В промышленном британском Шеффилде жизнь идёт своим чередом. До момента, пока мир не сотрясёт шокирующая новость – компромисс между СССР и США более невозможен, и одна из сверхдержав уже применила ядерное оружие. Правительство в срочном порядке пытается предпринять меры, чтобы как-то облегчить участь горожан после бомбардировки, но всё напрасно. Пламя ядерной войны накрывает и Великобританию.
Документальная фантазия Питера Уоткинса «Военная игра» о возможном развитии событий в Британии в случае ядерной войны хоть и получила премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», но широкого распространения не получила, поскольку даже руководство ВВС сочло материал фильма слишком шокирующим для показа на телевидении. Тем не менее, спустя почти двадцать лет «Военная игра» стала вдохновением для одного кинодеятеля, который задумал осуществить похожий проект.
С этой целью он пригласил в качестве режиссёра Мика Джексона, который как раз отличился работой над документальным проектом «A Guide to Armageddon». «Нити» действительно можно рассматривать как расширенную версию «Военной игры». Джексон задумывал снимать художественный фильм, однако в процессе подготовительной работы понял, что сценарий драматурга Бэрри Хайнса всё-таки идеально подходит для того, чтобы придать ему черты документальности. Поэтому в повествовании появился закадровый текст, а так же постоянно возникающие справки, своего рода – комментарий от авторов.
Интересно, что в процессе съёмок кто-то рассказал Джексону о вышедшем годом ранее «На следующий день» - и постановщик сильно огорчился, поскольку до того момента искренне считал, что станет первым, кто создаёт подобный фильм. Однако оперативно раздобытая копия фильма Николаса Мейера, просмотренная тем же вечером, напротив, только укрепила желание Джексона работать, поскольку фильм «На следующий день» Мик Джексон счёл слишком мягким в отображении ужасов ядерной войны.
Помнится, Мейер тоже стремился к заземлению повествования, для чего привлекал актёров малоизвестных – однако кто-то один знаковый по задумке ему всё же требовался, отчего Мейер в итоге пригласил в фильм Джейсона Робардса. А уже с исторической дистанции известно, что годом позже и Стив Гуттенберг стал любимчиком Америки с выходом «Полицейской академии». Джексон, изначально намеревавшийся пригласить кого-то из именитых артистов ради привлечения аудитории в процессе подготовки всё-таки принял решение набирать людей совершенно неизвестных публике, дабы буквально создавалось впечатление, что смотришь за людьми с улицы, своими потенциальными соседями.
Главным же козырем в привлечении внимания оказалась та бескомпромиссность, с которой постановщик рисовал картину возможного будущего. «Нити» лучше «Завещания» и «На следующий день» выражают главную мысль, которая заложена в основе их сценариев – какие бы попытки не предпринимало человечество по спасению, восстановлению, выживанию – оно обречено. В «Завещании» потерявшая надежду мать находила силы не бежать от судьбы. В «На следующий день» персонажи стояли на пороге смерти в лучших американских традициях – глядя друг другу в глаза с ободряющей улыбкой. Хоть и столь малый жест, но человечность, как единственное, что можно было сохранить на пепелище цивилизации, всё-таки было горьким утешением для зрителя.
Бэрри Хайнс вместе с Миком Джексоном пошли дальше своих американских коллег и не оставили вообще никакой надежды для человечества, которое обречено на вырождение или вообще деградацию в худшие формы. И это при том, что Хайнс в своём сценарии смотрит дальше срока в месяц или около того – он охватывает период в 13 лет, предлагая уже взглянуть на следующее поколение ядерной войны. А периодически возникающие комментарии от автора, своеобразная «историческая справка» становится одновременно и тикающим механизмом в отсчёте последних часов цивилизации, и беспристрастным приговором для всего живого.
Что интересно, Хайнс идейно развил работу Уоткинса, особенно в части вопроса власти, поскольку в «Нитях» как и в «Военной игре» у руля оказываются те люди, благодаря которым война оказалась развязана. Не случайно фильм известен по кадру с надзирателем из лагеря мародёров, который своей формой очень напоминает национал-социалиста. И пока главная героиня в своём пути становится бессильной свидетельницей зверских порядков, что воцаряются в стране, у военных, кажется, ничего не меняется – спустя 13 лет даже как-то продолжают нести службу, пока мирное население проходит все возможные круги ада. Что неудивительно – когда все нити разорваны, все порядки сметены, вся пыль цивилизации сдута с голодного человека, озабоченного лишь одним вопросом – как выжить – тогда власть непременно будет у того, кто сильнее. Ничего личного, вопрос выживания.
Трудно поверить, что «Нити» были сняты всего лишь за 17 дней, с небольшим бюджетом в 400 тысяч фунтов. Видимо, хорошо о себе сказали подготовительные исследования, которые провёл Джексон. Отказавшись от знаменитостей, он сделал ставку на образность – и вложил максимум в каждый кадр, изображавший гибель цивилизации. Для 1984 года даже мельком показанная сгорающая кукла из фильма «Инопланетянин» говорила о многом. В отличие от предыдущих фильмов, выпущенных американцами, здесь человечность не выживала. Стоит оставить свои претензии к логике развития некоторых сюжетных моментов и обязательно посмотреть это кино – поскольку это действительно стоящее предупреждение для ныне живущих.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.