Найти тему
Вечный Путь🪔

Термины и Этимология Индуизма

Оглавление

Надписи на хинди
Надписи на хинди

Намашкар, дорогие друзья🙏🏻🕉️!

В данной статье я хочу рассказать о самых главных и популярных терминах Индуизма, которые несомненно попадутся вам на пути изучения Санатана-Дхармы. Что-ж, приятного вам чтения!

(!) Примечание: все термины и слова, которые используются в индуизме, являются санскритскими, так как это основной язык индуизма. Все священные писания индуизма написаны как раз таки на санскрите, но об этом как-нибудь в другой статье.

Оглавление:

  • 1.0 Ка́рма (कर्म):
  • 2.0 Дха́рма (धर्म):
  • 2.1 Адха́рма (अधर्म):
  • 3.0 Ви́дья (विद्या):
  • 3.1 Ави́дья (अविद्या):
  • 4.0 Мо́кша/Му́кти (मोक्ष/मुक्ति):
  • 4.1 Нирва́на (निर्वाण):
  • 4.2 Санса́ра (संसार):
  • 4.3 Ма́йя (माया):
  • 4.4 Гу́на (गुण):
  • 4.5 Дхья́на (ध्यान):
  • 4.6 Сама́дхи (समाधि):
  • 4.7 Йо́га (योग):
  • 5.0 Дев, Де́ви (देव, देवी):
  • 5.1 Ишта-Де́вата (इष्ट देवता):
  • 5.2 Ва́хана (वहन):
  • 5.3 Му́рти (मुर्ति):
  • 5.4 Шивалинга́м (शिवलिङ्गं):
  • 5.5 И́швара, И́швари (ईश्वर, ईश्वरी):
  • 5.6 Параме́швара, Параме́швари (परमेश्वर, परमेश्वरी):
  • 5.7 Бхагава́н (भगवान्):
  • 5.8 Прабху́ (प्रभु):
  • 5.9 Аватар (अवतार):
  • 6.0 А́тман (आत्मन्):
  • 6.1 Парама́тма (परमात्मा):
  • 7.0 Пу́джа (पूजा):
  • 7.1 Пуджа́ри (पूजारी):
  • 7.2 Я́гья (यज्ञा):
  • 7.3 Абхише́ка (अभिषेक):
  • 7.4 А́арти (आरती):
  • 7.5 Праса́д (प्रसाद):
  • 7.6 Ачамана́м (आचमनं):
  • 8.0 Ма́нтра (मंत्र):
  • 8.1 Сто́тра (स्तोत्र):
  • 8.2. Нама-джа́па (नाम जाप):
  • 8.3 Шло́ка (श्लोक):
  • 8.4 Бхаджа́н (भजन):
  • 8.5 Му́дра (मुद्रा):
  • 8.6 Джйо́тиш (ज्योतिष):
  • 8.7 Ча́кры (चक्र):
  • 9.0 Шраддха́ (श्रद्धा):
  • 9.1 Бха́кта (भक्त):
  • 9.2 Бха́кти (भक्ति):
  • 9.3 Садха́на (साधना):
  • 9.4 Садха́к (साधाक):
  • 10.0. Ка́сты:
  • 10.1. Ва́рна (वर्ण):
  • 10.2 Упана́яна (उपनयन):
  • 10.3 Гу́ру (गुरु):
  • 10.4 Гуруку́ла (गुरुकुल):

1.0 Ка́рма (कर्म):

Карма – в переводе с санскрита значит «дело, действие». В индуизме оно значит последствие любых действий, совершённых в прошлом, и будущее последствие наших нынешних действий. Философии кармы в индуизме придаётся огромное центральное значение. Так, качество нашей жизни зависит именно от нашей же кармы. Соответственно, карма может меняться по нашим действиям (хорошим или плохим). Так же индуизм принимает факт о перерождении душ, и поэтому качество нашей нынешней жизни может зависеть от кармы прошлых жизней. Именно так индуизм объясняет рождение одних в благоприятных и богатых условиях, а рождение других – в бедности и нищете. Чтобы понять философию кармы, достаточно русской пословицы «что посеешь – то и пожнёшь».

