Найти тему
Муки Зву

Старые винилы. Диск 49: Луи Армстронг «Какой Удивительный Мир» 1978 г. Старый добрый негр звуковой борозды не испортит.

Оглавление

Душевное рычание старины Сачмо

Этот голос любой человек на Земле узнает просто потому, что его не спутать ни с кем. Он как голос из детства, которым рассказывает сказку дедушка. Можно не понимать слов, о чем поет Луи Армстронг, но доброжелательная интонация и хрипловатый баритон настраивают слушателя на благосклонный миролюбивый лад. Можно закрывать глаза и бесконечно слушать его жизнеутверждающие гимны.

Одной из визитных карточек Луи стал его низкий голос с хрипотцой — многие даже подражали этой манере. Но, что интересно, изначально певец хотел исправить свой тембр и даже сделал операцию на голосовых связках. К счастью, это никак не изменило его голос, и вскоре он сам осознал его ценность.
Одной из визитных карточек Луи стал его низкий голос с хрипотцой — многие даже подражали этой манере. Но, что интересно, изначально певец хотел исправить свой тембр и даже сделал операцию на голосовых связках. К счастью, это никак не изменило его голос, и вскоре он сам осознал его ценность.

Первый, настоящий и безусловный гений джаза. Именно ему этот некогда маргинальный жанр негритянской музыки обязан своим мощным развитием. Длинные соло, пение «скэтом» — все это изобретения Армстронга.

Армстронг — человек, который сделал себя сам. Мировая звезда, у которой совсем не было никаких предпосылок, чтобы преуспеть в жизни. Выходец из самых низов и самоучка, он уже в ранней молодости превратился в виртуозного музыканта, а также в оригинального умного человека, с которым с удовольствием общались и президенты, и Папа Римский.

Как писало издание NPR, «во время одной песни, Армстронг уронил текст, и, когда должен был вступать вокал, начал петь несвязными слогами, похожими на звуки трубы. Так, при помощи "Heebie Jeebies", он буквально изобрел скэт, открыв совершенно новый мир вокалистам».
Как писало издание NPR, «во время одной песни, Армстронг уронил текст, и, когда должен был вступать вокал, начал петь несвязными слогами, похожими на звуки трубы. Так, при помощи "Heebie Jeebies", он буквально изобрел скэт, открыв совершенно новый мир вокалистам».

Если забить распространенное на всех континентах имя «Louis» в поисковую систему Google, то вариант «Louis Armstrong» окажется в выдаче на первой странице — рядом с фирмой Louis Vuitton и королями Людовиками.

«Горячая Пятёрка» («Louis Armstrong Hot Five»), где с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства — и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе — всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.
«Горячая Пятёрка» («Louis Armstrong Hot Five»), где с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства — и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе — всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.

Мой Армстронг -- губастый негр с безымянной пластинки

Для меня голос Луи Армстронга знаком с раннего детства. Его пластинка лежала в выдвижной полке книжного шкафа вместе с Высоцким и Вертинским, любимыми певцами отца. Он частенько слушал Армстронга, поэтому некоторые песни вошли в мою память на слух. Я еще маленьким пацаном начинал сразу подпевать незнакомым словам, даже не понимая, как они произносятся и что означают. Делал это негромко, чтобы не подняли на смех, ишь какой певец нашелся!

По телевизору часто показывали шикарный эстрадный номер с песенкой «Хэлло, Долли», где двое мужиков держали кукольного тигра с банджо в лапах. Тигр кочевряжился и выпрашивал лакомство, чтобы спеть. А потом неожиданно начинал петь.

Я долго не мог понять, как идет у него такой грубый голос, и постоянно спрашивал у родителей, где спрятан в нем динамик. Тогда я не понимал телевизионных чудес и что такое фонограмма.

Пластинка была в универсальной, т.е. безымянной обложке, поэтому я даже не мог предположить, как выглядит этот человек, поющий песню. Когда по телевизору показали Луи Армстронга, то я впервые увидел, что это губастый старый негр с выпученными глазами.

