Дисграфия и дислексия: что это такое и как помочь ребенку?
С началом учебы в школе многие дети начинают испытывать трудности в освоении чтения и письма. Чаще всего учителя не понимают сути проблемы, предъявляя непреодолимые требования к ребенку, а дома родители требуют демонстрации успешного чтения и красивого письма, так еще и в классе дразнят сверстники. Все это усугубляет проблему. Главное вовремя распознать нарушения и обратиться к специалистам (психологу, нейропсихологу, логопеду) за помощью.
Дети дислексики при чтении допускают ошибки, пропускают буквы, добавляют лишние буквы, искажают слова, теряются в строках текста, меняют слоги местами, могут пропускать первые слоги слов, скорость чтения у них очень низкая и понимание прочитанного часто отсутствует вовсе.
При дисграфии письмо детей содержит множество грамматических ошибок. Дети забывают писать заглавные буквы, ставить запятые и точки, пропускают буквы при письме или заменяют их другими буквами. Смешение на письме часто происходит по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о и т.д. Также можно наблюдать слитное написание предлогов. Или застревание на определенном слоге (персеверацию): За зомом на песке – За домом на песке.
В школьном возрасте дислексия и дисграфия могут стать еще более заметными, когда ребенок сталкивается с учебной программой и требованиями к чтению и письму. В результате дети могут испытывать трудности с пониманием учебного материала, выполнением заданий и оценкой своих результатов.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ВОЗНИКАЮТ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ И ПРИ ЧТЕНИИ?
Процесс становления чтения и письма очень сложный и в нем участвуют 4 анализатора:
— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
— речедвигательный, который осуществляет артикулирование, т.е. произношение;
— зрительный, который помогает выбрать нужную графему;
— двигательный, который переводит графему в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Как мы можем видеть, процесс достаточно сложный. Все эти перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга, формирование которых окончательно происходит к 10-11 году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, это обеспечивается лобными долями головного мозга.
Огромное значение в овладении письмом и чтением имеет сформированность всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических понятий, звукопроизношения на определенных этапах развития являются одной и основных причин дисграфии или дислексии.
Не могу не отметить, что на формирование речи и, как следствие, на появление дисграфии и дислексии, влияют еще некоторые факторы. Например, неравномерное развитие полушарий мозга. Чаще всего центр речи находится в левом полушарии. А правая гемисфера мозга отвечает за предметные символы, зрительные образы. Например, у китайцев, письменность которых представлена иероглифами, лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у народов Китая, в отличии от европейцев, может нарушиться при проблемах справа (кровоизлияние в мозг).
И не забываем, что есть еще наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. И тогда корковый контроль затруднен при овладении письмом и чтением, и ребенок испытывает трудности в школе как и его родители в свое время. К этому изъяну существует генетическая предрасположенность, родителям, которым знакомы сложности в чтении и письме надо особое внимание уделить развитию ребенка.
Кроме того, многие исследования показывают, что дислексия и дисграфия связаны с определенными нейрофизиологическими особенностями, такими как неадекватная активация некоторых областей мозга, ответственных за обработку языка, а также с плохой координацией движений, что может привести к трудностям в написании.
В целом, дислексия и дисграфия являются сложными расстройствами, которые могут быть обусловлены различными факторами. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, дети с этими расстройствами могут получить необходимую поддержку и обучение, чтобы преодолеть трудности в чтении и письме.
Окружающие факторы также могут влиять на возникновение дислексии и дисграфии. Это может быть связано с недостаточной стимуляцией и развитием мозга ребенка в раннем детстве, а также с проблемами в школьном обучении, включая плохое качество обучения, низкий уровень образования учителей, недостаточную индивидуальную поддержку и другие факторы, которые могут влиять на развитие языковых навыков у детей.
ЧАЩЕ ВСЕГО НАРУШЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ СТАНОВЯТСЯ ОЧЕВИДНЫМИ КО 2-МУ КЛАССУ.
При дислексии и дисграфии нарушений в умственном развитии ребенка может не наблюдаться. Он может хорошо справляться с математикой и другими предметами. Мальчики страдают этими недугами в 3-4 раза чаще девочек. Сейчас 5-8 процентов школьников имеют дислексию или дисграфию.
Если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия, не надо падать духом. Вам потребуется настойчивость, терпение, тесное сотрудничество нейропсихолога и логопеда. Не забывайте хвалить ребенка за каждое небольшое достижение.
ВЕРЬТЕ В НЕГО! ДЕТИ ЭТО ОЧЕНЬ ЧУВСТВУЮТ.
Возможные причины дисграфии и дислексии могут быть связаны:
- С наследственной и генетической предрасположенностью;
- С неправильным развитием головного мозга на различных этапах роста;
- С нарушением равновесия между мозговыми полушариями;
- С патологиями, возникающими во время беременности или травмами плода;
- С развитием соматических заболеваний;
- С инфекциями, влияющими на состояние нервной системы;
- С наличием функциональных нарушений слуха или зрения;
- С недостаточной работой над интеллектуальным развитием малыша;
- С наличием речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
- С малым количеством речевых контактов;
- С неправильно сформированными навыками зрительного анализа;
- С слишком ранним обучением навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности малыша;
- С завышенными требованиями по отношению к ребенку, неправильным темпом и методиками обучения.
Кто находится в группе риска по развитию дисграфии и дислексии?
Риск развития данных патологий существенно повышается у детей, которые:
- Имеют нечеткое произношение звуков и вяло артикулируют.
- Имеют общее недоразвитие речи и не посещали логопедические занятия.
- Пишут левой рукой или же правой после переучивания.
- Растут в семьях, где разговаривают на разных языках.
- Слишком рано начинают учиться писать и читать.
- Пошли в школу раньше времени и начали изучать иностранный язык.
- Имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
Таким образом, при наличии этих факторов, необходимо обратить внимание на процессы обучения, а также на поведение ребенка. Однако это не означает, что у ребенка обязательно разовьется дисграфия или дислексия, но важно своевременно реагировать и проводить диагностические и коррекционные меры. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нуждается в индивидуальном подходе.
Важно не забывать, что каждый ребенок уникален, и подход к помощи ему должен быть индивидуальным и тщательно продуманным. Своевременное выявление проблемы и комплексный подход к ее решению позволят ребенку преодолеть трудности и достичь своих целей.