Найти тему
Вокал без границ

Книги по вокалу. Что читать, где искать. Научные и ненаучные источники. Почему "50 книг о вокале" введут только в заблуждение

Оглавление
Запись на индивидуальные занятия по электронной почте в описании канала. Специально только для подписчиков видео: чем вокалист любитель отличается от профессионала
Запись на индивидуальные занятия по электронной почте в описании канала. Специально только для подписчиков видео: чем вокалист любитель отличается от профессионала

Если вы зайдете в книжный магазин, то увидите, что в отделе вокально-педагогической литературы можно утонуть. Что стоит вашего внимания, а что - не более чем мемуары артиста. Разбираемся

Начнем с того, что "вокальная методика" - не наука, так как нет общепризнанного научного тренда в обучении вокальному мастерству. Часто в одной и той же книге можно найти противоположные советы. (Например, в книге В. П. Морозова, М. С. Агина: "Основы резонансной теории пения. Техники мастеров").

В вузах обучают обычно "основам вокальной методики", "истории вокальной методики" и пр.
В Московском институте культуры одну из таких дисциплин читаю я.

То, что "вокальная методика" - не наука, не говорит о том, что в вокале нет научно доказанных фактов! Например, положение гортани вокалиста исследовал и положил в основу своего труда Дмитриев. Давно доказано, что человек не может осознанно управлять диафрагмой, которая носит защитную функцию и участвует только в процессе вдоха и т.д. Но даже и эти, давно доказанные научные факты, к сожалению, часто не известны массе преподавателей вокала. Существуют также вокально-педагогические установки научно не доказанные, или имеющие разные теории, как, например, образование вибрато в голосе и т.п

Почему я так держусь за слово "наука"?

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. (философский словарь 1983г.)

Иными словами можно поставить равно между словом "наука", и словом "знание"

НАУКА=ЗНАНИЕ

Именно поэтому важно отличать научные источники и ненаучные, являющиеся часто художественной литературой.

Как отличить научный источник от ненаучного?

Научной является литература:

  • Вся обучающая литература на любой ступени обучения (школа, колледж/училище, вуз): учебники, пособия, методички и пр. являются научными источниками. (официально рекомендованные в том или ином учебном заведении);
  • Диссертации любого уровня, монографии и научные статьи (статьи в научных сборниках);
  • Труды кандидатов и докторов наук в музыковедческой или педагогической отрасли.

Все воспоминания вокалистов, мемуары и пр., к сожалению, не являются научными (с точки зрения вокальной методики) источниками. Это не уменьшает ценности исторической, но несет меньшую педагогическую ценность. Иными словами, вы можете отстаивать свое мнение опираясь на научные труды, и это будет звучать как аксиома, и дополнять это мнение практикой вокалистов, описавшими свой опыт. Но невозможно полностью опираться научно на чьи-то субъективные воспоминания, ощущения, позицию.

Проблема современных списков типа "20 книг которые должен знать каждый певец" в том, что

  1. часть этих книг не являются научными источниками,
  2. большая часть из них написана в конце 19-начале 20 веков, и местами сильно противоречит (ели не сказать отстает) по сравнению с более новыми исследованиями конца 20-начала 21 века! К сожалению у нас (в РФ) существует практика периодического переиздания, можно сказать, всего подряд, не сильно вдаваясь в подробности такие как актуальность. Поэтому можно найти (кажущуюся свежей) книгу, изданную после 2010 года, а написанную в начале 20 века, и очень удивиться очевидным "глупостям". Далеко ходить не надо, например, не всем известно, что Глинка не писал ни какой вокальной школы...

Что делать?

Изучайте внимательно какое переиздание вам попалось, кто автор, когда была написана первая версия книги, и возможно вас как и меня постигнет та же печаль...

Конечно вокал требует практики-практики-практики, но для устранения тех или иных вокальных недостатков часто приходится сталкиваться с недостатком знания о физиологии человека, взаимодействии структур голосового аппарата, психологии, нейропсихологии и пр. Именно поэтому я считаю, что любой, уважающий себя педагог должен знать хотя бы 2-3 современных актуальных источника о вокальной методике, физиологии голоса, вокальной педагогике.

Спросите своего педагога по вокалу (или любого другого педагога) по какой методике он/она преподает :-)

Поделитесь ответами в комментариях!

Пение
3339 интересуются