Затруднения при написании комментария в сочинении обычно связаны с определением смысловой связи между примерами-иллюстрациями из текста. Чтобы определить смысловую связь и проанализировать её, нужно определить вид логической связи между компонентами текста. На противопоставление в тексте может указывать приём контраста.
В предложенном для анализа тексте можно встретить контраст(противопоставление) характеров героев, противопоставление внешнего и внутреннего, формы и содержания, противопоставление ожидаемого действительному, истинному. В тексте могут противопоставляться образы-символы, убеждения, мнения, отношение к чему-либо, состояние природы, состояние человека, чувства героев, впечатления, действия, типы людей, судьбы героев.
Важно помнить, что сюжетный контраст обычно основывается на противопоставлении красивого и безобразного, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, любви и ненависти, жизни и смерти, добра и зла. Приём контраста используется в текстах, где поднимаются важные нравственные проблемы.
После определения проблемы и авторской позиции текста необходимо задать вопрос:
Есть ли в предложенном тексте противопоставление характеров, поступков героев; внешнего и внутреннего; разного отношения к одному и тому же явлению; разных точек зрения?
Если есть, то в комментарии можно указать смысловую связь противопоставление. Если нет, то определяем другую смысловую связь: сопоставление, сравнение или причинно-следственные отношения.
Для противопоставления характерны следующие признаки:
1) употребление противительных союзов, выражающих противопоставление: но, однако, зато;
2) использование антитезы;
3) контраст.
Анализируя смысловую связь, нужно указать роль противопоставления примеров в тексте.
Противопоставление примеров помогает автору:
· сделать образ своего героя более ярким и выразительным;
· подчеркнуть противоречия в характере своего героя;
· показать, что (событие) делит жизнь героя на «до» и «после»;
· глубже раскрыть представленную в тексте действительность»;
· отразить противоречивую сущность (кого? чего?) и др.
Чтобы правильно перейти ко второму примеру в сочинении, можно использовать такое начало:
· Но вместо того, чтобы …
· Однако …
· Зато …
· Наоборот / Напротив…
· В противоположность этому / В противовес этому…
· В отличие от (имя) другой герой поступает иначе…
· Антиподом (имя героя) является другой герой текста — (имя)…
· Рассмотрим другой взгляд (на что?) …
· Совсем иные чувства испытывает герой, когда … и т.п.
Рассмотрим пример анализа смысловой связи в сочинении по тексту
В. П. Астафьева (Одно желание было у лейтенанта …)
Противопоставляя примеры, автор демонстрирует разное отношение к противнику: одни люди, пережив горечь утрат, жаждут мести и расправы над врагом; другие же способны проявить к нему милосердие. Контраст позволяет писателю отразить сложность и жестокость военного времени.
В этом фрагменте указана и проанализирована смысловая связь.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать сложные случаи выполнения заданий ЕГЭ. Благодарю всех за подписку и лайки!