Разработчики из Avalanche Software чуда не сотворили, то ли по неопытности в плане создания крупнобюджетных игр, то ли от желания сделать всё и сразу, да с горочкой. Hogwarts Legacy получилась большой в плане контента, обширной в плане открытого мира и не самой интересной с точки зрения деталей и отдельных решений. И это не говоря про множество условностей — с точки зрения игрового процесса, так и в контексте соответствия канону, которые даже в волшебном мире не получится так просто списать со счетов.
Это не глубокая ролевая игра с возможностью учиться в Хогвартсе и взаимодействовать с учениками, плести интриги, заводить друзей и врагов. Если изволите получить короткое описание, то это проект в духе последней трилогии Assassin’s Creed, с большим открытым миром и множеством повторяющихся активностей, квестодателями вместо «живых» персонажей и ни на что толком не влияющими диалогами.
Несмотря на все недостатки, Hogwarts Legacy имеет все шансы увлечь фанатов вселенной волшебства, особенно не самых требовательных. Игру явно делали люди, которые хорошо знакомы с созданным писательницей Джоан Роулинг миром. Многие её составляющие нацелены на то, чтобы пробудить ностальгию благодаря знакомым именам, локациям, музыке и, в конце концов, волшебной атмосфере. Но как это играется в целом?
Добро пожаловать в Хогвартс
Где-то сто лет до рождения Гарри Поттера. По стечению обстоятельств главный герой попадает на обучение в Хогвартс сразу на пятый курс. Пройдя отбор с помощью распределяющей шляпы, мы попадаем на один из четырёх факультетов: Гриффиндор, Слизерин, Когтевран или Пуффендуй. Выбор по факту делается при помощи ответа на один единственный вопрос, но дабы исключить попадание в не желаемый игроком факультет, разработчики позволили выбрать его вручную.
Более интересный вариант для распределения находится вне игры, на сайте Wizarding World — там можно пройти тест, который поможет выбрать факультет, патронус и палочку. Если соединить аккаунт с игровым, то ваши выборы подтянутся и не придётся их делать по ходу игры.
Выбранный факультет оказывает влияние на игровой процесс, что выражается в обращении к вам, оформлении школьной мантии, доступе в конкретные спальни, а также одним особым заданием. Например, только студенты Пуффендуя смогут побывать в Азкабане и хоть как-то увидеть дементоров. Если же вы играете за какой-нибудь Гриффиндор, то об Азкабане вы даже знать не будете, однако сможете поближе познакомиться с Почти Безголовым Ником. Это стимулирует немного поиграть за другие факультеты, но разница по факту не очень большая и перепроходить игру ради этого точно не стоит.
Сходу понятно, что мы обладаем особым даром: новый пятикурсник может видеть следы древней магии и является целью для особо злых волшебников. В самом начале нам представляют антагониста и кратко обрисовывают его намерения — завладеть силой древней магии и поделиться ею с гоблинами. Заметных главных гадов тут по факту два — Ранрок и Виктор Руквуд, оба получились довольно видными, но скорее только визуально и по озвучке, так как по ходу сюжета мы их встретим лишь несколько раз, и то скорее подслушав их разговор или узнав о них от третьих лиц, что не позволило им толком раскрыться или как-то продемонстрировать свой мерзкий характер.
Хоть немного запоминающимися персонажами получились не злодеи и даже не герои основного сюжета, а троица учеников школы, которым по ходу предстоит помогать в решении проблем. В особенности выделился студент Слизерина Себастьян Сэллоу, следить за историей которого было интересно от начала и до развязки. Его сюжетная арка даже богаче основного сюжета в плане характеров и конфликта персонажей, уровня драматизма, а также наличия выбора и ощущения последствий.
