Найти тему
c.i.h.

Типография «Новый мир», 1926 — Москва, которой не было

Типография «Новый мир», ст. А. В. Куровский, 1926 год. Руководитель профессор А. В. Щусев. / 3D модель.

Типография «Новый мир», 1926 - проект
Типография «Новый мир», 1926 - проект

Прогрессивные задачи строительства в архитектуре в нашем Союзе, так же как и на Западе, пока что имеют очень небольшое количество своих сторонников. Старая школа и у нас до сих пор пользуется большим признанием и успехом, чем новые силы архитектуры. Нам приходится также вести упорную борьбу за существование и за право по-новому работать.

Типография «Новый мир», 1926 - 3D модель
Типография «Новый мир», 1926 - 3D модель

Эстетические предрассудки, к сожалению, и в советской общественности дают себя знать. Нам также приходится бороться и в этом смысле. Современная архитектура в СССР на ряду с проблемами градостроительства и отдельными видами материальных сооружений подходит к разрешению вопросов о вещи и внутреннего оборудования жилищного строительства масс. Во ВХУТЕМАСе имеется специальный факультет, где конструктивисты проектируют и практически осуществляют новые вещи бытового обихода. Мы идем вместе с вами и стремимся создать международный фронт современной архитектуры.

«Типография газеты», 1926 - вариант, курсовой проект
«Типография газеты», 1926 - вариант, курсовой проект

За новую архитектуру борется небольшая по количеству группа зодчих, которой приходится ни только выдерживать натиск архитекторов старой школы, но также напрягать не мало сил, чтобы преодолевать мещанство и эстетическую рутину самого общества, как в вопросах архитектурных, так и в части внутренней обстановки жилища.

Наша борьба ведется в двух направлениях: с одной стороны, мы закладываем основы новой идеологии художественного рационализма, с другой — мы практически осуществляем общественные вещи, пользуясь материалистическим методом в деле создания новых видов художественного труда.

О деятельности творческой мастерской А.В. Щусева

(как ни странно - основная работа велась по проектированию мавзолея В.И. Ленина, но у студентов И. Француза, А. Куровского, Г. Яковлева оставалось немного времени и на другие проекты).

После успеха веснинского «Аркоса» Щусев меняет свои творческие симпатии и переходит на платформу новаторского направления. Определенное влияние на изменение его творческих позиций оказало общение Щусева со своими студентами. Во ВХУТЕМАСе, где к середине 20-х годов новая архитектура была господствующим направлением.

3D модель типографии «Новый мир», 1926
3D модель типографии «Новый мир», 1926

Первое же произведение А. Щусева в духе новой архитектуры - конкурсный проект здания Центрального телеграфа в Москве - показало, что он освоил художественные возможности нового направления. Проект Щусева был одним из лучших среди поданных на конкурс. Это был блестящий дебют опытного мастера в новом для него творческом направлении, которому он оставался верным до начала 30-х годов.

Простые геометрические формы, горизонтальные полосы из стекла и бетона, полное отсутствие традиционных декоративных элементов, крупные лаконичные надписи таков был внешний облик телеграфа.

В последующих проектах второй половины 20-х годов (Госбанк в Москве, 1926, санаторий в Мацесте, 1927, Наркомат земледелия в Москве, 1928 и др.) Щусев обогащает свою палитру архитектурных форм и композиционных приемов, вводя протяженные балконы, навесы, галереи, полукруглые выступы, остекленные эркеры и т. д.

Типография «Новый мир», 1926 - план 1 этажа
Типография «Новый мир», 1926 - план 1 этажа

Наряду с выявлением каркасной структуры к современного сооружения и применением больших остекленных поверхностей Щусев умело пользовался и такими выразительными средствами новой архитектуры, как глухие плоскости и объемы.

Не будучи сторонником ни одного из полемизировавших друг с другом новаторских творческих течений 20-х годов, Щусев использовал художественные возможности архитектурного авангарда в целом, осваивая опыт не только рационализма и конструктивизма, но и символического романтизма. Это сказалось и на процессе проектирования и строительства каменного мавзолея (1929-1930).

Типография «Новый мир» и Тверская ул. - проект «Москва, которой не было»
Типография «Новый мир» и Тверская ул. - проект «Москва, которой не было»

Перед Щусевым была поставлена задача: сохранив объемно-пространственную композицию деревянного мавзолея, облик которого стал уже привычным, перевести сооружение в камень. Создавая второй деревянный мавзолей, Щусев широко использовал композиционные приемы и формы классического ордера. Их упрощенная трактовка определилась прежде всего характером строительного материала. При переводе в камень представлялась возможность более определенно выявить архитектурные детали и ордерные элементы композиции, лишь намеченные в деревянном мавзолее. Возможно, так и поступил бы А. Щусев, если бы ему пришлось создавать в том же 1924 г. проект перевода деревянного мавзолея в каменный. Но в конце 20-х годов произошло нечто противоположное - в каменном мавзолее была принята за основу совсем иная художественная трактовка архитектурного образа, чем та, которая в зародышевой форме была заложена в деревянном мавзолее. При этом в процессе проектирования каменного мавзолея от этапа к этапу все больше выявлялась новая эстетическая концепция. Уже в первых вариантах проекта перевода деревянного мавзолея в каменный наметилась тенденция обобщения архитектурных деталей, был введен символически трактованный цвет.

Дом Съездов, 1928, Рашели Смоленской и Типография «Новый мир», А. В. Куровского
Дом Съездов, 1928, Рашели Смоленской и Типография «Новый мир», А. В. Куровского

См. также: Дом Съездов, 1928

В дальнейшем Щусев полностью отказывался от имевшихся в деревянном мавзолее традиционных архитектурных деталей.

В процессе перевода деревянного мавзолея в каменный на различных стадиях разработки проекта принимали участие помощники А. Щусева - И. Француз, А. Куровский, Г. Яковлев и некоторые другие.

Типография «Новый мир» на 3D модели Москвы
Типография «Новый мир» на 3D модели Москвы

Осуществленный каменный мавзолей - одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений советской архитектуры, художественный облик которого создан под несомненным влиянием эстетических концепций архитектурного авангарда.

Также: