Обыкновенный день в одноэтажной Америке. Семейная пара чуть за 40 воспитывает троих детей и живёт как ни в чём не бывало – дети в школах, мать в быту, отец на работе. На двадцатой минуте фильма идиллию внезапно нарушит сообщение о нанесённых по Америке ядерных ударах. «Субурбия» оказывается видимо нетронутой, если не считать вспышки. Ровно до момента, пока последствия ядерной атаки не превратят жизнь обывателей в замедленную гибель.
Для Линн Литман этот фильм стал полнометражным дебютом в художественном кинематографе, доселе она прославилась, получив премию Оскар в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». И если и есть наиболее удачно подходящее прилагательное в русском языке для описания «Завещания», то это будет одно слово – кроткий. Литман не создаёт на экране сцен массовой истерии или паники, не даёт актёрам заламывать руки, не пихает в лицо зрителю ужасающую визуализацию последствий ядерной войны.
Приятно видеть, что постановщица таким образом затрагивает сердце зрителя исключительно гуманными методами. С другой стороны, не все зрители оценили подобный подход. Те, кому судьба простой американской семьи была неинтересна, кто ждал от фильма натурализма - остались недовольны, окрестив «Завещание » «апокалипсисом для домохозяек».
Но стоит повториться, что интеллигентный подход постановщицы заключается в том, что зрителю предлагается пройти вместе с героями этой истории весь путь. От сонного вступления к внезапному ужасу вторжения. От непонимания и потерянности к горю от первых потерь. От утраты надежды к смирению.
В год выхода, да и после, «Завещание» одобряли критики, находя в подходе Линн Литман что-то очень душевное. Однако нынче лучше помнят «На следующий день», возможно потому, что тот снимался для телевидения и всё-таки быстрее словил хайп, нежели «Завещание», показавшее в прокате довольно скромные результаты.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.