Найти в Дзене
История в лицах

По прозвищу "Хиросима". Авария реактора на самой аварийной подводной лодке СССР

Все знают про Чернобыльскую аварию, когда весь мир находился буквально на волоске от ядерной катастрофы. Все знают про то, какими большими усилиями удалось предотвратить ещё большую трагедию и сколько жизней унёс вышедший из-под контроля мирный атом. Страшно представить, что чувствовали люди, которые знали о смертельной опасности, но тем не менее шли к разрушенному реактору для того, чтобы потушить его и не дать ни малейшего шанса на повторный взрыв! А если такой «Чернобыль» случится на борту подводной лодки? Что делать экипажу в замкнутом пространстве, находясь под водой? Как это, спуститься к реактору в попытке обуздать его? Что должен чувствовать человек, которому предстоит выбор: своя жизнь или жизнь всего экипажа? А возможно не только экипажа, но и всего мира! Именно такой выбор встал перед экипажем атомной подводной лодки К-19. 

Ну а перед тем, как мы начнём, попрошу вас поддержать канал лайком и подпиской - впереди ещё много героических людей и их подвигов!

Советская атомная подводная лодка К-19, также известная под прозвищем "Хиросима", была спроектирована как первый советский атомный ракетоносец в 1958-ом году. К сожалению, за всю историю своей службы эта субмарина стала известна  не только благодаря своим достижениям, но и благодаря многочисленным авариям и неисправностям.. Этот первый советский атомный ракетоносец имел огромное значение для развития и совершенствования подводных кораблей и ядерных технологий. Благодаря К-19 была открыта новая страница в истории морской техники, которая в дальнейшем позволила Советскому Союзу стать одним из лидеров в мировой геополитике!

К-19 была первой из серии советских атомных подводных лодок проекта 658, закладка которой состоялась 17-го октября 1958-го года. Спуск на воду был произведён 11-го октября 1959-го года, а уже 12-го июля 1960-го года на ней был поднят Военно-морской флаг. Начались ходовые испытания, которые продолжались всего несколько месяцев. Лодка прошла государственные испытания и 12-го ноября 1960-го года была принята на вооружение. Николай Владимрович Затеев стал первым командиром К-19. При спуске на воду бутылка с шампанским не разбилась, что вызвало тревогу у суеверных моряков. 

Самая известная авария произошла 4-го июля 1961-го года. Возвращаясь на базу после участия в учениях «Полярный круг» в окрестностях норвежского острова Ян-Майен, экипаж подводной лодки К-19 столкнулся с аварией кормового реактора. В 4:15 командир группы дистанционного управления реакторами обнаружил падение давления и уровня в первом контуре охлаждения реактора, и было выяснено, что повреждение произошло еще на испытаниях и было оставлено без должного внимания. Через семь минут после возникновения аварийной ситуации К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение. Менее чем через час экипаж стал фиксировать рост гамма-излучения и повышенную газовую и аэрозольную активность, которую, впрочем, удалось немного снизить продувкой реакторного отсека. Опасаясь взрыва реактора, экипаж сбросил аварийную защиту  и попытался пролить его водой, но это оказалось безуспешной попыткой. Проблема заключалась в том, что на К-19 не была предусмотрена аварийная система проливки реактора и её пришлось создавать вручную. Для этого добровольцам было необходимо провести сварочные работы, находясь вплотную к самому реактору, прямо на его крышке! Страшно представить, что чувствовали люди, которым предстяло производить монтаж этого трубопровода. Они знали, что на 100% обрекают себя на верную смерть – слишком большой радиационный фон и отсутствие защиты (на борту были только противогазы и костюмы химзащиты) не оставляли им не единого шанса… Но тем не менее добровольцы нашлись! И первым вызвался спуститься к реактору  23-летний лейтенант Борис Александрович Корчилов.

Аварийные работы начались в 6:50. Работали сменами по 2-3 человека, сменяя друг друга. Все работы заняли примерно полтора часа и всё это время Борис Корчилов не покидал отсек. Он знал, что получит самую большую дозу облучения, но тем не менее проявил героизм и мужество – своим примером он, как старший по званию, подбадривал матросов. Как окажется позже, он получил смертельную дозу равную 5400 бэр и скончался в московской больнице №6 10-го июля 1961-го года.

Вскоре после окончания работ в реакторном отсеке по причине разгерметизации реактора и удаления радиоактивной воды трюмным насосом радиационная обстановка на К-19 стала критической, и командиром Затеевым было принято решение о эвакуации экипажа. Они были спасены дизельными подлодками и переведены на эсминцы. Опасаясь, что к аварийной субмарине могут подойти иностранные корабли, было принято решение о её затоплении при возникновении такой ситуации. Но затапливать К-19 не пришлось – она была отбуксирована в базу, где прошла дезактивацию, ремонт и модернизацию. 

Та авария в период с 10-го по 25-ое июля 1961-го года унесла жизни восьми членов экипажа. Первыми ушли из жизни 10-го июля лейтенант Борис Корчилов, старшина 1-ой статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-ой статьи Евгений Кашенков. 12-го июля не стало матроса Николая Савкина. Затем 13-го июля матроса Валерия Харитонова. 15-го июля скончался матрос Семён Пеньков. 20-го июля капитан-лейтенант Юрий Повстьев. Главный старшина Борис Рыжиков ушёл из жизни 25-го июля. Все эти люди пожертвовали своими жизнями, предотвратив ядерную катастрофу!

После дезактивации и ремонта К-19 вернулась в строй. Вернулась, чтобы унести ещё больше жизней во время следующей крупной аварии…

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской - впереди много интересного!

Наука
7 млн интересуются