Итак, как мы помним по предыдущим публикациям про Вторую Камчатскую экспедицию, она включала в себя несколько параллельных ответвлений, одно из которых получило название Великая Северная Экспедиция. Вот в ее составе и внес значительный вклад в исследование русской Арктики герой этой публикации.
Вот читаешь его биографию и не знаешь, кем он больше был: то ли ученым, то ли военным, то ли исследователем. По крайней мере, закончив навигацкую школу и совершим несколько походов, он издает очень хороший учебник по навигации. Издана же работа была по рекомендации Академии наук. Затем еще несколько лет Малыгин находился в основном на преподавательской работе. Но в 1736 году ему доверяют руководство западным участком Великой Северной экспедиции, которая должна была картографировать побережье на огромном расстоянии вплоть до устья Оби из европейской части страны.
В то время главным опорным пунктом русских в освоении Севера в европейской части страны был Пустозерский острог. Ныне поселения не существует, а вот в XVIII веке это было достаточно мощное образование. Располагалось оно в дельте Печоры в районе современного Нарьян-Мара. Там и в наши дни сосредоточены различные культурные центры с таким названием.
27 мая 1736 года суда двинулись в путь. Буквально за день они достигли устья Печоры, но там были сплошные ледовые поля. Кстати, от Пустозерского городища до Печорской губы около 100 км.
Судно встало на якорь, но буквально через несколько дней ветром нагнало лед, судно затерло и выбросило на мель. Вся команда и снаряжение были спасены, но пришлось ремонтировать в срочном порядке еще один коч. В этот раз морякам удалось выйти из Печорской губы, продвинуться на несколько десятков километров на восток в район современного населенного пункта / вахтового поселка Варандей.
Вот так выглядит аэропорт пос. Варандей:
Обстановка немного улучшилась в августе, и с двумя подошедшими из Архангельска судами Малыгин подошел к проливу Югорский шар.
И снова суда застряли на две недели. Лишь к концу августа им удалось пройти пролив и выйти в Карское море.
В начале сентября льды немного отошли от берега, и судам Малыгина удалось достичь Карской губы, что в 175 км по прямой к юго-востоку от Югорского шара.
Суда попробовали еще раз пробиться сквозь льды в направлении устья Оби, но в итоге вернулись к Каре и поднявшись вверх по реке встали на зимовку. Сюда же подошел и сухопутный отряд, вышедший из того же Пустозерска.
Поняв, что теперо продовольствия на всех не хватит, Малыгин уше с частью команды в Обдорск - ныне это Салехард.
От Карской губы до Салехарда более 300 км по прямой.
В следующем году выйти в море удалось лишь в начале июля. Вдоль западного побережья Ямала они упорно продвигались на север, и достигли пролива, который ныне называется Пролив Малыгина. А это почти 430 км к северу.
17 августа 1737 года Малыгин обогнул Ямал и вошел в Обскую губу. Дальше была водная поверхность свободная ото льда. Корабли картографировали теперь восточный берег Ямала, а в итоге достигли знаменитого Березова. Именно отсюда Малыгин отправился в Петербург, которого ему удалось достичь достаточно быстро - примерно за 4 месяца.
Ну а дальше он на протяжении двух с лишним десятилетий находится на военной службе, командует несколькими кораблями, участвует в Семилетней войне. Вот такая история картографирования этой части русской Арктики. Спасибо, что читаете мой канал и подписываетесь на него. До встречи!