Римская - христианская символика окружает нас повсюду. Некоторые знаки мы видим едва ли не каждый день, но я уверен, что многие люди даже не подозревают об их происхождении.
Итак, здесь будет рассказано о трёх символах, а именно :
- Лабарум и хризма
- Цата
Начнём по порядку .
Лабарум, или как его иногда называют, "Знамя Константина".
Русский историк и богослов Анатолий Алексеевич Спасский, в своей статье "Обращение императора Константина Великого в христианство" писал, что по его мнению, которое разделяет большинство исторического сообщества, слово "лабарум" имеет кельтское происхождение и переводится как "знамя". Учитывая долгую историю контактов римского и кельтского мира, в этом нет ничего удивительного.
Думаю сложно найти человека, который ни разу в жизни его не видел. Он часто изображается в церквях и соборах, на обложках исторической и христианской литературы, мелькает в документальных фильмах и компьютерных играх.
Лабарум, по сообщению римского историка 4 века Евсевия Кесарийского, был дарован императору Константину I Святому, готовившемуся к сражению с узурпатором, называвшим себя римским императором - Максенцием.
Евсевий, лично знавший Константина, в своём труде "Жизнь Константина" приводит слова самого императора : "Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: "сим побеждай!"
Константин не мог понять, что именно это значило, горячо молился Господу об истолковании и с этими мыслями лёг спать.
Во сне императору было видение : " ... явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Встав вместе с наступлением дня, Константин ... созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, ... и описав им образ знамени, приказал ... сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами."
Изготовив знамя, Константин приказал своим войнам нанести такое же изображение на свои щиты и повёл войско к Мульвийскому мосту (что пролегал через реку Тибр и открывал дорогу на Рим) на сражение в котором одержал победу, конечным итогом которой стало торжество христовой веры по всей империи и за её пределами.
Как выглядело само знамя, нам даёт понять как описание предоставленное Евсевием Кесарийским, так и множество изображений, дошедших до наших дней.
Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами ( χ ρ - прим. автора) ...Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат — царская ткань (скорее всего это шёлк - прим. автора), покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света.
Монограмма имени Христа, состоявшая из двух букв, описанная ранее в тексте, называется "Хризма". Она состояла из греческих букв Х - "хи" и Р - "ро". Пример начертания вы видите на иллюстрации ниже.
После Константина, лабарум продолжал использоваться как знамя империи под дланью Христа. Неоднократно упомянутый в прошлых статьях император Юлиан Отступник повелел снять со знамени христианские символы, но в последствии они были возвращены. Сейчас невозможно сказать, когда конкретно знамя Константина (имею ввиду то самое) было утрачено, но до нас оно не дошло.
Цата.
В римской империи, "цата" символизировала царское достоинство и власть данную Богом. "Цату" можно встретить на иконах, фресках, монетах и как элемент украшения.
Единой трактовки этого знака тем не менее не существует. Зачастую кресту с полумесяцем придают значения "якоря веры", который надежно сохраняет нас в море мирских страхов и забот. Также иногда "цата" ассоциируется с колыбелью, в которой находился Иисус Христос будучи младенцем, крещальной купелью или чашей евхаристии.
В послании Апостола Павла к евреям, гл. 6 ст. 18-19 пишется : "дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий..."
"Краткий иконописный иллюстрированный словарь" за авторством академика Филатова Виктора Васильевича, даёт следующее определение : " Украшение, в форме полумесяца, закрепляемое на иконе, иногда с фигурно вырезанным краем, из металла – с узором (тисненым, чеканным, филигранным), – камнями в кастах и т. п. Цату подвешивали к нижнему внутреннему краю венца."
Также существует версия, что полумесяц под крестом обозначает победы Руси над татарами (или иными мусульманами). Данное утверждение не имеет ничего общего с реальность, так как изображение полумесяца встречается на крестах (или отдельно) задолго до любых контактов с исламом, не говоря уже о победах над мусульманами и является поздней придумкой из-за невежества. Я знаю, что некоторые люди считают именно так, отчасти именно это сподвигло меня на написание данной статьи.
Из написанного выше видно, как многообразна, глубока и различна в исполнении христианская символика. Надеюсь мне удалось рассказать вам что-то новое или расширить знания, которые вы уже имели.
Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.