2.0 Дха́рма (धर्म):

Дхарма – в переводе с санскрита значит «учение, закон». На самом деле, эквивалента этому слову в других языках нет, и оно может восприниматься по-разному в зависимости от контекста. Дхарма может значить и религию (как Санатана-Дхарма, то есть индуизм). Но чаще всего Дхарма является «предназначением». Так, например, долг учителя – учить, долг врача – лечить, а предназначение коровы – давать молоко и растить телёнка. Человек, будучи многосторонним существом, может иметь множество Дхарм. Так, к примеру, Дхарма родителя – растить своего ребёнка, в то же время будучи чьим-то сыном или дочерью, родитель так же должен почитать своих родителей. На работе человек может быть подчинённым, а дома – главой семьи. Согласно индуизму, следование своей Дхарме является одним из способов достижения Мокши (читайте 4.0), то есть освобождения из Колеса Сансары.

2.1 Адха́рма (अधर्म):

В свою очередь понятие «Адхарма» является полной противоположностью Дхармы. Если говорить буквально, то оно может значить «неправедность, порок, аморальность».

(!) Примечание: понятие Адхармы НЕ является отсылкой на атеизм или неверие.

Нарасимха
Нарасимха

3.0 Ви́дья (विद्या):

Видья – с санскрита буквально означает «знание». В индуизме это понятие имеет огромное значение, так как относится ко всему: к науке, языкам, и к любой другой информации. В то же время Видья это не просто знание, а именно подтверждённое и достоверное знание. Видья это не просто интеллектуальные способности, а именно понимание, так как Веды требуют понимания. Если говорить о более глубинном смысле, то Видья значит полное понимание «Истинного Я», интуитивное знание о своей сущности. Так же оно значит науку, обучение и стремление к знаниям.

3.1 Ави́дья (अविद्या):

Авидья же является антонимом Видьи, «незнанием, невежеством, неведением». В более глубоком смысле Авидья значит «исходная омрачённость сознания», препятствием в правильном «восприятии мира».

4.0 Мо́кша/Му́кти (मोक्ष/मुक्ति):

Простыми словами это значит «освобождение», освобождение именно от бесконечных циклов перерождения, от всех страданий и земных привязанностей. Мокша является конечной целью человека, самым возвышенным состоянием души и сознания. Мокша рассматривает все материальные ценности, вещи, предметы таким понятием как Майя (читайте 4.3). Однако стоит учесть, то что Мокша достигается не путём праведных поступков, а преодолением своего собственного эгоизма, земных желаний и пороков. Главнейшей целью Мокши является объединение с Брахманом или Параматмой (читайте ниже), осознав истинную личность и сущность своей души. Существует множество способов достичь Мокши, такие как медитация, йога, отказ от земных удовольствий, и множество других духовных практик.

4.1 Нирва́на (निर्वाण):

То же, что и Мокша: освобождение от мирских желаний и пороков.

4.2 Санса́ра (संसार):

Цикл перерождений души.

Колесо Сансары
Колесо Сансары

4.3 Ма́йя (माया):

В прямом смысле слова «иллюзия, видимость». Под Майей имеется в виду весь наш мир: всё что мы видим, является сплошной иллюзией, и мы должны осознать это.

4.4 Гу́на (गुण):

В буквальном смысле слово значит «верёвка», а в более глубоком – «качество, свойство». Существует всего три Гуны, которые описывают три свойства материальной природы:

  1. Саттва-гуна («Гуна благости»)
  2. Раджо-гуна («Гуна страсти»)
  3. Тамо-гуна («Гуна невежества»)

Эти три гуны являются основой начала материальной природы. Соответственно, они охватывают собой образ жизни и мышление людей.

