к кустам у дороги.
-Байкал, куда ты направился? Нам совсем в другую сторону. -Попытался вернуть овчарку Василий.
Но та не послушала его и ускорила свой бег. Пришлось Василию пойти вслед за ней. Вдруг послышался лай и сразу испуганный женский крик. Ускорив шаг, Василий приблизился к зарослям у дороги и увидел сидевшую на траве с заплаканным лицом девушку. Возле нее на земле лежал велосипед.
-Что случилось?- Спросил парень, узнав почтальонку.
-Заяц выскочил внезапно на дорогу. От неожиданности я не удержала велосипед и упала, ударилась ногой. Теперь не могу встать, очень больно.
Василий пощупал ногу девушки. К счастью, перелома не было, только ушиб. С велосипедом ничего не случилось. Посадив девушку перед собой, Василий поехал в деревню. Он довез девушку до дома и ,подняв на руки, занес ее в дом. Причитая, мать девушки придержала дверь, пока он входил.
Через несколько дней, проезжая по улице, парень зашел расспросить девушку о состоянии здоровья и встретил ее во дворе. Настя ходила, немного прихрамывая. Поговорив с ней, собрался было уже уходить, как вдруг понял, что ему этого совсем не хочется.
Вот таким совершенно необычным образом вошла в жизнь Василия Настя. Прожили они в любви и согласии больше пятидесяти лет. Вырастили четверых детей, которые, вылетев из родительского гнезда, обосновались в различных частях страны.
-Настена, я полил твои любимые цветы,- обратился Василий к жене, сидевшей в очках за столом и пришивавшей оторвавшуюся пуговицу к его рубашке.
-Хорошо, Васенька. Кто шумит там на улице? Детвора?
-Да, милая, они играют в мяч.
-Помнишь, когда наши дети были маленькими, ты привез им из города синий мяч? Сколько у них было тогда радости. Ложась спать, они прятали его под кровать, чтобы не взял кто-то другой первым.
-Да. А потом, как горько плакал Сережа, когда мяч лопнул.
-А помнишь, как мы ездили с тобой к Коле, в Москву?
Дед Василий тихо засмеялся. Отложив иголку с ниткой, баба Настя улыбнулась, вспомнив их первую совместную поездку.
Они были тогда совсем молодыми. Прошел только месяц после их свадьбы. Брат Насти не смог отпраздновать с ними такое событие. Он предложил молодженам приехать в столицу, обещая провести с ними выходные и показать город.
Они оба были тогда стеснительными и в поезде вели себя очень скромно. Молодая проводница с пышными формами приняла их за брата и сестру. Каждый раз, проходя мимо них, она строила глазки Василию и обращалась к нему по каким-нибудь пустякам. А тот только лишь отшучивался, улыбаясь ей.
-Эх, где моя молодость? Как же быстро промчалась жизнь!-Думал лежавший на верхней полке пожилой мужчина, замечая эти красноречивые взгляды и посмеиваясь про себя.
На нижней полке разместилась его жена, пожилая женщина со следами былой красоты, с коротко стриженными седыми волосами. После обеда в дружной компании старик стал рассказывать историю, случившуюся когда-то с ним в молодые годы.
- Это случилось очень давно. Ехал я тогда после вахты на севере домой. Познакомился в поезде с молоденькой девушкой и пригласил её отдохнуть на побережье Чёрного моря. В то время все рвались на черноморские курорты. Немного поломавшись, девушка неожиданно согласилась составить мне компанию. Сойдя на одной из больших станций, взяли мы билеты и вскоре отправились почти на таком же поезде к морю. Приехали в Анапу. Остановились у одной старушки. Сдала она нам отдельную комнатку в маленьком дворе, заросшем черным виноградом.
