Если вы захотите познакомиться с биографией знаменитого государственного деятеля Лаврентия Павловича Берии, то поверьте, вас, больше чем его стремительный карьерный взлет в 30-х годах удивит начало его жизни. Рождение и детство Лаврентия будто окутаны тайной, тщательно оберегаемой при жизни им самим, а после его смерти государством, которое он так быстро "переделал".
Матушка Леврентия Павловича звалась Мартой Виссарионовной. Ее фамилия по отцу - Джакели. По национальности она была мегрелкой. Мегрелы до революции и некоторое время после нее считались самостоятельным народом. Сын Лаврентия Берии Серго писал в своих воспоминаниях, что его бабушка была дальней родственницей знаменитых некогда правителей Мегрелии - князей Дадиани. Но видимо была дальней на столько, что (как писал Л. Берия) всю жизнь до революции проработала прислугой в доме князей Лакарба. Но странно тут другое. Фамилия матери Берии - Джакели, а её носил другой грузинский княжеский род, со времен царицы Тамары враждовавший с грузинскими царями и перешедший на сторону турков в семнадцатом веке.
Но самое интересное конечно не это, а то как от биографии к биографии Берия менял версии имени матери. Из Марты Виссарионовны она постепенно превращается в Марию Ивановну. Количество детей ее тоже подвержено изменениям. А путаница с мужьями и в датах их жизни и смерти не разгадана до сих пор. Официально считается, что Лаврентий Берия рожден во втором браке его матери с неким Павлом Хулаевичем Берией, в некоторых бериевских биографиях Павлом Хухаевичем Берией (мегрелом, крестьянином), который был младше жены толи на 5, толи на 7 лет и с молодой вдовой, прислуживавшей в семье князей Лакарба, познакомился после вынужденного бегства из родного дома по причине совершенного им убийства, произошедшего как романтично описывает Серго Лаврентьевич (внук) в борьбе против царских угнетателей. Вот только никаких крестьянских восстаний на тот момент в мегрельских селах не происходило, но... Скрывшись в Кутаисской губернии, частью которой тогда была Абхазия, беглец Павле Берия встретил овдовевшую красавицу мегрелку Марту и не устоял - женился. Марта обожала молодого мужа за красоту и родила ему троих детей, поручив своих первых двух или трех детей (версии разнятся) от первого брака, брату своего мужа.
Но во всю эту идиллию не вписывается момент, который раскрыли в 1954 году следователи, ведшие дело после ареста Лаврентия Берии. Сопоставив количество его братьев, сестер и их отчества они выяснили, что у матери Берии в одно время было как бы три мужа! И она поочередно родила двух детей первому мужу - Дмитрию Кварцахелия, потом родила двоих детей Павле Берии, затем снова следует сын отчество которого Дмитриевич, а последними рождаются два мальчика по фамилии Кварцахелия и по отчеству Андреевичи! Сложно сказать от чего происходит эта путаница. От того ли, что Берия рисуя свои биографии банально заврался, или от того, что фактически оставленных матерью детей усыновили братья-родственники. Но почему, уезжая в Кутаис с Лаврентием Берией и его глухонемой сестрой Аннетой, Марта не оставила детей с мужем Павлом, который продолжал проживать в абхазском селе Мерхеули, вплоть до своей смерти в 1922 году? Хотя и смерть Павле Берия в 1922 году можно подвергнуть сомнению, т.к. Серго Берия, родившийся в 1924 году писал в воспоминаниях о своем дедушке Павле и его кавказских бурке и папахе.
И самое интересное. Марта Берия в период карьерного взлета своего сына Лаврентия будет проживать в Тбилиси, окруженная заботливой прислугой. Глухонемой сестре Аннете подыщут молодого мужа-инженера. А Павле до своей смерти по прежнему в абхазском Мерхеули. А после смерти будет похоронен своими односельчанами без присутствия знаменитого сына и на их же деньги. Вот тут возникает закономерный вопрос, а был ли сын? А если был, то чей? Ну не похож маленький Лаврентий ни на одной из своих детских фотографий на бедного крестьянского мальчика из Кутаисского села.
Возможно, недаром Серго Берия рассказывал о дальнем родстве с грузинскими князьями и Марта Джакели была обедневшей дворянкой, из-за бедности вынужденная податься в прислуги? Количество нищих грузинских дворян до революции вызывало много насмешек и даже породило обидное прозвище "князья", касавшееся всех жителей Грузии. В одном только селе Мерхеули проживало 5!!! княжеских семейств, а ведь грузин в наполовину русском селе (на тот момент) было не больше 30 процентов от общего количества жителей.
Тем временем дитя-Лаврентий стал подавать большие надежды. И как гласит официальная биография, его мать, продав перед этим половину дома
и прихватив с собой Лаврентия и его глухонемую сестру, отправилась в Сухум, где Лаврентий стал учеником Сухумского высшего начального училища, которое закончил в 1915 году. И в этом же году с матерью и сестрой он уезжает в город больших нефтяных денег - Баку и становится студентом Бакинского механико-технического строительного училища. И откуда спрашивается на все это берутся деньги у бедного грузинского крестьянина? Но в своей биографии Лаврентий Пвлович бодро рапортовал, что с 17 лет уже содержал мать и сестру будучи практикантом нефтяной компании Нобелей. Вот только не сходится. Поступал он в училище 16-летним и деньги на это где-то надо было брать. В 1917 году его призвали на румынский фронт, правда через полгода он вернулся со справкой об освобождении от воинской службы по болезни и с 1918 года (а некоторые источники указывают, что с 1917 года) он уже вовсю бакинский большевик. И когда только успевал учиться? И главное здоровье позволяло служить в самых одиозных организациях.
Бакинская часть жизни молодого Берии, пожалуй, самая темная страница его жизни. И немало запутанная впоследствии им самим. Но об этом, в следующей публикации.