Вообще в плане квестов Hogwarts Legacy очень похожа на стандартную игру в открытом мире — здесь много заданий, где нужно пойти из точки «А» в точку «Б» и устранить врага, найти предмет, а затем вернуться к квестодателю. Среди банальных поручений замешана где-то треть миссий, в которых имеются яркие моменты и интересная реализация стандартных механик открытого мира, приправленная волшебным антуражем Хогвартса, необычными мини-играми и возможностями местной магии. Но этого мало.
Магиус колдунус
Всего в Hogwarts Legacy можно выучить чуть больше двадцати заклинаний. Их можно поделить на боевые, с применением в головоломках и исключительно мирные. Все они изучаются на уроках и по ходу прохождения заданий. Хорошо, что они не вываливаются скопом в начале игры, а постепенно пополняют багаж персонажа, раскрывая его боевой потенциал и возможности для решения разбросанных по замку и окрестностям головоломок.
Боевая система довольно примитивна, но работает, если играть на средней-высокой сложности и до получения непростительных заклинаний. Применяемые в бою колдунства имеют цветовую принадлежность: красные (в основном огненные и боевые заклинания), фиолетовые (всевозможные притягивания и отталкивания) и жёлтые (заморозка, левиоса, превращение и остановка времени). Различие сделано с целью разнообразить бои и сделать их активнее. Так противники часто накладывают на себя щиты, которые можно уничтожить, применив заклинание с соответствующей цветовой принадлежностью.
Не обошлось без перекатов, парирования (в том числе идеального, когда оно применяется в последний момент) и накапливаемой ультимативной способности, которая наносит ощутимый урон мини-боссам и расщепляет рядовых врагов. Возможности персонажа, равно как и отдельные заклинания также улучшаются с помощью простенькой системы талантов, где при максимальном уровне можно открыть почти все улучшения.
Однозначно разочаровало довольно скудное разнообразие врагов и слабая реализация боссов. Несколько видов волшебников, которые отличаются лишь внешне, пара зверей, пауки, инферналы, тролли, рыцари и… всё. В зависимости от типа противника вполне заметно различие в шаблоне поведения и агрессивности, однако не хватает каких-то супер сложных боссов с широким разнообразием атак. На деле же у всех врагов и боссов максимум четыре-пять разных способностей, что очень мало для игры, где довольно часто в дело приходится пускать волшебную палочку.
Фантастический баланс и где его искать
По ходу сюжета пятикурсника познакомят с выручай-комнатой — этаким хабом для производства ресурсов и разведения созданий. С одной стороны круто, когда можно обустроить залы и луга по своему вкусу, выбрав стиль, цвет и расположение отдельных элементов. По факту механика необязательна и скорее направлена на завлечение фанатов самим фактом своего присутствия — казуальным и не только игрокам нравится обустраивать свой уголок. Однако сильно разгуляться не получится ввиду ограничений и скупости возможностей для строительства, а для открытия предметов обстановки сначала придётся пропылесосить открытый мир и скопить внушительную сумму для покупки рецептов. Как продление счётчика проведённого времени в игре на пару часов сойдёт, но не более.
В выручай-комнате можно выращивать ингредиенты для зельеварения, а также размещать котлы для варки. Всем этим заниматься лично мне не приходилось, ибо даже на высокой сложности желания и необходимости в пылу сражения выпить зелье или призвать растение на помощь не возникало, справлялся без этого. После прохождения истории это вообще теряет какой-либо смысл (равно как и улучшение снаряжения).
Проблема нужности вышеперечисленных механик кроется в дисбалансе непростительных (я бы их назвал «фансервисных») заклинаний, которые открываются почти в самом конце истории. При правильном распределение талантов в ветке тёмных искусств у вас появится возможность использовать убивающее заклинание Авада Кедавра против групп противников (даже мини-боссов и именных боссов!). Чаще всего после такого зелёного фейерверка не выживает никто, реже — остаются дышать пару стрелков, добить которых не составит труда. Какой-либо прибавки в мощи от улучшений я не ощутил, потому в итоге я улучшал снаряжение исключительно для счётчика в испытаниях и без малейших раздумий менял его на первое попавшееся более мощное по характеристикам (благо предметы тут раскиданы повсюду).