4.5 Дхья́на (ध्यान):

Если переводить это слово на русский, то оно просто значит «медитация». Медитация является одной из самых основных духовных практик индуизма, в которой сознание человека полностью отключает внутренний диалог, переживания, страдания, и исключает любые мысли. Это приводит общему гармонизированному состоянию ума, и является одним из способов достижения Мокши.

Медитация
Медитация

4.6 Сама́дхи (समाधि):

Само слово значит «погружать, зафиксировать», в то время как термин значит полное состояние медитации. Во время Самадхи человеческое тело остаётся между смертью и жизнью, а сознание пребывает в чистейшем состоянии Нирваны. Добиться Самадхи могут только опытные монахи: сам процесс погружения длится не один год, сопровождается жёстким постом и ментальными тренировками. Понятие появилось в индуизме, однако широко практикуется и в буддизме.

4.7 Йо́га (योग):

Почти всем известное слово, однако в наше время понятие йоги сильно искажено: в современном мире йога представлена сборником обычных упражнений и асан, нацеленных на улучшение благосостояния тела и здоровья. Йога в своём учении действительно имеет такое понятие как Асаны (позы для растяжки тела), но это далеко не единственная часть йоги. Йога сама по себе является комплексом ментальных, моральных, телесных и духовных практик, нацеленные на достижение Мокши. Так же имеет много направлений в зависимости от цели того, кто занимается йогой (Йогином).

5.0 Дев, Де́ви (देव, देवी):

Данным словом обозначают богов или полубогов индуизма, таких как Индра, Агни, Ваю, и так далее. В свою очередь те божества, которые состоят в Тримурти и Тридеви, так же могут называться Девами. Так, другое имя Шивы – Махадев (Великий Бог), или же имя Шакти – Деви Ма (Богиня-мать). Слово «Дева» в мужском роде, а «Деви» – в женском.

Тримурти
Тримурти

5.1 Ишта-Де́вата (इष्ट देवता):

Буквально, это слово значит «Любимое божество». Само понятие очень важно в жизни каждого индуиста, потому что именно оно определяет ваше Личное божество. Так, шиваитами являются те, чьим Ишта-Девой является бог Шива, а вайшнавами являются те, чьим Ишта-Девой является бог Вишну. Обычно Ишта-Девата вычисляется астрологическим путём, сразу же после рождения человека. Однако опытные учителя всё же не советуют так делать, так как Ишта-Дева должен проявиться в тот момент, когда сам того пожелает.

Не мы выбираем Ишта-Деву, а Ишта-Дева выбирает нас.

(?) Вопрос: зачем нам вообще нужен Ишта-Дева, если мы можем поклоняться всем божествам?

Ответ: никто не обязывает каждого человека следовать именно одному божеству, однако Ишта-Дева является тем, кто больше всех нас вдохновляет следовать Дхарме. Поклоняясь Ишта-Деве, вы никак не обижаете других божеств. Ишта-Дева является нашим проводником по духовному миру. Чтобы ускорить процесс его поиска, советую больше читать про разных богов, их храмы и истории их возникновения.

5.2 Ва́хана (वहन):

Ваханы это животные или мифические существа, на которых восседают и передвигаются Девы. Вахана Вишну – орёл, вахана Дурги – тигр или лев, и так далее.

Ваханы разных божеств
Ваханы разных божеств

5.3 Му́рти (मुर्ति):

Само слово значит «изображение, облик». Словом Мурти называют идолов и картины Девов. Обычная маленькая статуэтка какого-либо божества тоже является Мурти. Поподробнее об идолах в индуизме вы можете прочитать здесь.

5.4 Шивалинга́м (शिवलिङ्गं):

Шивалингам является идолом, который символизирует собой объединение Шивы и Шакти (мужской и женской энергии). Верхняя его часть называется «Лингам», а нижняя – «Йони». Бытует ошибочное мнение о том, что Шивалингам является образом гениталий Бога Шивы.

