Дом Съездов, 1928, Рашель Смоленская, мастерская Николая Ладовского, ВХУТЕИН / 3D модель
Огромное здание Дома Съездов трактовалось как памятник Ленину и стало бы доминантой центра города.
Динамичная форма здания рассчитана не на пассивное созерцание сооружения в целом, а на активное восприятие. Форма зала в виде наклонного куба продиктована функцией — это позволило бы компактно расположить зрительские места и улучшить акустические свойства.
Рашель Смоленская считала, что стороны куба образуют подобие рупора и увеличивают слышимость выступающего.
Проект интересен тем, что в нём отразилась методика проектирования Николая Ладовского, разработанная в начале 1920-х во ВХУТЕМАСе. Сначала студенты выполняли свой макет в глине, а затем, обмеряя его, переходили к чертежам. Это позволяло добиться оригинальных объёмно-пространственных решений, прийти к которым через эскизы на бумаге было бы невозможно.
Смоленская Рашель Моисеевна (1901–1983) — Советский архитектор, художник.
Из книги С.О. Хан-Магомедова "Архитектура советского авангарда":
Среди курсовых проектов, выполнявшихся в конце 20-х годов студентами мастерских Н. Ладовского и Н. Докучаева, можно назвать еще такие: многозальный кинотеатр (проекты В. Калмыкова, Л. Гриншпуна), выставка и клуб.
И каждый раз такое задание дополнялось объемно-пространственными композиционными задачами.
С большой полнотой концепция формообразования рационализма проявлялась в дипломных проектах, выполнявшихся в мастерских Н. Ладовского и Н. Докучаева.
Много интересных и даже выдающихся дипломных проектов было создано студентами этих мастерских в 1928 и 1929 гг.
Среди них в первую очередь следует назвать проекты на такие темы: Дом промышленности и торговли (проекты А. Сильченкова, С. Гельфельда), Дом съездов (проекты Г. Глущенко, Р. Смоленской, Н. Травина, И. Володько, И. Иозефовича), Новый город (проекты В. Лаврова, Т. Варенцова, В. Попова, И. Киркессали, Г. Крутикова), Парк культуры и отдыха (М. Мазманян, К. Алабян, Л. Залесская, В. Долганов, И. Болбашевский, С. Маторин).
У читателя может возникнуть вопрос - не слишком ли большое внимание уделяет автор книги студенческим проектам ВХУТЕМАСа, так ли уж значительна их роль в формировании советского архитектурного авангарда? Думаю, что необходимо еще раз остановиться на этом вопросе.
20-е годы в развитии отечественной архитектуры были знаменательны не только теми особенностями, о которых уже говорилось выше, но и уникальной ролью высшей архитектурной школы. Уникальной в том смысле, что не только возникшие вне этой школы новаторские и творческие концепции влияли на студенческие проекты, но и сами эти проекты из упражнений в ходе постижения основ профессионализма превратились в важную часть общего процесса генерирования новых формообразующих идей.
Такое в истории архитектуры бывает крайне редко, во всяком случае в нашей стране такого не было ни до, ни после 20-х годов. Но в 20-е годы в высшей архитектурной школе забил мощный формо- и стилеобразующий родник.
Это было во многих вузах страны и прежде всего в московских и ленинградских - на архитектурных факультетах МИГИ, МВТУ, ЛИГИ, Академии художеств. Однако и в этих условиях архитектурный факультет ВХУТЕМАСа воспринимался как удивительный феномен. Не будет преувеличением, если сказать, что из всего оригинального, что было создано студентами архитектурных факультетов вузов нашей страны, значительно более половины принадлежит студентам ВХУТЕМАСа. Это был действительно уникальный формообразующий родник в масштабах всей мировой архитектуры.
Причем решающее влияние на создание условий для того, чтобы этот родник забил и мощно фонтанировал на протяжении десяти лет, безусловно, оказали рационалисты во главе с Ладовским.
Отдав почти весь свой теоретический и творческий потенциал ВХУТЕМАСу, основателям рационализма с помощью одаренных студентов первого потока Обмаса удалось, образно говоря, создать на архитектурном факультете такую критическую массу идей и талантов, которая как бы вызвала цепную реакцию непрерывного генерирования формо- и стилеобразующих новаций.
А также:
- Москва, которой не было — 1920—1970 — все серии мини-сериала