Найти в Дзене

Вы нажимаете кнопку — всё остальное делаем мы

К 135-летию создания первой плёночной компактной фотокамеры

С того момента как увидел свет первый фотоаппарат и была сделана первый в мире фотоснимок (1826 г.), ещё длительный период времени фотография была увлечением состоятельных и избранных людей, способных не только приобрести громоздкое и дорогостоящее оборудование, но и уметь разбираться в премудростях оптической техники и владеть хотя бы элементарными знаниями в области физики и химии. И всё это необходимо было для того, чтобы делать фотографии. Сейчас, живя в XXI веке, когда даже ребёнок нажатием одной кнопки может выдать неограниченное количество фотоснимков, мы не задумываемся над тем, с какого момента увлечение фотографией стало массовым явлением, доступным любому человеку, независимо от его возраста, благосостояния, образования и интеллектуальных способностей.

Первая бокс-камера КОДАК и девушка-символ компании
Первая бокс-камера КОДАК и девушка-символ компании

А между тем, такая революция в развитии фотографии произошла 135 лет назад, когда в 1888 году была изобретена первая портативная фотографическая камера под коротким и запоминающимся названием «Кодак». Принципы съёмки и компоненты, применённые впервые в этой камере, продолжают жить в каждом современном цифровом фотоаппарате, который, можно сказать, является её духовным наследником. О том, как была изобретена легендарная фотокамера «Кодак» и её роль в развитии современной фотографии, пойдёт речь ниже.

Портрет Джорджа  Истмена изобретателя первого компактного плёночного фотоаппарата
Портрет Джорджа Истмена изобретателя первого компактного плёночного фотоаппарата

Банковский клерк из Рочестера (США) Джордж Истмен, собираясь отправиться в 1877 году в отпуск в Доминиканскую республику, решил купить фотографическую камеру, чтобы запечатлеть всё увиденное в поездке по экзотической стране. Фотокамера тогда весила немало и была больших размеров, для её удержания предназначался специальный штатив, способный выдерживать большой вес. Фотографирование производилось на стеклянные пластины, которые после экспонирования (съёмки) нужно было сразу проявить, поэтому в придачу к фотокамере прилагался целый чемодан (скорее сундук) с химикатами и пробирками для них, эмульсией, пластинами, кувшином для промывки, палатки для проявки и сушки полученных фотографий. Фотооборудование, прилагаемое к фотокамере, представляло собой целую передвижную лабораторию.

Увиденное шокировало молодого банкира.

Однако, Джордж Истмен, пытаясь разобраться в хитростях фотографического дела, настолько им увлёкся, что не поехал в Доминикану, и посвятил весь свой отпуск изучению процессов фотосъёмки. Он настолько увлёкся новым для себя увлечением, что задался вопросом упрощения получения фотоснимков для непрофессионалов-любителей. В процессе экспериментов в области химии, которую Истмен вынужден был постигать самостоятельно, им был придуман способ изготовления сухих фотографических пластин - это когда на её поверхность наносилась эмульсия, состоящая из желатина и бромида серебра. Такие пластины не требовали немедленной проявки на месте съёмки (мокрым коллодионным способом), что уже значительно облегчало работу фотографа.

Чертёж камеры Д. Истмена
Чертёж камеры Д. Истмена

Когда сухие пластины стали вызывать интерес у фотографов, Истмен оставил службу в банке и в 1881 году организовал частную фирму «The Eastman Dry Plate and Film Company” по производству новых фотографических пластин по своей методике.

Закрепив успех по выпуску сухих фотопластин, Джордж Истмен продолжил искать новую другую основу для эмульсии, более лёгкую и гибкую. На эту роль прекрасно подошла бумага, а вернее бумажные ленты. После того как на неё наносился слой эмульсии, она сворачивалась и помещалась в кассету для дальнейшего фотографирования. Так, в 1885 году Истмен приступает к выпуску светочувствительной рулонной бумаги, ставшей праобразом фотоплёнки. Одного рулона такой плёнки хватало на три дюжины снимков, что позже стало привело к стандартной плёнке в 36 кадров. Но чтобы сделать фотографию действительно массовой Истмен создаёт новый вид фотокамеры.

