Найти тему
Фильманьяк

На следующий день (1983) - взгляд на потенциальные последствия ядерной атаки

С первых же сцен нас знакомят с персонажами и развитием обстановки в мире.
С первых же сцен нас знакомят с персонажами и развитием обстановки в мире.
Где-то в сердце Америки всё как обычно, люди занимаются своей жизнью – кто-то обустраивает личную, кто-то учится, кто-то работает. На фоне этого из телевизоров и радио идут одна за другой срочные новости – ковчег человечества начинает сильно раскачиваться, по мере того, как сверхдержавы упрямо топчутся друг с другом за влияние на клочке земли, даже им не принадлежащей.
Никто не хочет верить в происходящее. Но "глупость всегда найдёт дорогу" - печально подмечает один из персонажей.
Никто не хочет верить в происходящее. Но "глупость всегда найдёт дорогу" - печально подмечает один из персонажей.

Молодёжь скептично обсуждает подобные новости, придерживаясь стереотипов. Кто-то из старожилов запасается провиантом на всякий случай. Самые пожилые с грустью подметят, что мир, конечно, сошёл с ума – но не до такой же степени. На сороковой минуте начинается довольно протяжённая сцена обмена ядерными ударами, в которой вместе с героями фильма всё ещё как-то не верится в реальность происходящего. Дальше будет происходить уже то, что стало названием этой ленты.

Сцена ядерной атаки действительно захватывает дух, благодаря спецэффектам, монтажу и работе со звуком.
Сцена ядерной атаки действительно захватывает дух, благодаря спецэффектам, монтажу и работе со звуком.

«На следующий день» стал очень амбициозным проектом, для которого удалось привлечь в качестве постановщика Николаса Мейера, до этого отметившегося двумя удачными работами в качестве режиссёра – «Эпоха за эпохой» и «Звёздный путь 2: Гнев Хана». И можно даже найти определённую идеологическую перекличку с дебютной работой Мейера в качестве режиссёра, где в сценарии так же поднимался вопрос прогрессирующей вместе с эпохой жестокости человечества.

Накануне ядерного удара будет произнесена фраза: "Война окончена". Как тут не вспомнить Уолтера Мондейла.
Накануне ядерного удара будет произнесена фраза: "Война окончена". Как тут не вспомнить Уолтера Мондейла.

«На следующий день» так же, в отличие от «Завещания» продемонстрировал во всей красе последствия ядерного удара – хотя авторы и признаются в финальных титрах, что продемонстрированное – всё-таки щадящая зрительскую психику версия подобного развития событий. И Мейеру больших трудов стоило отстоять материал, поскольку руководство телекомпании было заинтересовано в реализации подобной идеи, но в то же время их пугало, что жуткие сцены последствий ядерной катастрофы могут вызвать проблемы с цензурой.

Вторая половина фильма - непрекращающееся созерцание смерти, которая обретает всё более видимые черты для тех, кто уцелел.
Вторая половина фильма - непрекращающееся созерцание смерти, которая обретает всё более видимые черты для тех, кто уцелел.

Однако в итоге фильм вышел без особых сокращений, и даже приобрёл в какой-то степени статус легенды – и аудитория в день премьеры была колоссальной, и некоторые лидеры мировых держав, в том числе действовавший тогда президент США Рональд Рейган, прониклись произведением, серьёзно призадумавшись о реальной угрозе развития ядерного конфликта. Сие вполне возможно, ибо Мейер всё-таки постарался как-то сгладить пессимистичный тон сценария Эдварда Хьюма.

Последние кадры фильма выражают сочувствие. То самое, которое могло бы всё предотвратить.
Последние кадры фильма выражают сочувствие. То самое, которое могло бы всё предотвратить.

И надо отметить, что попытка мягко говорить о шокирующем у Мейера здесь всё-таки рыхловата и слаба. Поэтому неудивительно, что среди картин подобной тематики британские «Нити» всё же в большем почёте, чем «На следующий день», который в большей степени наверное впечатляет своей технической стороной. Ну и совсем чуть-чуть – игрой Джейсона Робардса.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.