Если пациент пришёл к вам на приём, это ещё не значит, что он готов выполнять ваши предписания. Скорее всего, боль заставила его обратиться за помощью, но её может быть недостаточно для того, чтобы эту помощь принять. Это выражается во всевозможных отговорках, которыми пациент успокаивает себя. Но вы должны найти способ преодолеть барьеры, выставленные пациентом, ради его же блага.
Давайте разбираться, как работать с самыми популярными возражениями!
Нет времени
У кого нет времени работать на здоровье, найдет время работать на обезболивающие лекарства. Как часто вы слышали от пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, что у них нет времени на лечение?
Мне вспомнилась одна типичная представительница занятых пациентов – врач-стоматолог Татьяна. Она ничем не отличалась от многих врачей, которые работают на 1,5 ставки. Ведь если работаешь на 1 ставку, жить не на что, а на 2 ставки – жить некогда.
Конечно, у Татьяны был нарушен режим труда и отдыха, ей некогда было делать перерывы, хотя бы размяться и потянуться между пациентами. А вынужденная поза перегружала уже нездоровые позвоночник и суставы, что вызывало стойкую боль в плече с иррадиацией в руку.
Как же помочь занятому пациенту найти время на себя?
Я задал, казалось бы, стандартные вопросы: к каким специалистам уже обращались, какие методы лечения пробовали, какие результаты получили. Но эти вопросы были с правильными акцентами – ответы на них дали пациенту и мне четкое понимание, что времени потрачено уже много, а результата все нет.
Татьяна неоднократно ходила к неврологу и получала назначения медикаментов, но от них был лишь временный эффект. А боль оставалась. Тогда пациентка попыталась решить проблему с помощью фитнеса и получила жесткое обострение, «заклинило» поясницу.
На приеме стало понятно, в чем причина боли. Осталось представить пациенту мой вариант решения проблемы. Программа реабилитации включала мануальные техники для подготовки мягких тканей, упражнения на Экзарте для переобучения и домашние упражнения для закрепления результата.
Пациентка была готова приходить в реабилитационный центр и выполнять упражнения под контролем инструктора, чтобы жить и работать без боли.
Так, правильно заданные вопросы и подбор решения, направленный на получение долгосрочного результата, помогли найти подход даже к пациенту, у которого «нет времени» на себя.
Нет мотивации
Как часто к вам на прием приходили пациенты, которым было сложно помочь из-за их низкой мотивации к выздоровлению?
Для меня мотивация – движущая сила, над которой я работаю постоянно во всех сферах: в семье, в личном развитии и в бизнесе.
Мотивацию можно рассматривать как совокупность мотивов, а мотив – это то, что при достижении является смыслом деятельности. Это как в одном анекдоте:
Полного мужчину приговорили к смертной казни на электрическом стуле, который выглядит как кресло с жесткими подлокотниками. Его приводят на казнь, он пытается сесть и не помещается в него. Посадили его на диету, а он еще прибавил в весе. Оставили только воду с хлебом, а его все прёт и прёт. Стали только одну воду давать, а он все поправляется. Не выдержали и спрашивают его: «Почему не худеешь?» А он отвечает им: «Мотивации ребята нет, понимаете? Мо-ти-ва-ци-и…»
Осознать мотивацию пациентам помогают позитивные эмоции от результата лечения (например, спокойный сон или движения без боли), а еще чаще – отрицательные эмоции от потери каких-либо возможностей. Жизнь без боли – это потребность пациента, а представление или описание того, как он может избавиться от боли, – это цель.
Получается, что мотив в данном случае – это программа реабилитации, которую должен создать специалист. Например, мануальные техники и упражнения, позволяющие уменьшить или устранить боль, чтобы пациент свободно двигался и спокойно спал.
Попробуйте проанализировать эту логическую последовательность и донести до пациента причинно-следственные связи, чтобы он стал вашим союзником. Передайте пациенту ответственность за его здоровье, а себе возьмите роль помощника или проводника.
А помочь в этом может шутка от нашего польского преподавателя Мирослава Кокоша. На курсах по мягким мануальным техникам и мануальной терапии Кальтенборна-Эвента он обучает, как быстро устранить даже острую боль. Мирослав часто говорит пациентам с болью в спине:
«Если у меня болит спина, я должен тренироваться, а если у вас, пан, болит спина, то вы должны делать упражнения».
А какие фразы вы используете, чтобы помочь пациентам обрести мотивацию? Делитесь в комментариях!