Без сомнения, любимым героем Лема у советского читателя являлся пилот Пиркс, если конечно не считать Ийона Тихого. Однако Тихий на героя никак не тянет, другое дело Пиркс. Безымянный курсант, не слишком любимый автором, не удосужившимся дать ему имя, из проходного персонажа превратился в героя целого цикла произведений и зажил собственной жизнью.
Добродушный увалень, добросовестный служака и отличный специалист с не слишком-то задавшейся карьерой, да ещё преследуемый неудачами в личной жизни, Пиркс может посочувствовать роботу и попытаться найти человеческое в машинном разуме. Кажется, роботы ему ближе людей, и неспроста, в доброй половине рассказов цикла, Пиркс взаимодействует с киберами или же расследует нестандартные ситуации, связанные с киберсистемами.
Первый рассказ о пилоте Пирксе «Испытание» вышел в 1959 году и в том же году опубликован в журнале «Смена» в переводе Евгения Вайсброта с иллюстрациями Аркадия Лурье. Практически в том же темпе, чуть ли не одновременно с польскими изданиями, выходили на русском и все остальные произведения цикла.
Пилоту Пирксу посвящены два сборника в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» — «Охота на Сэтавра» и «Навигатор Пиркс. Голос неба». Публиковали рассказы самые разнообразные журналы — «Искатель», «Огонёк», «Иностранная литература». Прочих изданий насчитываются десятки. Снят телеспектакль по первому рассказу и совместная советско-польская постановка «Дознание пилота Пиркса», есть даже диафильм «Охота на Сэтавра», художник Олег Новозонов.
В сборнике «Охота на Сэтавра» о пилоте Пирксе рассуждает известная писательница и критик Ариадна Громова. Ей и предоставим слово:
«Цикл рассказов о Пирксе — явление почти уникальное в мировой фантастике... — не только характер, но и характер развивающийся. Мы знакомимся с неуклюжим толстощеким курсантом, детски мечтательным (он мечтает вперемежку то о великих подвигах, то о монете, на которую можно купить билет в кино, да еще и сдачи получить, то о «романтической» физиономии с орлиным взглядом и седыми висками). Мы видим потом, как этот неуклюжий и наивный мечтатель, когда доходит до дела, обнаруживает такие качества, которых подчас в решительный момент не хватает и людям более талантливым или более опытным».
У Пиркса, по мнению Громовой есть два «завидных качества — очень здоровая, надежно уравновешенная психика и непоколебимый здравый смысл», выручающих его в самых сложных, а иногда идиотских ситуациях. К сожалению, биография Пиркса, остаётся незаконченной. С командором Пирксом, уже в поздний период творчества, случается "Фиаско". Но... это совсем другая история, и, кажется, совсем не о Пирксе.