Найти тему
Кратка история

Ретроспектива реформирования экономики СССР в 1957 году: успехи и неудачи

Экономическая реформа 1957 года в СССР была направлена на изменение системы управления народным хозяйством, которая начала формироваться с середины 1930-х годов. Реформа предполагала замену централизованной отраслевой системы управления на децентрализованную, территориально распределенную систему, которая получила название "системы управления по территориальному принципу". В рамках реформы были созданы "экономические административные районы" и территориальные советы народного хозяйства, которым были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Реформа привела к экономическому росту, однако короткий период децентрализации привел к разрушению единой технической политики и дезинтеграции экономических связей в промышленности и сельском хозяйстве. В результате были созданы промежуточные уровни управления, что привело к снижению качества проектирования, строительства и реконструкции предприятий и снижению качества промышленной продукции. В середине 1960-х годов тенденция централизации возобладала и была восстановлена жестко централизованная отраслевая система управления.

В 1957 году в СССР была инициирована экономическая реформа, которая направлялась на изменение системы управления народным хозяйством. Реформа предполагала замену централизованной отраслевой системы управления на децентрализованную, территориально распределенную систему. В рамках этой реформы были созданы "советы народного хозяйства", которым были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Однако короткий период децентрализации привел к разрушению единой технической политики и дезинтеграции экономических связей в промышленности и сельском хозяйстве. Некоторые руководители страны, включая Н. С. Хрущева, выступали за децентрализацию и дебюрократизацию экономики страны, чтобы широкие массы трудящихся были вовлечены в управление. Реформа была проведена на пленуме ЦК КПСС и на состоявшейся вслед за пленумом партии сессии Верховного Совета СССР было принято постановление о создании на местах советов народного хозяйства (совнархозов, снх).

В 1957 году началась реформа, которая направлялась на изменение системы управления народным хозяйством в СССР. Эта реформа предполагала замену централизованной отраслевой системы управления на децентрализованную, территориально распределенную систему. В рамках этой реформы были созданы "советы народного хозяйства", которым были переданы более 200 тысяч предприятий, ранее находившихся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Управление промышленностью и строительством осуществлялось посредством отраслевых министерств, но начало реформы ознаменовалось упразднением 25 из 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. Реформа также привела к созданию 105 административных экономических районов, где функционировали советы народного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами.

Децентрализация управления промышленностью позволила максимально приблизить органы управления к низовым объектам управления - промышленным предприятиям, что значительно ускорило процессы планирования, согласования, снабжения и строительства. Однако территориальный подход к управлению промышленностью привел к нарушению устоявшихся экономических и производственных связей между предприятиями одной отрасли, поскольку предприятия оказались в разных административных экономических районах и подчинены разным совнархозам. Также проявились проблемы, связанные с неравномерностью регионального экономического развития страны.

Реформа была проведена на пленуме ЦК КПСС и на состоявшейся вслед за пленумом партии сессии Верховного Совета СССР. В январе 1959 года на XXI съезде КПСС было заявлено о «полной и окончательной» победе социализма в СССР, а в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была представлена новая, третья программа коммунистической партии - программа построения коммунистического общества в СССР. Реформа привела к созданию материально-технической базы для достижения целей программы.

В период с 1962 по 1964 годы произошло постепенное возвращение к централизованной системе управления экономикой в СССР. Этот процесс начался с создания совнархозов на республиканском уровне, а затем был создан Совет народного хозяйства СССР в ноябре 1962 года для координации их деятельности. Местные совнархозы были объединены путем слияния экономических административных районов в более крупные экономические районы. Количество таких районов сократилось до 43. Это привело к изменениям в других элементах системы управления, в том числе была реорганизована система экономического планирования, и на местах появились региональные советы по координации и планированию производственной деятельности. Создались государственные производственные комитеты, которые заменили упраздненные промышленные министерства. Таким образом, тенденция к централизации управления экономикой СССР фактически одержала верх к середине 1960-х годов, несмотря на изначально намеченную программу децентрализации. Реформы также сопровождались перестройкой местных партийных и советских органов в соответствии с разделением на промышленные и сельскохозяйственные.

В период с 1964 по 1965 года произошло свертывание реформ, которые были направлены на внедрение в территориальную систему управления элементов отраслевой координации и централизации, но не смогли устранить фундаментального противоречия между вертикальной отраслевой организацией производства в СССР и попыткой территориального, внеотраслевого управления производством. К середине 1960-х годов система управления из территориальной превратилась в территориально-отраслевую, что усугубило её недееспособность. В результате бессилия совнархозов решить экономические проблемы Советского Союза, а также политических изменений, провозглашенных после отстранения Н. С. Хрущёва от руководства партией и правительством в октябре 1964 года, было принято решение о возврате к управлению промышленностью по отраслевому принципу. В сентябре 1965 года состоялся пленум ЦК КПСС, на котором было заявлено о необходимости этого шага и выпущено соответствующее постановление. В результате была упразднена система совнархозов и восстановлена система управления посредством отраслевых министерств.

Реформа 1957 года не привела к желаемым результатам и закончилась возвращением к централизованной системе управления промышленностью. Она также не решила проблему роста расходования золотого запаса страны, что было одним из факторов, повлиявших на решение высшего советского и партийного руководства СССР о проведении реформы. Показатели экономического развития СССР были впечатляющими по количественным данным, но реформа не решила фундаментальных проблем советской экономики и методов управления. Это привело к дискуссии и Косыгинской реформе в 1965 году. Тем не менее, реформа 1957 года позволила использовать практический опыт территориального управления экономикой для уточнения и развития теории формирования территориально-производственных комплексов. Результатами реформы стали увеличение национального дохода, производственных фондов, производства промышленной продукции, улучшение жилищных условий населения и введение зарплат и пенсий колхозникам. Однако были также негативные последствия, включая повышение цен на продукты питания, снижение темпов роста промышленности и сельского хозяйства, а также подавление забастовок и выступлений трудящихся.

СССР
2461 интересуется