Найти тему
Торжество православия

Вот что важно: мученичество — это не то же самое, что героизм.

Мы часто слышим, что "Церковь стоит на крови мучеников", но не до конца это понимаем. Да и немногие знают, что есть предмет, антиминс, без которого невозможно совершение Евхаристии.

С греческого слово "мученик" означает "свидетель", но в христианский перевод сделал именно акцент на мучениках, тоже свидетелей, но именно Христовых. Больше даже перевод сделан в сторону не самого мучения, перенесенных страданий, а на их мотивацию. То есть мученик этот тот, перед которым стоит смерть, он подвергся пыткам, но он все-равно готов продолжать свидетельствовать о Христе. Более того, вместе с тем молиться. Ведь только так можно надеяться на помощь и утешение Всевышнего. Амвросий Оптинский вообще говорил всем, чтобы молиться нужно постоянно, при каждом деле. Вот здесь есть опубликована из таких молитв, которая даёт понять, удивительно насколько молитва может быть сильной, Проходите по ссылке в телеграмм канале и читайте: https://t.me/molitvaikona/6460.

Один писатель, будущий Иустин Мученик (казненный около 160 года по Р. Х.) сказал о них коротко, прозаически. Тот, кто принимает смерть за Христа, не хочет нарушать заповедь «не лжесвидетельствуй». У нас ведь спрашивают: " Веришь ли ты во Христа? ", а он скорее готов умереть, чем солгать, нарушив заповедь.

Вот что самое важное. Мученичество - не равно героизму. Герой лишь однажды может совершить подвиг, и пусть и несколько, ярких поступков, которые меняют в сущности всю его жизнь и оставляет его в памяти народа.

-2
Но подвиг — это одномоментный акт, мученичество же — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе. То есть мученик тот, кто свидетельство своими словами, своими делами. В каждом жизненном обстоятельстве.

Можно, конечно, поспорить тогда, кем были палачи, которые видя стойкость и твердость мучеников, в страданиях которых они участвовали сами, принимали смерть за Христа: героями или мучениками? Но тут дело в их выборе, их жажде истины. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.

А если так, то можно ли назвать любого человека, который всю жизнь свидетельствовал о Христе? Значит и он мученик, вместе с тем умерший своей смертью и его никто не мучил?

-3

Так сложилась, что исторически канонизирует в лике мучеников тех, кто свидетельствовал о Христе ценой своей жизни и даже перед ней самой. А вот те, кто были верны ему и преданы, гонимы, страдали за Него, но не были убиты за веру, канонизируют в чине исповедников. А вообще нас всех Господь призывал быть Его свидетелями. Если вы уверены, что нужно потерпеть, но не знаете, как это сделать, есть замечательная молитва о даровании терпения. Проходите по ссылке и сохраняйте ее у себя: https://t.me/molitvaikona/4113.

Мученичество очень важно даже для совершения самой Литургии. Ведь она не может совершаться там, где нет антиминса с вшитыми в него частичками мощей мучеников. В чем тут смысл?

Вот, наверно, почему Церковь стоит на крови мучеников. По канонам Церкви мощи мучеников очень важны для престола, они просто обязаны там быть во время Божественной службы. Антиминс — это своего рода это "подпись", "печать", разрешение епископа, чтобы в этом храме совершать Божественную Литургию можно. То есть это напоминает нам о неразрывном преемстве в Церкви. А вот в греческих храмах его нет, потому что мощи уже в престоле.

На Руси часто возводили храмы из дерева, а поскольку они часто сгорали, мощи, чтобы защитить их от пожара, стали зашивать в антиминс. Спасти из огня платок гораздо легче, чем вынести престол.

-4

Канонические требования гласят, что Церковь не может быть без мучеников, а престол без мощей мучеников.

Еще Тертуллиан в свое время сказал, что кровь мучеников - это семя христианства, поэтому в ранней Церкви, когда еще и храмов не было, Таинство Евхаристии часто совершалось на гробницах мучеников.

Отсюда и пошла эта традиция, неукоснительное правило, чтобы в основании престола лежали мощи. Не обязательно ими будут именно мощи мучеников, а вообще любых святых, потому что каждый из них - свидетель Христов.

Конечно, обстоятельства бывают разными. В годы гонений службы тайно совершались в лагерных бараках, где не только не было престола, но и антиминса тем более не могло и быть. Тогда Евхаристия служилась на груди епископа. Тем не менее, эти исключения не отменяют общего правила.

-5