Прямо, как с картинки из «Хижины дяди Тома», только там был босоногий раб в простых белых штанах и рубахе, а здесь в цивильном смокинге и с бабочкой. Кстати, Луи Армстронга рядовые чернокожие в США называли обидным прозвищем «дядя Том», которым называют прислужников белых господ. Ну это как в тарантиновском «Джанго освобожденный» персонаж Сэмюэля Л. Джексона.

А у вас негров вешают!

Надо отдать должное музыканту -- за 69 лет своей жизни Армстронгу удалось изменить многое: он повлиял на мировую музыку, американскую культуру и даже на отношение к правам чернокожих. Всей своей жизнью Армстронг доказывал, что цвет кожи второстепенен по отношению к музыке. Он осуществил мечту миллионов: снимался в Голливуде, на радио звучали его записи, огромными тиражами выходили пластинки. Общался с двумя Папами Римскими и финансово поддерживал Мартина Лютера Кинга. А вот в СССР ни разу не был.

Армстронг дружил со многими звездами и снялся более чем в 10 фильмах Голливуда вместе с Грейс Келли, Бингом Кросби, Фрэнком Синатрой, Барброй Стрейзанд. Он стал одним из первых афроамериканских артистов, получивших широчайшую известность за рубежом. Сачмо ездил в турне в Англию, Скандинавию, Францию, Голландию и Северную Африку. Он получил доступ в высшее общество в то время, когда это было практически невозможно для чернокожих.
Армстронг дружил со многими звездами и снялся более чем в 10 фильмах Голливуда вместе с Грейс Келли, Бингом Кросби, Фрэнком Синатрой, Барброй Стрейзанд. Он стал одним из первых афроамериканских артистов, получивших широчайшую известность за рубежом. Сачмо ездил в турне в Англию, Скандинавию, Францию, Голландию и Северную Африку. Он получил доступ в высшее общество в то время, когда это было практически невозможно для чернокожих.

Правительство США использовало его как «посла доброй воли» -- чтобы пропагандировать американскую культуру за рубежом (и заодно продемонстрировать миру, что не всех негров в Америке обижают). В конце 50-х, когда в СССР началась оттепель, Госдепартамент был готов проспонсировать выступления Армстронга в СССР.

В конце 1956 года стало известно, что Армстронг станет следующим в программе «Послы джаза» и что отправится он не куда-нибудь, а прямо к главному идеологическому сопернику -- в Советский Союз. Переговоры между USIA и менеджментом артиста продолжались всю первую половину 1957 года вплоть до очередного взрыва расового противостояния в Америке -- в городе Литл-Рок.

Армстронг пришел в ярость и не остался в стороне: «То, что происходит в Литл-Роке, антиконституционно, и, если меня спросят об этом в России, что не так с моей страной -- я так и скажу», -- говорил он в интервью. На этом все переговоры о гастролях музыканта в СССР были завершены.

Поэтому самого известного джазмена в СССР видели только по ТВ и слушали на пиратских пластинках, изданных «Мелодией». Первый советский лицензионный альбом гениального американского джазмена увидел свет только в 1978 г.

Исходнику этой пластинки на год издания исполнилось 10 лет – «What A Wonderful World» 1968 г. Шикарный джаз, одиннадцать композиций великого Луи Армстронга – настоящая мечта для 1978 года. Запись, кстати говоря, сделанная по лицензии фирмы АВС, США, была выполнена просто отлично.

Сторона 1.

Самая главная песня жизни несравненного Сачмо

1.«Какой Удивительный Мир» («What A Wonderful World») (Bob Thiele -- George David Weiss) 02:16.

Бесподобная композиция «What a Wonderful World» стала последним хитом несравненного Луи Армстронга, которую он записал в 1968 г. в возрасте шестидесяти шести лет, за четыре года до смерти.

