Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

В прошлой статье мы спросили у вас, из какого материала выполнена имитация голубой глазури на этой шпильке.

Украшение с перьями зимородка. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Украшение с перьями зимородка. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Китайские мастера использовали перья зимородка.

Франсуа Николя Мартине. Зимородок Сенегальский. Франция, 1770-1803 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Франсуа Николя Мартине. Зимородок Сенегальский. Франция, 1770-1803 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К этим удивительным украшениям проявили интерес русские путешественники. Так, дипломат и ориенталист Эспер Эсперович Ухтомский (1861–1921), сопровождавший будущего императора Николая II во время поездки на Восток, вспоминал, как при посещении торговых лавок в Гонконге внимание путешественников привлекли подобные украшения – «... словно эмалированные изделия, в сущности, так сказать, засыпанные цветной пылью, со вклеенными в их поверхность пёрышками райских птиц».

Ниже вы увидите ещё несколько предметов, в декоре которых использован подобный приём.

Шпилька с симметричным изображением цветов лотоса из перьев птицы. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Шпилька с симметричным изображением цветов лотоса из перьев птицы. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Серьги с подвеской из жемчуга и с декоративным цветком из перьев птицы. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Серьги с подвеской из жемчуга и с декоративным цветком из перьев птицы. Китай, середина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Украшение для волос. Китай, вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Украшение для волос. Китай, вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Благодарим вас за участие!