Найти тему
МОЁ! Online. Воронеж

Воронежцам рассказали об истории Центрального автовокзала

Оглавление

Совсем скоро 60-летний юбилей отмечает одно из самых известных зданий в Воронеже, в котором вы, любимые читатели, наверняка хотя бы раз, но бывали. 29 апреля 1963 года в Воронеже был открыт Центральный автовокзал. Сегодня это приземистое двухэтажное здание окружено высотными многоэтажками, которые визуально давят его своими габаритами.

Власти уже не раз поднимали вопрос о том, чтобы перенести автовокзал с Московского проспекта куда-нибудь подальше за город: ведь и движение уходящие с него автобусы осложняют на этой загруженной магистрали, и вид у него несколько устарел морально. А когда-то это было очень современное и даже смелое с архитектурной точки зрения здание. И располагалось оно практически на окраине, на выезде из города.

Смелая архитектура

Если полистать старые карты Воронежа (в сети можно найти планы города за разные годы, с 1866-го до современности), можно наблюдать, как город рос и развивался. Например, карта 1938 года обрывается в районе кладбища на улице Хользунова. Территорию, где сейчас находится густонаселённый Северный микрорайон, даже не стали наносить на карту — там, кроме лесов и полей, почти ничего не было. Аналогичная ситуация и в 1950 году. На улице Хользунова город заканчивался. Но территория на окраине к этому моменту уже начала потихоньку заселяться — на карте там и тут обозначены домики частного сектора. На месте, где сегодня находится Центральный автовокзал, — большой пустырь.

На этом пустыре и было решено построить здание Центрального автовокзала, с которого бы отправлялись рейсовые автобусы по разным направлениям, в том числе по нынешней трассе М-4 (в 1950-м она на карте уже обозначена). То, что предлагают сделать власти сегодня, — вынести автовокзал на окраину города — и было сделано в 1960-х. Место, где его построили, было на самой что ни на есть окраине. А сейчас — почти центр города.

Проект здания поручили создать известному воронежскому архитектору Николаю Неведрову. Его работы горожанам хорошо известны. Архитектор спроектировал здание кинотеатра «Спартак» (1954 год), Никитинскую библиотеку (1964 год) и стадион «Труд» (1967 год). Здание Центрального автовокзала было создано в духе сталинской архитектуры. Его стиль обозначают как советский неоклассицизм. Облик здания немного не отвечал архитектурным тенденциям того времени.

Николай Неведров работал над проектом в конце 1950-х. Это было время, которое называют периодом борьбы генсека Никиты Хрущёва с архитектурными излишествами. Соответствующее постановление ЦК КПСС было выпущено 4 ноября 1955 года. Оно завершило эпоху советского монументального классицизма (сталинского ампира) и открыло эпоху типовой архитектуры. В приказном порядке со строящихся зданий убиралось максимальное количество архитектурного декора. Сделать это требовалось, чтобы «повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность».

История не сохранила то, как Николаю Неведрову удалось согласовать свой проект. Но здание Центрального автовокзала (как и другие работы архитектора) явно не вписывается в концепцию типовой застройки середины прошлого века. Автор украсил его пилястрами (вертикальными выступами по всему фасаду, напоминающими колонны) и ризалитами (выступающими частями фасада), под оконными проёмами на втором этаже декоративные элементы — «сухарики».

   Фото: vrnalbum.livejournal.com.
Фото: vrnalbum.livejournal.com.

Открытие Центрального автовокзала состоялось 29 апреля 1963 года. Об объёме услуг, которые предоставлялись воронежцам, мы узнаём из путеводителя 1965 года: «Бывший пустырь заасфальтирован, благоустроен, обжит. В автовокзале имеются гостиница на 75 мест, ресторан на 100 мест, зал ожидания, комната матери и ребёнка. Хорошо организована диспетчерская служба; для удобства пассажиров работают 5 билетных касс, камера хранения багажа, медпункт, парикмахерская. Ежедневно сюда прибывают и уходят отсюда в рейсы до 200 автобусов. Они привозят пассажиров из районных центров и многих населённых пунктов области, а также из Москвы, Ельца, Липецка, Старого Оскола».

Легендарное место

Воронежцы на форумах делятся воспоминаниями о Центральном автовокзале образца 1970 — 1990-х годов прошлого века. Одни вспоминают, что рядом со зданием в середине прошлого века работал передвижной зверинец, другие рассказывают, что в этом месте можно было купить табачные изделия в начале 1990-х, когда этот товар был страшнейшим дефицитом. А кто-то из воронежцев становился жертвой лохотронщиков в середине тех же 90-х. Парни, мошенническим способом вытягивавшие из людей деньги, работали на площадке у автовокзала постоянно, и милиция почему-то их не гоняла.

В 2000-х автобусами с Центрального автовокзала можно было уехать в города соседних стран. Например, Варшаву, Кишинёв, Харьков или Минск. И цена билетов была значительно ниже, чем на поезд или самолёт. Сегодня в расписании в основном пригородные направления и два десятка междугородних. Можно также доехать на автобусе до Белоруссии. Расписание регулярно корректируется. Возможно, будут появляться и новые рейсы, в том числе международные.

В перечне объектов, расположенных на территории Центрального автовокзала, гостиница и ресторан уже не числятся. Есть небольшой буфет, комната матери и ребёнка, магазины, павильоны, билетные кассы и другие помещения.

   Фото: Игорь Филонов
Фото: Игорь Филонов

Почему автовокзал хотели перенести?

В 2018 году власти рассматривали проекты «по пространственному развитию и повышению связанности территорий в регионе», в которые старенький Центральный автовокзал никак не вписывался. Было предложено перенести его к аэропорту, чтобы пассажирам из других городов было удобнее сразу пересаживаться в автобус и отправляться дальше по своему маршруту, не заезжая в город.

Но наступил 2020 год, а вместе с ним пандемия коронавируса. Количество туристов, командировочных и других граждан, путешествующих авиатранспортом, снизилось в разы. А в 2022 году, когда началась военная спецоперация на Украине, в Воронежской области ввели режим временного ограничения полётов, который продлевают вот уже больше года. Поскольку аэропорт для пассажирских перелётов сейчас закрыт, то и вопрос с переносом в эту область Центрального автовокзала повис в воздухе. Многие воронежцы этому рады. Ведь добираться до Московского проспекта из большинства других точек города удобнее, чем до аэропорта в Чертовицах.

КСТАТИ

  • Центральный автовокзал начинает работу раньше большинства других предприятий Воронежа — с 5:30 утра.
  • В расписании Центрального автовокзала более 250 рейсов, уходящих из Воронежа по разным направлениям.