Оптимистичный поп-гимн продюсеры вначале не хотели записывать и отдавать в эфир, считая, что джазмен должен петь бодрые ритмичные хиты в духе «Хелло, Долли!» Потом глава ABC Ларри Ньютон отказался раскручивать песню и в результате в США было продано меньше тысячи пластинок. Ситуацию спас выпуск сингла в Британии, где он не только занял 1-е место, но и стал самой продаваемой записью 1968 года. В результате, Армстронг побил свой же рекорд, выпустив хит №1 в возрасте 66 лет и 10 месяцев.

«Некоторые из вас, молодые люди говорили мне «Эй, батя, о чём ты, какой прекрасный мир? А как насчёт всех этих войн повсюду, ты их тоже называешь прекрасными?» Но как насчёт того, чтобы минутку послушать старого батю? Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы делаем с ним. И всё, что я хочу сказать: посмотри, что за прекрасный мир мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, детки, любовь. В этом весь секрет». (Л.Армстронг).

Настоящим хитом в США «What a Wonderful World» стала лишь спустя 20 лет в 1988 году, когда на экраны вышел художественный фильм Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам» («Good Morning», Vietnam) с Робином Вильямсом в главной роли. В картине жизнерадостная песня резко контрастирует с ужасными сценами войны и заставляет о многом задуматься.

После успеха картины песня «What a Wonderful World» вновь была выпущена синглом, который в этот раз добрался до 32-го места в US Billboard Hot 100, а в Австралии он даже возглавил местный хит-парад. В 1999 году была введена в Зал славы «Грэмми».

«Playing For Change»

David Garrett

«Ministry»

Сергей Пенкин

Ruti Olajugbagbe & Tom Jones

Rod Stewart

Chris Botti ft Mark Knopfler

Жизнь – это кабаре

2. «Кабаре» («Cabaret») (John Kander -- Fred Ebb) 02:46.

Мюзикл «Кабаре» («Cabaret» 1966 г.) Джона Кандера (John Kander) на стихи Фреда Эбба (Fred Ebb), либретто Джо Мастероффа (Joe Masteroff) по пьесе Джона Ван Друтена (John Van Druten) «Я — камера» («I Am a Camera» 1951 г.), которая, в свою очередь, является сценической адаптацией романа «Прощай, Берлин» («Goodbye to Berlin» 1939 г.) Кристофера Ишервуда (Christopher Isherwood), рассказывает историю актрисы берлинского ночного клуба «Kit Kat Klub» Салли Боулз (Sally Bowles) в 1931 году накануне прихода к власти нацистов.

По сюжету песня исполняется в конце спектакля, когда героиня отказывается уехать из Берлина с американским приятелем-писателем, и заглавная фраза «Жизнь -- это кабаре» звучит скорее печально и обречённо. Первым записал песню «Кабаре» Луи Армстронг в сокращённом варианте в качестве рекламы бродвейской постановки мюзикла в 1966 году.

Judi Dench

Первой записью с полным текстом песни было исполнение актрисы Джуди Денч (Judi Dench), сыгравшей в лондонской постановке 1968 года, а в 1972 году режиссёр Боб Фосс (Bob Fosse) снял фильм «Кабаре» и получил за него Оскар, как и исполнительница главной роли Лайза Минелли (Liza Minnelli).

В чём прок терзаний в квартире одной?
Музыкой жизнь согрей.
Жизнь -- это кабаре, друг мой,
Отправься в кабаре.
Попей вина,
Послушай джаз,
Подуй в рожок, начни веселье.
Столик ждёт, оставь сомненье.
Пусть в предсказаниях конец роковой
Улыбки мог стереть.
Жизнь -- это кабаре, друг мой,
Отправься в кабаре!
Начни с признанья, что срок небольшой,
Как между двух дат тире.
Жизнь - это кабаре, друг мой,
Только лишь кабаре, друг мой,
И люблю я кабаре!

3. «Домашний Очаг» («The Home Fire») (George Douglas -- George David Weiss) 03:15.