В открытом мире есть отмеченные на карте особые места — логова существ, где в определённое время суток можно поймать и тем самым «спасти» их обитателей, а затем поселить их на одной из четырёх полян в выручай-комнате. Существ разных полов можно скрещивать для получения потомства. Всё это делается с целью прохождения испытаний и добычи ингредиентов для улучшения снаряжения. Ну и конечно чтобы почувствовать себя Ньютом Саламандером.
Забавный факт: максимальный сороковой уровень, когда вроде как более осмысленным становится улучшение снаряжения, достигается в тот момент, когда вы пройдёте все задания и исследуете большинство точек интереса на карте. К этому моменту занятий в Hogwarts Legacy почти не остаётся, что сводит необходимость наличия механики улучшения снаряжения к нулю.
Assassin’s Creed: Legacy
Желание сделать огромный открытый мир с безграничным морем активностей — настоящая зараза современного игростроя, которая задела Hogwarts Legacy явно не по касательной. Первые часы в открытый мир предстоит выходить редко, в основном в рамках заданий или просто из любопытства. Исследование потрясающей красоты и визуальных деталей замка Хогвартс, решение простых головоломок и задания, которые персонажи дают в замке и деревушке Хогсмид — это самое лучшее, что припасено в игре.
Вся территория южнее замка с её обширными лугами, лагерями бандитов и деревнями на три домика с одним квестом формата найди-принеси-убей ощущаются и по факту являются лишними и нужны лишь для того, чтобы подольше задержать игрока в однообразных активностях после «основного контента». Разработчикам стоило сконцентрироваться на Хогвартсе и ближайших окрестностях, гуще наполнить их уникальными событиями и встречами, скрытыми ходами и секретами — тем, чем игра успешно удивляла и радовала первое время. А если прибавить к этому больше интерактивности и непростых загадок, то получилась бы гораздо более богато наполненная игра.
Вместо этого после основной истории и побочных заданий нас оставляют с сотнями собирательных предметов, мест с простенькими, основанными на магии и иногда простой физике головоломками и бессмысленными лагерями темных магов, гоблинов и браконьеров, за зачистку которых можно получить бесполезный мусор.
Единственное, что хоть немного может мотивировать ковыряться в этом, так это испытания — своего рода внутриигровые чеклисты, где за каждую ступень даётся награда. Решил пять загадок? Получи предмет для кастомизации внешности. Решил ещё двадцать? Получи вторую часть комплекта внешности. Иногда наградой может служить бесполезный модификатор для снаряжения или забавный внешний вид одежды.
Искусственный мир
Очень странным кажется тот факт, что главный герой, будучи на пятом курсе, изучает заклинания учеников первых курсов, а также постигает основы работы с травами, заботы о тварях и навык езды на волшебной метле. Проблема скорее в том, что на уроках, вместе с вами, с этим как будто бы впервые знакомятся однокурсники, хотя этому учатся куда раньше.
Жизнь в школе в целом ощущается той самой механикой, на которой нужно было сфокусироваться, вместо наполнения открытого мира сундуками с сокровищами. Никакой речи о симуляции обучения или менеджменту времени, подобно тому, что было в Bully или какой-нибудь Persona 5 здесь нет. Урок здесь — это непродолжительный квест с коротким видеороликом и с максимально простой мини-игрой в виде изучения заклинания в конце. Уроку чаще предшествует сюжетный квест либо побочное задание по типу «свари и испытай такое-то зелье или используй на врагах мандрагору».