Схема-инструкция использования Кодака
Схема-инструкция использования Кодака

В 1888 году Джордж Истмен предъявляет публике небольшую по размерам бокс-камеру для стандартной роликовой катушки. Она была оснащена одной выдержкой, а объектив имел постоянную диафрагму, с резкостью изображения от 2,5 м до бесконечности. Фотографии получались круглыми, диаметром до 6 см. Основным преимуществом новой фотокамеры Истмена считается достаточная простота в её использовании — процесс фотографирования сводился всего к трём действиям: потянуть шнур, повернуть ключ и нажать на кнопку спуска. Примечательно, что после отсъёмки кассеты, весь фотоаппарат отправляли фирме-изготовителю — там проявляли негативы и печатали всё, что получилось. После чего отпечатки и вновь заряженный фотоаппарат возвращался владельцу. Услуги компании обходились в 10 долларов — это было значительно дешевле, чем проявлять и печатать фотографии самому (с такой услугой фото-сервиса в России познакомились лишь в 90-е годы ХХ века). Возможно, что именно тогда был придуман знаменитый рекламный слоган фирмы Истмена «Вы нажимаете кнопку — всё остальное делаем мы».

Принципиально новая компактная фотокамера, оснащённая роликовой светочувствительной плёнкой, получила название «Кодак». Это название было придумано Джорджем Истменом, и на самом деле ничего не означало. Истмен специально придумал такое название, которое было бы кратким, хорошо запоминающимся, исключало неверного произношения и не означало бы ничего осмысленного на основных языках мира. Торговая марка под названием «Кодак» прижилась настолько, что в начале ХХ века стала именем нарицательным, как позднее «Xerox» или «Pampers», а сам процесс фотографирования какое-то время даже назывался «кодакированием».

Рекламная афиша компании КОДАК
Рекламная афиша компании КОДАК

Фотоаппараты «Кодак» (Kodak) изменили не только процесс фото-съёмки, но и жизнь, видимую через объектив. Теперь можно было делать много кадров, брать с собой камеру туда, где проходила жизнь, и отражать каждый её шаг. Появились живые и непосредственные снимки, выхваченные из жизни, улыбки на фотографиях, радость и движение, теперь у каждого человека , независимо от социального положения, появилась возможность попробовать себя в творчестве, минуя огромные финансовые затраты.

В истории важных изобретений, совершивших определённый технический прорыв и повлиявших на мировоззрение и жизнь людей в разных сферах его жизнедеятельности, часто встречаются аналогии с многочисленными предшественниками и даже параллельными направлениями технической мысли. Такое не раз случалось в истории знаковых изобретений: например, в изобретении радио с Поповым и Маркони, телефона — с Беллом и Греем, электрической лампы — с Эдисоном и Лодыгиным и т. д. Не исключением стало и изобретение фотоплёнки с компактным фотоаппаратом. У Джорджа Истмена тоже нашлись предшественники, и, примечательно, что были они из России.

Рекламный лист компании КОДАК
Рекламный лист компании КОДАК

В начале 1870-х годов в Лондоне частной фирмой «Warnercke & Co», занимавшейся производством и продажей фотографического оборудования, была выпущена фото-пластина с нанесённым сухим коллодионным светочувствительным слоем, а чуть позже этой же фирмой была изготовлена бумажная лента, покрытая светочувствительным материалом и скрученная в рулон наподобие фотографических плёночных кассет. Автором этих изобретений был владелец фирмы Леон Варнерке, под которым, как позже выяснилось, скрывался участник польского восстания 1863 года Владислав Малаховский, уроженец Гродненской губернии Российской империи, выпускник Института инженеров путей сообщения в Санкт- Петербурге. После разгрома восстания он вынужден был спасаться от царских репрессий за границей под вымышленным именем.

Малаховский Владислав Теофилович (Леон Варнерке), инженер-изобретатель, создатель первого плёночного фотоаппарата
Малаховский Владислав Теофилович (Леон Варнерке), инженер-изобретатель, создатель первого плёночного фотоаппарата

В 1875 году Варнерке (Малаховский) создал и выпустил на рынок фотоаппарат, который в основных чертах стал прямым предшественников современных любительских камер. Такой фотоаппарат заряжался рулоном светочувствительной бумаги с переносимым сухим коллодионным слоем на сто снимков ( и это за десять лет до изобретений Истмена!). В 1881 году светочувствительность фотобумаги была увеличена заменой сухого коллодионного слоя желатино-серебряной эмульсией с бромидом серебра. Камеры и светочувствительные фотоматериалы Варнерке стоили не дёшево, и были востребованы преимущественно у профессионалов, что приносило его фирме доход.

