Найти в Дзене
Фильманьяк

Блокпост (1998) - абсурдное бытие русских солдат, стоящих на страже смерти

Где-то на Кавказе наши проводят «зачистку» в ауле. Условия задачи таковы, что приходится для вида пройтись по домам, где подтверждённой угрозы нет. А она есть. События начинают развиваться слишком быстро, и вот уже жертвы среди мирного населения. Дабы уберечь подразделение от возмедия со стороны местных, парней высылают охранять блокпост в более-менее мирной зоне. Вот только земля что там что здесь – не наша. И зона мирная – более-менее. «Блокпост» - это как «Военно-полевой госпиталь» Роберта Олтмена, если бы в нём среди персонажей оказались те, с кем американцы воевали. Или же «ДМБ», если бы сценарий того подразумевал задействование срочников в горячей точке. Крайний пример – представьте себе, если бы «Апокалипсис сегодня» был комедией. Александр Рогожкин, снявший великолепный «Караул», вновь обратился к теме армейского абсурда и не прогадал. Кажется, он позволяет себе только единожды сделать серьёзный уклон данной трагикомедии именно в трагический уклон, когда откровения напившегос
Началом всех бед персонажей становится вторжение в чужой дом.
Началом всех бед персонажей становится вторжение в чужой дом.
Где-то на Кавказе наши проводят «зачистку» в ауле. Условия задачи таковы, что приходится для вида пройтись по домам, где подтверждённой угрозы нет. А она есть. События начинают развиваться слишком быстро, и вот уже жертвы среди мирного населения. Дабы уберечь подразделение от возмедия со стороны местных, парней высылают охранять блокпост в более-менее мирной зоне. Вот только земля что там что здесь – не наша. И зона мирная – более-менее.
В коротком представлении героев этой истории узнаются многие знакомые из жизни.
В коротком представлении героев этой истории узнаются многие знакомые из жизни.

«Блокпост» - это как «Военно-полевой госпиталь» Роберта Олтмена, если бы в нём среди персонажей оказались те, с кем американцы воевали. Или же «ДМБ», если бы сценарий того подразумевал задействование срочников в горячей точке. Крайний пример – представьте себе, если бы «Апокалипсис сегодня» был комедией. Александр Рогожкин, снявший великолепный «Караул», вновь обратился к теме армейского абсурда и не прогадал.

Короткий роман слишком ирреален в своём экранном представлении, чтобы иметь продолжение.
Короткий роман слишком ирреален в своём экранном представлении, чтобы иметь продолжение.

Кажется, он позволяет себе только единожды сделать серьёзный уклон данной трагикомедии именно в трагический уклон, когда откровения напившегося командира дублируются размышлениями рассказчика: «Никто не знал, зачем мы здесь». «Блокпост» очень приятно смотреть благодаря мастерству Рогожкина-рассказчика, который вроде бы не вдаётся в глубочайшую психологию персонажей, но при этом идеально обрисовывает и место, и время, и героев.

Несмотря на нависшую над солдатами угрозу, в фильме уйма смешных моментов.
Несмотря на нависшую над солдатами угрозу, в фильме уйма смешных моментов.

Пожалуй, это тот самый случай, когда комментарий в духе – «кто служил, тот поймёт» исчерпывающе описывает, насколько ёмким вышел «Блокпост». Не выводя обособленно центрального героя, Рогожкину мастерски удаётся создать коллективный портрет воинского подразделения, где встречаются, разумеется, разные люди. Что касается трагической стороны, то здесь удачно проскальзывает авторская мысль о необратимости вещей в ходе войны.

Реальность оказывается совсем не такой, как нам вещают с плакатов.
Реальность оказывается совсем не такой, как нам вещают с плакатов.

Абсурд, оборачивающийся трагедией в «Блокпосте» может напомнить о фильме «Ничья земля», вышедшем позже и заваленном наградами. Однако у Александра Рогожкина метафоры не столь универсальные и бьющие в лоб, его картина в этом плане всё-таки более филигранна. Случайно зарождающаяся симпатия между двумя участниками противоборствующих сторон изначально обречена, ибо эпизод «прогулки под дождём» словно забегает в фильм вообще из другого измерения, оказываясь под жерновами случайно запущенного в начале колеса судьбы.

Прапорщик Ильич становится выражением совести в творящемся беспределе.
Прапорщик Ильич становится выражением совести в творящемся беспределе.

В общем, доселе единожды позволивший сделать серьёзное лицо, в финале Рогожкин всё-таки обращает повествование в обрывающийся на полуслове трагичный финал. И после этого всё поведанное воспринимаешь уже как-то иначе, и доселе казавшиеся забавными моменты абсурда, возникающего в условиях присутствия людей в военной форме, кажутся особо пропитанными духом трагедии, которая вот-вот разразится над участниками этого «театра абсурда военных действий». В общем, великолепное кино о войне, которое стоит посмотреть каждому. Отдельно стоит конечно упомянуть и очень умное задействование в фильме Алексея Булдакова, и игру Андрея Краско, действительно имевшего талант быть на экране предельно естественным.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.