Найти в Дзене

История появления философии для детей: взгляд на практику Мэтью Липмана и его вклад

Философия для детей – это подход к образованию, который призван стимулировать критическое мышление, развивать навыки общения и умение слушать других. Несмотря на то что философия традиционно считалась предметом, изучаемым только взрослыми, концепция философии для детей была разработана в середине 20 века американским философом и педагогом Мэтью Липманом. В данной статье мы познакомимся с историей появления философии для детей, узнаем о практике Липмана и его вкладе в развитие этого направления.

Мэтью Липман  на классе по философии для детей.
Мэтью Липман на классе по философии для детей.

Мэтью Липман, основатель идеи философии для детей, считал, что дети способны на философское мышление и что оно может способствовать их когнитивному и эмоциональному развитию. Он заметил, что существующие образовательные подходы часто ограничивали детей, и был убежден, что философия может помочь детям развивать свои умственные способности, обрести самостоятельность в мышлении и принятии решений.

Один из случаев из практики Липмана показывает, как философия может помочь детям. Во время одного из уроков Липман задал детям вопрос: "Что такое справедливость?" Это привело к активной дискуссии среди учеников, которые высказывали свои мнения и слушали друг друга. В результате дети начали размышлять о различных аспектах справедливости, включая социальные и моральные стороны вопроса. Это был один из первых примеров того, как философия может быть успешно интегрирована в образовательный процесс для детей.

Создание учебных программ и книг

В 1974 году Липман опубликовал первую книгу для детей, основанную на философии, под названием "Философия в классе" (Philosophy in the Classroom). Вместе с Анн Маргарет Шарп он создал программу обучения, включающую серию книг и учебных пособий. Эта программа стала основой для разработки методики "Философия для детей" (Philosophy for Children, P4C).

Эти книги содержали истории и диалоги, которые затрагивали философские проблемы и задавали вопросы, стимулируя детей к размышлениям и дискуссиям. Одной из первых книг серии стала Harry Stottlemeier's Discovery, которая представляла собой историю о детях, обсуждающих философские вопросы, такие как правда, доказательства и логика.

Распространение идеи и создание организаций

С 1980-х годов идея философии для детей стала привлекать внимание педагогов по всему миру. Были созданы различные организации и сообщества, например, Международная федерация философии для детей (ICPIC), которые продвигают этот подход в образовании.

Один из примеров успешной реализации философии для детей был рассказан доктором Сарой Гоуринг, преподавателем философии в Университете Вашингтона. Она использовала методику P4C для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В результате дети с различными проблемами, такими как аутизм или расстройства внимания, смогли успешно общаться и размышлять на философские темы.

Философия для детей сегодня

Сегодня философия для детей предлагается в виде учебных программ, кружков и проектов во многих странах мира. В некоторых странах, таких как Австралия и Новая Зеландия, философия для детей включена в национальные образовательные стандарты.

Один из примеров использования философии для детей в образовательной практике - это Socrates' Experiment в Бразилии. В рамках этого проекта ученики из различных социальных слоев и возрастов были приглашены участвовать в философских дискуссиях и размышлениях. Исследования показали, что этот подход способствовал развитию критического мышления, умения слушать и уважать мнения других, а также формированию навыков демократического участия.

Заключение

Философия для детей начиналась как радикальная идея Мэтью Липмана, который считал, что философия может помочь детям развивать свои умственные способности и становиться более ответственными гражданами. С тех пор это направление образования получило мировое признание и продолжает развиваться. Примеры из практики Липмана и других педагогов показывают, что философия для детей имеет реальный потенциал преобразовать образование и воспитание молодых поколений.

В будущем возможно появление новых методов и подходов, которые будут совершенствовать концепцию философии для детей. Однако уже сейчас этот подход оказывает существенное влияние на образовательную практику и позволяет детям получать не только знания, но и развивать навыки, которые помогут им стать успешными, уверенными и ответственными личностями.