Шивалингам
Шивалингам

5.5 И́швара, И́швари (ईश्वर, ईश्वरी):

Ишвара или Ишвари является ещё одним обозначением для божеств, и в прямом смысле значит «Владыка». Обычно это выражение используют для обращения к божествам. Окончание меняется в зависимости от пола божества (если божество мужское, то Ишвара, если же женское, то Ишвари).

5.6 Параме́швара, Параме́швари (परमेश्वर, परमेश्वरी):

Эти же выражения используют уже для обозначения Всевышнего Брахмана. Род данного слова меняется не от того, что Всевышнему присущ какой-либо из полов. Если Брахман является началом абсолютно всего, то он является и отцом и матерью одновременно. Соответственно, Парамешвара это Бог-отец, а Парамешвари – Бог-мать (не путать с христианской Богоматерью!).

5.7 Бхагава́н (भगवान्):

Ещё одно слово для обозначения Всевышнего. Однако, в отличие от других, слово «Бхагаван» может употребляться и к божествам, так как оно одновременно включает в себя и смысл Брахмана, и смысл его образов. Слово «Бхагаван» является самым популярным для обращения к Господу.

5.8 Прабху́ (प्रभु):

Ещё одно популярное обращение к Господу в качестве жизненного учителя.

5.9 Аватар (अवतार):

Аватары являются земными воплощениями того или иного божества. Как правило, божество рождается на земле с определённой целью (чаще всего чтобы восстановить Дхарму), и благополучно завершая её, возвращается в свою обитель. Самыми известными аватарами являются аватары Вишну. Вишну являлся на землю много раз в образах Рамы, Кришны, Будды и так далее.

Десять аватаров Вишну
Десять аватаров Вишну

6.0 А́тман (आत्मन्):

Данное слово в индуизме используется для обозначения «Высшего Я», или себя как частью всего остального мира. Целью так же является постичь своё же «Высшее Я» посредством пробуждения и осознавания своего собственного существования. Так же термин может указывать и на душу человека. Будучи частью Всевышнего Брахмана, Атман так же сопоставляется и с Параматмой (читайте 6.1).

6.1 Парама́тма (परमात्मा):

Параматма же в свою очередь является Высшей и Первоначальной душой этого мира, из которой исходит всё остальное. Термин является синонимом Всевышнего Брахмана, однако используется для того, чтобы обозначить Его как Высшую Душу.

7.0 Пу́джа (पूजा):

Пуджа это ритуал поклонения тому или иному божеству, нацеленный на построение отношений с божеством, улучшение собственного благосостояния и на направление всех своих чувств к божеству. Вариантов разных пудж на сегодняшний день очень много, но следует различать домашнюю Пуджу от храмовой, праздничной и ежедневной. Обычно в Пуджах часто используют Мурти, однако это не обязательно. Так, в огненных Пуджах с использованием священного костра (читайте 7.2) Мурти не используется. Помимо этого, у Пуджи есть свой глубинный смысл и философия, о которых мы поговорим в следующем посте о Ритуалах Индуизма.

(!) Примечание: Пуджи могут совершаться не только для божеств, но и для людей, духовых учителей (Гуру), животных и других природных объектов.

7.1 Пуджа́ри (पूजारी):

Тот, кто выполняет Пуджу (или же священнослужитель).

7.2 Я́гья (यज्ञा):

Буквально «Жертвоприношение», но ни в коем случае не животных (чью жертву индуизм всячески осуждает). Во время огненной Пуджи под названием Ягья в священный огонь, горящий из костра, призывается божество (в высшей или проявленной форме), которому предлагаются одежды, драгоценности, подношения в виде еды и так далее. Всё, что остаётся после Ягьи и Пуджи называется Прасадом (читайте 7.6).

Огненная Пуджа
Огненная Пуджа

7.3 Абхише́ка (अभिषेक):

Ритуал, во время которого Мурти поливают водой, молоком, мёдом и остальными священными жидкостями. Часто является частью храмовой и домашней Пуджи.