В какой-то момент по сюжету нам говорят, что после отбоя нельзя бродить по Хогвартсу, потому в ход идёт простенький стелс мимо патрулей охраны. Однако вне миссий ночью бродить по залам замка никто не запрещает. Глупее всего то, что некоторые коллекционные предметы можно собирать только ночью, что не имеет никакого смысла, ибо время суток можно промотать в любой момент (герой не стесняется спать прямо на земле).
Открытый мир привнёс в Hogwarts Legacy элементы симулятора пылесоса — никто и слова не скажет, если вы вломитесь в чей-то дом, спальню профессора или кабинет самого директора Хогвартса и унесёте оттуда всё, что получится запихнуть в карман. Сундуки и лежащие на полках мешки с золотом можно безнаказанно приватизировать прямо на глазах местных жителей — никакой системы наказания в игре попросту нет.
Не меньше выводит из себя условность, связанная с ограниченностью свободных слотов для снаряжения у персонажа. Изначально вы можете носить с собой 20 предметов снаряжения, но лимит можно увеличить, занимаясь увлекательными активностями в открытом мире. Проблема в том, что первое время об ограничении напрочь забываешь, сталкиваясь с ним по ходу прохождения задания или на полпути прохождения подземелья. Приходится ломать имеющиеся в сумках предметы, либо оставлять сундуки до лучших времен.
Довольно странно в целом иметь ограничение на количество слотов для снаряжения, в то время когда ингредиенты для варки зелий не имеют подобного лимита. Да и у нас тут волшебный мир в конце-концов, почему нельзя отправить найденный предмет куда-нибудь в бездонную сумку? И таких примеров условностей можно найти куда больше, если копнуть, это просто те, что первыми пришли на ум.
Репаро!
Стабильностью и техническим состоянием игра похвастаться не может. На PlayStation 5 часто можно заметить подгрузки у дверей в Хогвартсе и ужасную освещённость некоторых сцен. Не обошлось и без одного вылета где-то на тридцатом часу игры. Заметной потери кадров в режиме производительности не наблюдалось.
С первым смириться можно, так как подгрузки быстрые и происходят не всегда. С освещением всё куда хуже. Часто игра выглядит превосходно, особенно во время исследования залов замка, роликов на движке игры и полётов на летающем транспорте. Однако в диалогах, когда персонажи стоят друг напротив друга, освещение, особенно в светлое время суток, выглядит крайне плохо. В глаза бросаются пересветы, отсутствие теней и блестящие волосы у персонажей.
Вердикт
Про Hogwarts Legacy хочется говорить только хорошее, особенно если учитывать исключительно впечатления от первой половины игры до выхода в открытый мир. Это мастерски, с любовью и вниманием к визуальным деталям, сделанная игра на основе популярной волшебной вселенной, которую по достоинству оценят многие (но точно не все) фанаты. Даже несмотря на средний сюжет, не всегда удачную реализацию игровых возможностей или условности, рушащие канон в угоду фансервису и банальному удобству игрового процесса.
Однако после сорока часов горка плохого всё же оседает на верхушке общих впечатлений. У Hogwarts Legacy нет откровенно провальных механик, но некоторые из них сделаны для галочки, без продуманной взаимосвязи с другими аспектами игрового процесса, а банально с целью заметно растянуть время прохождения на заветную «платину».
Любителям вселенной Джоан Роулинг и тем, кто всегда мечтал посетить Хогвартс, проходить мимо точно не стоит. Hogwarts Legacy однозначно не разочарует в плане визуального дизайна локаций, общего антуража и погружения в жизнь студента школы магии, хоть и в контекста формата игры в открытом мире.
Тем, кто не знает что такое Венгардио Левиоса или почему Почти Безголового Ника зовут именно так, игра может показаться наспех сделанной частью Assassin’s Creed, где скрытый клинок заменили на волшебную палочку, а особые способности превратились в заклинания. Плохо ли это? Зависит от вашего отношения к подобному формату интерактивных развлечений.
Ещё больше интересных новостей, статей и обзоров игр можно найти на нашем сайте Special Games Club.