Песня о конце пути, финале всей жизни, когда его душа объединится с теми, кто больше всего дорог. Уставший лирический герой песни мечтает об отдыхе у родного очага. Слиться со своим любимым креслом и насладиться раем вокруг. И пусть скрипят ржавые трубы, орет телевизор, галдят дети. Кот дразнит старого пса. Ссорятся соседи. Он будет спать, как убитый.

Любовный сон похож на мечту

4. «Помечтай Немного Обо Мне» («Dream A Little Dream Of Me») (Fabian Andre & Wilbur Schwandt -- Gus Kahn) 03:15.

У этой лирической композиции из репертуара Луиса Армстронга длинная история.

Романтическая песня «Dream A Little Dream Of Me» была написана в 1930 г. известным американским автором-песенником Гусом Каном, в ней традиционно обыгрывалось двойное значение слова «Dream» — «сон» и «мечта». Он посвятил песню своей любимой жене.

Музыку написали выступавшие и гастролировавшие вместе в группе Фабиан Андре и Уилбур Швандт. Уже в феврале 1931 года с разницей два дня её записали два оркестра — Оззи Нельсона и Уэйна Кинга.

Правда, они немного нарушили авторский замысел и сыграли эту любовную балладу слишком «живенько». Лишь в 1957 году певица Дорис Дэй вернула ей первоначальный неторопливый темп. Она же стала и первой женщиной, исполнившей эту песню.

В 1940-50-х годах «Dream A Little Dream Of Me» записывали не раз — её пели Бинг Кросби, Вон Монро, Дин Мартин… Добавил популярности этой песне «звёздный» джазовый дуэт — Элла Фитцджеральд и Луис Армстронг.

Тем не менее, самым эталонным исполнением на Западе до сих пор считают версию «Мамы» Касс Эллиот вокалистки группы «The Mamas & the Papas» 1968 г.

Nat King Cole

Anne Reburn

«Pink Martini»

Robbie Williams

Анастасия

The Swing Cats

5. «Подари Мне Поцелуй» («Give Me Your Kisses (I'll Give You My Heart)») (Leonard Whitcup -- Bob Thiele) 03:15.

«Одари меня своими поцелуями, и я отдам тебе свое сердце. Дай мне обещание, что мы никогда не расстанемся, и я подарю тебе свою любовь и преданность. Выше облаков, глубже самого глубокого океана. Подари мне право называть тебя "моей", И я буду верен тебе до конца своих дней. Одари меня своими поцелуями, чтобы жизнь обрела смысл, а я подарю тебе свое сердце...».

6. «Солнечный Свет Любви» «The Sunshine Of Love» (George Douglas -- Chet Gierlach, Leonard Whitcup) 02:53.

Песня, написанная в 1968 г. Леонардом Уиткупом, Четом Гирлахом и Джорджем Дугласом, стала оптимистичным и солнечным продолжением песни «What A Wonderful World». «Там, где светит солнце, о, вот где ты. Где есть смех, тогда ты не можешь быть далеко. Ты в моих мечтах каждую ночь», -- пел Сатчмо со своим знакомым ласковым рычанием.

К сожалению, «The Sunshine of Love» не смог повторить ее успех в хит-параде. Достигнув 41-й строчки, он исчез из чарта, уступив место «What A Wonderful World», который все еще находился там. Несколько недель спустя рок-группа «Cream» дебютировали с синглом, который имел похожее название, но очень мало общего с Луи Армстронгом, «Sunshine Of Your Love».

И по традиции -- шутка от Армстронга.

Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».

Конец стороны 1.
Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Листая старые винилы»:

Диск 32: Renato Carosone «Carosello Carosone» 1976 г. О веселом неаполитанце замолвите слово

Диск 28: «Stevie Wonder. Greatest Hits» 1985 г. «Balkanton» LP. Телефонный разговор на все времена

Диск 24: «Для Вас, Женщины» 1982 г. «Мелодия» LP. ВИА «Верасы» поднимает рождаемость в СССР