Девушку звали Ольгой. Поначалу она испугалась, что мы будем жить вдвоем в одной комнате, ведь она впервые в жизни видела меня, чтобы доверять. Мне пришлось признаться, что она сразу понравилась мне и я хочу потом жениться на ней. Ольга как-то сразу поверила мне и успокоилась. Ведь все девушки наивные существа. -Сказав это, старик усмехнулся и хитро посмотрел на удивленную жену.
Сгорая от нетерпения, молодые люди побросали свои сумки и сразу помчались на море, несмотря на то, что начал накрапывать дождь. Держась за руки, они бросились навстречу огромным волнам. Купаться в такую погоду было запрещено и ни о каком купании не могло быть и речи, но никто не мог им воспрепятствовать. Их тут же сбило волной, и Ольга едва не погибла, захлебнувшись соленой водой. Еле-еле вытащив девушку из воды, Виктор принес ее на руках в домик.
Несколько дней Ольга пролежала в постели, её лихорадило, поднялась температура. Виктор не отходил от девушки ни на шаг. Вот тогда-то он впервые в жизни всерьез влюбился и не мыслил больше дальнейшей жизни без своей Оленьки.
Вот такую историю знакомства узнали молодожены от своих попутчиков. Старики пригласили их к себе в гости. Написали на листочке свой адрес и сказали, что будут очень рады видеть их у себя в гостях в Краснодарском крае.
А сейчас они едут к себе домой, нагостившись вдоволь у детей. В подарок внукам, оставшимся в их маленьком поселке, они везли игрушки, среди которых было несколько ярких резиновых мячей. Когда они собрались выходить на своей станции, сумка неожиданно раскрылась и мячи рассыпались на полу. Время стоянки поезда на станции было небольшим, началась суматоха. Стали быстро собирать мячи и запихивать их обратно в сумку. Самый красивый красный мяч старик подарил Насте со словами:
-Вашему будущему первенцу от нас на память.
Поехать к ним, конечно, у Василия и Насти не получилось. И даже спустя годы, когда почти вся жизнь осталась у них позади, они с теплотой на душе вспоминали часто ту немолодую пару, своих добрых и приветливых попутчиков.
В память о них остался яркий мяч, с которым играл их старший сын. Век этого мяча оказался недолог. Закатившись под грузовик соседа, собиравшегося отъезжать, он лопнул под тяжелым колесом.
-Байкал чего-то совсем загрустил,-задумчиво произнес Василий.-Завтра утром схожу с ним порыбачить на пруд. Глядишь, что-нибудь попадется на крючок, сварим ушицу.
-Это хорошая идея. Давно не готовил ты уху на костре,-сказала ему жена, вставая из-за стола.- Я поищу потом казанок в сарае, приготовлю его. Ну, а теперь буду накрывать на стол, обедать пора.
-Хорошо, Настен. Схожу на огород за овощами.-Дед Василий встал с дивана и направился к двери.
Отношения стариков, проживших всю жизнь рядом, бок о бок, это отдельная тема. В них столько заботы и нежности друг к другу, что молодым впору брать с них пример. Дети выросли и разъехались, и остались старики одни, придавая друг другу сил.
Глаза людей, прошедших почти весь жизненный путь вместе, говорят сами за себя. После долгих совместных лет жизни пожилые люди в старости часто испытывают боль и одиночество, если теряют свою половину и остаются одни. Им необходимы забота и внимание. Они заслуживают почтительного отношения к себе за пройденный жизненный путь, если даже мы и понятия не имеем о том, через что им пришлось пройти.
Впалые глаза стариков и глубокие морщины на их лицах – это оставшиеся следы прожитой ими жизни. Они не жалуются. Они просто живут своей тихой и размеренной жизнью и не хотят уезжать из своих деревень.
-Да зачем мы поедем из своих родных мест?- пожимают они плечами.-У нас тут все свое, родное. Дети зовут нас к себе, но куда нам ехать? Разве можем мы поменять просторы вольных полей и шум лесов на городские каменные скворечники? Мы родились и выросли в деревне, бегая по улочкам совсем еще босоногими. Здесь наши корни, здесь вся наша жизнь.