В связи с продвижением своего товара Варнерке много ездил по городам Европы, в том числе бывал в Москве и Петербурге. В 1878 году он даже выступил с докладом на заседании Русского технического общества, и стал одним из учредителей V Фотографического отделения Императорского русского технического общества наряду с Д.И. Менделеевым, с которым находился в переписке. В 1880 году он изобретает «сенситометр Вернерке» - приспособление для измерения светочувствительности фотоматериалов.

Фотоаппарат В. Малаховского, 1877 г.
Фотоаппарат В. Малаховского, 1877 г.

Успехи российского эмигранта были замечены в стране его проживания (в Англии) и в 1881 году за заслуги в области фотографии он был награждён Королевским фотографическим обществом Великобритании «Медалью Прогресса», а в следующим 1882 году Леон Варнерке был удостоен серебряной медали за развитие фотографического дела на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Несмотря на все свои успехи, к сожалению, Варнерке (Малаховский) не прекратил вести подрывную деятельность против царских властей, и после разоблачения в 1900 году вынужден был застрелиться.

После смерти владельца фирмы «Варнерке и Ко», её продукция была вскоре вытеснена с европейских рынков американскими камерами «Кодак» с их дешевизной и привлекательными предложениями фото-услуг, которые быстро устранили всевозможных конкурентов.

Интересно, что в 1882 году, на Всероссийской выставке в Москве, когда Варнерке (Малаховский) получал свою серебряную медаль, с успехом демонстрировалась первая в мире «смоловидная» (целлулоидная) эластичная плёнка для фотографических камер. Её изобрёл русский фотограф Иван Васильевич Болдырев. К этому времени он уже был известен как создатель короткофокусного объектива, который позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, особенно при осуществлении портретной и групповой съёмки. Этот объектив успешно был испытан в 1878 году на заседании Русского технического общества в присутствии.

Иван Болдырев, русский фотограф, изобретатель первой целлулоидной плёнки.
Иван Болдырев, русский фотограф, изобретатель первой целлулоидной плёнки.

Д.И. Менделеева. А в 1889 году Болдыревым был сконструирован оригинальный механизм моментального фотозатвора для объектива, который был признан лучшим в мире на тот период. Однако из-за постоянной нужды Иван Болдырев на смог внести полагаемые денежные взносы на получение привилегий (патентов) на свои изобретения, потому о них вскоре забыли.

Члены Русского технического общества фото Болдырева
Члены Русского технического общества фото Болдырева

Второй шанс появиться целлулоидной плёнке был предоставлен в 1890 году. Её изготовил французский инженер-химик Лепренс, он не только изобрёл новый вид фотоплёнки, но снабдил её перфорацией. Чтобы получить патент на своё изобретение Лепренс в сентябре 1890 года сел в поезд Дижон — Париж, из которого он уже не вышел… Не нашли ни самого изобретателя, ни его вещей. Нет ни его трупа, ни возможного убийцы. Секрет исчезновения изобретателя так и остался до сих пор неразгаданным.

Как видим, разные люди, в разных странах, большей частью незнакомые друг другу, с разными причинами и разными целями, рождали нечто новое, к чему подошло человечество. За дымкой времени национальные и социальные различия сглаживаются, и видно как все устремления словно бы слиты воедино, и направлены на один общий результат, в котором возникла потребность человечества двигаться вперёд и развиваться дальше.

Как бы то ни было, в истории техники мировую известность приобрёл именно фотоаппарат «Кодак», а не камера Малаховского, всеобщее признание получила светочувствительная фотоплёнка Джорджа Истмена, а не Ивана Болдырева и, таинственно исчезнувшего Лепренса. Какие факторы повлияли на это? Правильный коммерческий расчёт? Знание законов рыночных технологий? Или, просто, удача? А может другие факторы, о которых мы даже не догадываемся или не знаем? Но именно «Кодак» завоевал мировое признание и совершил настоящую революцию в развитии фотографии и изменил отношение людей к этому виду технического прогресса.

Несмотря на то, что в начале XXI века фотоплёнка была вытеснена цифровыми носителями и «умными телефонами», принцип одной кнопки остался неизменным. Но это не означает, что произошло обесценивание фотографии — пользователи смартфонов снимают всё подряд, засаривая карту памяти, любители — избирательно подходят к процессу фотосъёмки, а профессионалы никуда не делись, они, как и прежде корпят над каждым снимком и тратят большие деньги на приобретение продвинутой цифровой фото-техники. Как видим, дело состоит в принципиальном и индивидуальном подходе к тому или иному техническому средству, рождённому прогрессом, который расширил наши возможности, но интеллектуально нас не изменил.

Евгений Михайлович Ставцев, зав. Историко-техническим музеем «Дом Черепановых» Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».