Все знают про Чернобыльскую аварию, когда весь мир находился буквально на волоске от ядерной катастрофы. Все знают про то, какими большими усилиями удалось предотвратить ещё большую трагедию и сколько жизней унёс вышедший из-под контроля мирный атом. Страшно представить, что чувствовали люди, которые знали о смертельной опасности, но тем не менее шли к разрушенному реактору для того, чтобы потушить его и не дать ни малейшего шанса на повторный взрыв! А если такой «Чернобыль» случится на борту подводной лодки? Что делать экипажу в замкнутом пространстве, находясь под водой? Как это, спуститься к реактору в попытке обуздать его? Что должен чувствовать человек, которому предстоит выбор: своя жизнь или жизнь всего экипажа? А возможно не только экипажа, но и всего мира! Именно такой выбор встал перед экипажем атомной подводной лодки К-19.
Ну а перед тем, как мы начнём, попрошу вас поддержать канал лайком и подпиской - впереди ещё много героических людей и их подвигов!
Советская атомная подводная лодка К-19, также известная под прозвищем "Хиросима", была спроектирована как первый советский атомный ракетоносец в 1958-ом году. К сожалению, за всю историю своей службы эта субмарина стала известна не только благодаря своим достижениям, но и благодаря многочисленным авариям и неисправностям.. Этот первый советский атомный ракетоносец имел огромное значение для развития и совершенствования подводных кораблей и ядерных технологий. Благодаря К-19 была открыта новая страница в истории морской техники, которая в дальнейшем позволила Советскому Союзу стать одним из лидеров в мировой геополитике!
К-19 была первой из серии советских атомных подводных лодок проекта 658, закладка которой состоялась 17-го октября 1958-го года. Спуск на воду был произведён 11-го октября 1959-го года, а уже 12-го июля 1960-го года на ней был поднят Военно-морской флаг. Начались ходовые испытания, которые продолжались всего несколько месяцев. Лодка прошла государственные испытания и 12-го ноября 1960-го года была принята на вооружение. Николай Владимрович Затеев стал первым командиром К-19. При спуске на воду бутылка с шампанским не разбилась, что вызвало тревогу у суеверных моряков.
Самая известная авария произошла 4-го июля 1961-го года. Возвращаясь на базу после участия в учениях «Полярный круг» в окрестностях норвежского острова Ян-Майен, экипаж подводной лодки К-19 столкнулся с аварией кормового реактора. В 4:15 командир группы дистанционного управления реакторами обнаружил падение давления и уровня в первом контуре охлаждения реактора, и было выяснено, что повреждение произошло еще на испытаниях и было оставлено без должного внимания. Через семь минут после возникновения аварийной ситуации К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение. Менее чем через час экипаж стал фиксировать рост гамма-излучения и повышенную газовую и аэрозольную активность, которую, впрочем, удалось немного снизить продувкой реакторного отсека. Опасаясь взрыва реактора, экипаж сбросил аварийную защиту и попытался пролить его водой, но это оказалось безуспешной попыткой. Проблема заключалась в том, что на К-19 не была предусмотрена аварийная система проливки реактора и её пришлось создавать вручную. Для этого добровольцам было необходимо провести сварочные работы, находясь вплотную к самому реактору, прямо на его крышке! Страшно представить, что чувствовали люди, которым предстяло производить монтаж этого трубопровода. Они знали, что на 100% обрекают себя на верную смерть – слишком большой радиационный фон и отсутствие защиты (на борту были только противогазы и костюмы химзащиты) не оставляли им не единого шанса… Но тем не менее добровольцы нашлись! И первым вызвался спуститься к реактору 23-летний лейтенант Борис Александрович Корчилов.
Аварийные работы начались в 6:50. Работали сменами по 2-3 человека, сменяя друг друга. Все работы заняли примерно полтора часа и всё это время Борис Корчилов не покидал отсек. Он знал, что получит самую большую дозу облучения, но тем не менее проявил героизм и мужество – своим примером он, как старший по званию, подбадривал матросов. Как окажется позже, он получил смертельную дозу равную 5400 бэр и скончался в московской больнице №6 10-го июля 1961-го года.
Вскоре после окончания работ в реакторном отсеке по причине разгерметизации реактора и удаления радиоактивной воды трюмным насосом радиационная обстановка на К-19 стала критической, и командиром Затеевым было принято решение о эвакуации экипажа. Они были спасены дизельными подлодками и переведены на эсминцы. Опасаясь, что к аварийной субмарине могут подойти иностранные корабли, было принято решение о её затоплении при возникновении такой ситуации. Но затапливать К-19 не пришлось – она была отбуксирована в базу, где прошла дезактивацию, ремонт и модернизацию.
Та авария в период с 10-го по 25-ое июля 1961-го года унесла жизни восьми членов экипажа. Первыми ушли из жизни 10-го июля лейтенант Борис Корчилов, старшина 1-ой статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-ой статьи Евгений Кашенков. 12-го июля не стало матроса Николая Савкина. Затем 13-го июля матроса Валерия Харитонова. 15-го июля скончался матрос Семён Пеньков. 20-го июля капитан-лейтенант Юрий Повстьев. Главный старшина Борис Рыжиков ушёл из жизни 25-го июля. Все эти люди пожертвовали своими жизнями, предотвратив ядерную катастрофу!
После дезактивации и ремонта К-19 вернулась в строй. Вернулась, чтобы унести ещё больше жизней во время следующей крупной аварии…
Друзья, если вам понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской - впереди много интересного!