7.4 А́арти (आरती):

Последний шаг в Пудже, который является заключением. Во время Аарти горящие масляные лампы или зажжённая камфора предлагается божеству, вращая огонь по часовой стрелке.

Ганга Аарти
Ганга Аарти

7.5 Праса́д (प्रसाद):

Вся еда, фрукты и сладости предложенные божеству во время Пуджи, после её окончания становятся Прасадом (благословенной едой), которым можно поделиться с участниками Пуджи.

(!) Примечание: цветы и другие предметы предложенные во время Пуджи так же являются Прасадом, и выкидывать их будет неуважением к божеству.

7.6 Ачамана́м (आचमनं):

Очищение тремя глотками воды, которое необходимо перед начинанием любой духовной или ритуальной практикой в индуизме.

8.0 Ма́нтра (मंत्र):

Набор звуков и вибраций, влияющих на состояние сознания человека, его духа и ума, нацеленное на восхваление того или иного божества (не всегда), или же самого Параматмана (читайте 6.1). Активно используются в медитациях и ритуалах.

8.1 Сто́тра (स्तोत्र):

Длинный лирический священный гимн, восхваляющий того или иного божества за определённые подвиги и его качества.

8.2. Нама-джа́па (नाम जाप):

Повторение священных имён (обычно 108 или 1008) того или иного божества.

Чётки для джапа-малы
Чётки для джапа-малы

8.3 Шло́ка (श्लोक):

Отрывок, абзац или столбик из священных текстов.

8.4 Бхаджа́н (भजन):

Восхваление божества с помощью пения и музыки (чаще всего не хинди).

8.5 Му́дра (मुद्रा):

Определенные жесты, показанные с помощью пальцев и кистей рук, которые направляют энергию в нашем теле. Часто используются в медитациях и ритуалах.

8.6 Джйо́тиш (ज्योतिष):

Ведическая система астрологии и предсказаний.

8.7 Ча́кры (चक्र):

Семь энергетических точек в теле человека, которые влияют на тело и здоровье определённым образом.

9.0 Шраддха́ (श्रद्धा):

Буквально: вера в индуизме.

9.1 Бха́кта (भक्त):

Тот, кто верит в Бога. Последователь того или иного божества.

9.2 Бха́кти (भक्ति):

Любовь, выражающаяся к Богу или божеству.

9.3 Садха́на (साधना):

Духовная практика, направленная на самодисциплину. Сопровождается пуджами, медитациями и молитвами. Обычно делается на протяжении месяца за какого-либо события.

9.4 Садха́к (साधाक):

Тот, кто выполняет Садхану.

10.0. Ка́сты:

Португальское слово, обозначающие деление на сословие. В прошлые века стало ошибочно употребляться к индуистскому делению общества на Варны (читайте 10.1).

10.1. Ва́рна (वर्ण):

Индуистское деление общества на сословия, которое различает людей по их сфере деятельности. Изначально не несёт с собой поводы для дискриминации того или иного сословия. Тема Варн застраивает и религию, и историю, поэтому об этом подробнее будет в другом посте.

Варны
Варны

10.2 Упана́яна (उपनयन):

Ритуал посвящения мальчиков подростков в высшие Варны. На сегодняшний день он не является популярным, так как после него человека сопровождают очень много обязанностей, запретов и ежедневных ритуалов.

10.3 Гу́ру (गुरु):

Гуру в индуизме играет очень большую роль духовного учителя и наставника, обучающий понимаю Бога и Брахмана. Без него невозможно начать изучение Вед, так как именно он должен раскрывать человеку их смысл. Часто Гуру являются объектом поклонения.

10.4 Гуруку́ла (गुरुकुल):

Традиционная индуистская школа, в которой преподаёт гуру.

Дорогие друзья, я вам очень благодарен за то, что вы используете данный справочник как помощь для себя в изучении Индуизма! Возможно, пост будет переодически пополняться. Намашкар 🙏🏻🕉️

Индуизм
707 интересуются