Продолжая про наших тяжеленьких дизартриков - тех, кто то ли заговорит, то ли нет, то ли вводить альтернативную коммуникацию, то ли нет... Ещё мой совет - смотрите обязательно на коморбидность. При ДЦП всегда есть дизартрия - это всё специалисты впитали ещё на первом курсе ВУЗа. Так вот, смотрите, только ли дизартрия.. Только ли из-за неё не говорит?
Дизартрия+нарушение интеллекта. Дизартрия+трудности с праксисом. Дизартрия+сложности с языком, как с системой...
Всегда очень внимательно обследуйте таких детей. Дизартрия может препятствовать речи у детей с ДЦП, и препятствует. Но, возможно, другое нарушение препятствует ещё больше и, сосредоточившись только на дизартрии, ребёнка вы измучаете, а проблему не решите. Логомассаж и артикуляционная гимнастика дизартрику только на пользу, но, возможно, именно с этим ребёнком - не в первую очередь.
А что же в первую? Возможно, работа над пониманием речи. Над высшими психическими функциями. Впрочем эти нарушения чаще всего всё же заметны. Диспраксию же у детей с ДЦП в основном не замечают. Всё понимает, но не говорит - значит дизартрия. А у него основная сложность не в том, что он физически не может языком ворочать, а в том, что не может произвольно. Всегда оценивайте по цепочке спонтанная вокализация - возможность повторить. При дизартрии ни спонтанно говорить не будет, ни повторять, так как физически невозможно. Если же в свободной, без вас, жизни - и м, и п, и н и прочее, а повторить за вами не может ничего - думайте в сторону праксиса и работайте через зрительные опоры. Через предмет, через жест, через чтение и письмо. А параллельно можно и логомассаж, но определяйте ведущий дефект в структуре нарушение, и первоочередную работу ведите - с ним.
И знаете чего ещё не надо делать с такими детьми? Начинать с гласных. А говорит, отлично, давайте поставим У! И ставим. Месяц, два, год. Часто ребёнку с ДЦП гораздо легче сказать М, Н, П и многое прочее, только не округлить губы на эти несчастные У и О. Ну и ставьте что проще!
А как же без У?!! Да легко. Сами сквозь зубы попробуйте, поговорите. Получилось? Да. Странно звучит, но речь ваша понятна, даже если вы вообще все гласные усредните. В английском, например, эта история у вас бы не прокатила - в нём гласные часто определяют смысл слова. В русском же - нет, смысл дают согласные, на них и опирайтесь. Помните про последовательность работы над речью во всех ситуациях вообще - сначала коммуникация, неважно, речевая или нет. Потом - понимание. Потом - речь как система, как язык. И лишь потом - техника, красота. Не начинайте с конца.
Родителям обычных детей с дизартрией, без ДЦП, наверное сейчас было скучно. Следующая статья про вас будет)
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист.