О «Живом музее», который мог бы возникнуть в Томске.
«Сегодня расскажу о территории, которая называется «Болото» – месте, связанном с рождением города». Так начала свой рассказ об идеях реставраторов ТГАСУ заведующая кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия, кандидат архитектуры, советник РААСН, член ТРО Союза архитекторов России Лариса Романова.
– С улицы Бакунина начинался Томск. И это район города, где сохранность исторической застройки довольно высока. С точки зрения сохранения первоначального облика города эта территория очень важна. И ей всегда уделялось много внимания. Когда я работала в институте СФИ «Спецпроектреставрация», мы делали большой проект музеефицированного комплекса «Старый Томск», включающий территорию района «Болото».
Уникальная территория
По словам Ларисы Романовой, территория действительно уникальная, у этой местности интересный рельеф и ее сохранение важно для истории города. И если бы не события 1991 года, возможно, проект и удалось бы реализовать. Ведь тогда уже было расселено пять домов, выполнена для них комплексная проектная документация, согласно той идеи, которая была разработана и утверждена. К примеру, улицу Бакунина предлагалось сделать первой пешеходной и для каждого дома (на тот момент подлинного), была определена функция.
В своей диссертации Лариса Романова подробно прописала все принципы, по которым с этой территорией надо работать. Но время шло, улица «портилась»:
– Мы много раз исследовали ее состояние и если сейчас выстроить в ряд наши изыскания, становится видно, как появляются новые здания. Хотя по документам, имеющим силу закона, здесь нельзя ничего строить. На кафедре множество разных проектов по этой территории. На протяжении многих лет студенты-реставраторы в своих дипломных и курсовых проектах, то реставрировали отдельные здания, то проектировали историко-культурный парк на всей территории, то планировали жилой квартал. Один из дипломных проектов получил диплом первой степени на международном смотре-конкурсе в Саратове и был отправлен во Флоренцию. Работы копились.
Еще в 2015 году департамент по архитектуре заказал нашей кафедре по всей этой территории работу, где нам предлагалось дать функциональное назначение каждому из домов. Тогда мы определили концепцию приспособления всей территории каждому дому в отдельности. И назвали наиболее сохранившуюся часть территорию района – «Живой музей». Только представьте, большая историческая территория в центре города, где воплощена идея историко-культурного парка.
Ему здесь самое место
-И почти сразу пошли интересные совпадения. В это же время я посещаю малый зал филармонии, где на концерте нам рассказывают о томской гармонике. И вдруг оказывается, что в доме на ул. Загорная, 9, в котором мы предложили функцию музея, жил некий гражданин Хохрин. И именно он был прародителем томской гармоники. На этой улице была целая артель по производству гармошек. Ну, надо же!
Тогда я предложила студентке Тане Сидорук для дипломного проекта тему реставрации и приспособлении дома на ул. Загорная, 9 под музей томской гармоники.
Татьяна обмерила дом, изучила его техническое состояние. Предложила внутреннее наполнение и очень интересный интерьер. Роспись стен во входной зоне и звуки гармошки сразу погружают нас в атмосферу былых дней. На первом этаже - экспозиционные залы с подлинными томскими гармошками, на втором располагается администрация музея, проводятся мастер-классы, лекции. Все рассчитано и для маломобильных людей.
Из подобных проектов складывается группа музеев. В соседнем доме предлагается сделать Театральную гостиную, а на противоположной стороне улицы – Музей извоза. Дом на ул. Загорная, 7, предложено отвести под хостел, где смогли бы останавливаться гости Томска.
И каждое следующее здание несет новую, а вернее, старую функцию. К примеру, в 2019 году студенткой Юлией Белоусовой был разработан проект усадьбы, где на втором этаже живет аптекарь, а на первом – размещена аптека. Как и было когда-то давно. То есть, идея создать «Живой музей» не исключает в районе жилой функции. Мы предлагаем «вдохнуть в него жизнь», опираясь на традиции и уклад рубежа XIX – начала XX века, когда бизнес и жилье соединялись в одном доме. Это созвучно нашему времени. Люди, которые живут здесь, могут включиться в малый бизнес, и, как предлагают, студенты, организовывать харчевни, цирюльни, сапожные мастерские и другие объекты. Они могут стать инвесторами, чтобы жить и работать на этой перспективной, приносящей доход территории.
К счастью, пока дома здесь почти все подлинные. И подход к качеству студенческих работ по этой территории строгий. Не хочется, чтобы слабой работой дискредитировали идею такого замечательного проекта, как «Живой музей». Поэтому все проекты наших студентов выполнены добротно и качественно.
Включаем воображение…
Слушая увлеченного человека, довольно ярко представляется такая картина: посреди шумного современного города есть островок, куда попадаешь, как в прошлое. Здесь нет машин, а лишь конные экипажи и казаки на лошадях, охраняющие территорию музея, улочки с деревянными домами и тротуарами, старинные фонари. Раздаются звуки гармошки, крики коробейников. Гуляешь неторопливо от музея к музею, перекусил в харчевне с блюдами по старинным рецептам, к которой можно подплыть на лодочке по техническому водоему, отдохнул в парковой зоне, поднялся на воздушном шаре, поиграл в городки, посмотрел театрализованное представление. Или зимой: катание на санях, коньки, горячий чай, большая елка, площадь для массовых гуляний. То есть, представляется место, где с семьей можно провести день, погрузившись в атмосферу истории Томска.
– Конечно, сейчас же мы можем говорить лишь о ценности этого проекта, его значимости для города, для туристической привлекательности. Но я считаю, что этот проект реален, – отмечает Лариса Степановна. – Дома уже стоят. А начать можно и с одного. Тем более что готовых проектов у нас много. Там сейчас есть пустые зоны, куда можно уже перевозить сохранившиеся в городе старые каретники. И это не просто китч. Здесь все на научной основе. Все эти кварталы обследованы. У нас для работы над этой территорией есть и кадастровые документы, есть информация о собственниках и так далее. Мало того, магистерская диссертация Марии Буруновой (экономиста по первому образованию) подтверждает рентабельность частных музеев и целесообразность их создания. Дело за малым – воплотить!