Правильно сформулированный вопрос всегда несет в себе как минимум половину ответа. А правильное использование терминов помогает избежать путаницы и разночтений. Кстати, отсюда вытекает совет: если вы в споре попадаете в тупик, займитесь сначала уточнением терминов. Возможно, вы говорите об одном и том же, но разными словами.
Чтобы рассуждать про информационную войну, надо сначала определить, а что это такое вообще?
Сюрприз первый — никакой информационной войны не существует и быть не может. Это неправильный термин, вносящий путаницу. Война всегда одна. Есть вы — и есть противник. А вот поле боя может быть не одно. И способы ведения боя тоже разнятся. Мы же не говорим «пехотная война», «танковая война» и т.д. Мы говорим «атака танков», «атака артиллерии». А война все та же самая. С этой точки зрения информационная война — это информационные атаки в рамках общей войны.
Сюрприз второй. Эта самая информационная война и информационной быть не может в принципе. Любые боевые действия, и даже простая охота — это всегда работа не только оружием, но и дезинформацией. Когда на другой стороне находятся тоже люди, именно обман противника является одним из залогов успеха в битве. Все эти тактики, стратегии — это именно информационные боевые действия.
Так что то, что нынче называют информационной войной, по факту является психологическими атаками на гражданское общество. А теперь к началу статьи: правильно поставленный вопрос является половиной ответа.
Когда мы говорим "информационная война" - то подсознательно представляем что-то большое, очень непонятное, расплывчатое и потому страшное. Как детская бука под кроватью. А когда говорим "психологическая атака" - все сразу встает на свои места. Атака - это нечто узконаправленное, ограниченное во времени и пространстве, а потому хоть и грозное, но не абстрактно-жуткое.
Именно поэтому в начале СВО многие (и я в том числе) цитировали Бодрова, что во время активной фазы ведения боев своих не критикуют. Не потому что подлизать правительству хотят. Или еще какие причины. Чтобы своих не ранить. Да, не физически, психологически. Но если таких психологически раненых будет много, то и реальных раненых и убитых будет больше.
Вот я и занялась вопросами инфогигиены. Хотя теперь уже можно назвать это каким-нибудь другим словом