Найти тему
Муки Зву

Старые винилы. Диск 28: «Stevie Wonder. Greatest Hits» 1985 г. «Balkanton» LP. Телефонный разговор на все времена

Оглавление

Талантливый музыкант-слепец Стиви Уандер с глубоким внутренним зрением

В советском сознании понятие «слепой музыкант» сформировано одноименной повестью Короленко – грустным повествованием о взрослении слепого мальчика и его познании мира через музыку. Талантливому чернокожему мальчонке Стиви Хардэуэй Джадкинсу с голосом почти в 4 октавы повезло гораздо больше. Стиви, прекрасно играющего на пианино и губной гармошке, заметили весьма рано. Директор «Motown Records» Берри Горди, услышав Стиви, воскликнул: «Да ты просто маленькое чудо!». И уже в одинадцать лет «маленькое чудо Стиви» («Little Stevie Wonder») заключает свой первый контракт с фирмой звукозаписи.

Яркая обложка пластинки Стиви Уандера была такой же яркой по своим мелодиям, как и настроение моего выпускного класса 1985 г.
Яркая обложка пластинки Стиви Уандера была такой же яркой по своим мелодиям, как и настроение моего выпускного класса 1985 г.

Пластинка знаменитого негритянского певца попала в #СССР в 1985 году – братья-болгары оперативно выпустили на своей студии звукозаписи «Балкантон» сборник свежих хитов Стиви Уандера. Пластинка была безумно популярна и переиздавалась много раз – тиражи в магазинах «Мелодия» все равно уходили мгновенно.

Это был год моего выпускного 10-го класса и поступления в наш иркутский политех (тогда ИПИ, сейчас ИРГТУ). Историю у нас в школе вел молодой рыжий преподаватель Варенуха (это фамилия такая) с кудрявой шевелюрой, за что его прозвали «Джельсомино». Он умел на своих уроках заинтриговать, рассказывая много интересного материала помимо школьной программы, чем несомненно, завоевал доверие и уважение старшеклассников. На первом же своем уроке он рассказал нам про Берию, Сталина и репрессии – а это была советская школа начала 80-х!

Для нас весь этот синклит долгожителей ЦК КПСС был как пыльный учебник по «Истории КПСС» -- тяжелый, абсолютно ненужный и набитый замшелыми догмами
Для нас весь этот синклит долгожителей ЦК КПСС был как пыльный учебник по «Истории КПСС» -- тяжелый, абсолютно ненужный и набитый замшелыми догмами

В апреле 1985 года он у нас еще вел обществоведение и военную подготовку. Мы усиленно корпели, готовясь к экзаменам и изучали материалы 26 съезда КПСС и Продовольственную программу. Придя на урок, он громко заявил: «А вы знаете, что новый генсек Горбачев объявил новый курс на ускорение? Этот молодой руководитель взялся за перемены. Нас ждут большие потрясения!»

Мы совершенно не придали этому никакого значения – вожди умирали и приходили новые старцы, кумачовые лозунги не менялись, талоны на продукты вводились, система оставалась прежней. Нас волновали выпускные и вступительные экзамены, теплая весна за окном, резко повзрослевшие девчонки за соседними партами. Вокруг бурлила привычная жизнь, но уже игравшая совершенно новыми красками, кипевшая взрослым ощущением свободы и отпущенных вожжей.

Предмет зависти и вожделения в 10 классе -- стерефонический магнитофон
Предмет зависти и вожделения в 10 классе -- стерефонический магнитофон

Всюду гремели модные привязчивые мотивчики безумно популярных «Modern Talking»: «Youʼre My Heart, Youʼre My Soul!» Но надо было унять желания и готовиться к экзаменам. У моего друга Игоря появился катушечный магнитофон «Астра-110» и это стало поворотным моментом в моем музыкальном восприятии мира. У него был мощный переключатель режима PLAY на панели, похожий на телевизорный селектор каналов. Магия заправления пленки, подрагивающие индикаторы уровня звука и никелированные кнопки сводили с ума. Я хотел такой же!

Главная музыкальная тема 1985 года
Главная музыкальная тема 1985 года

Тем более принцип самой записи – с чего угодно и кого угодно. Вот он – венец технической мысли и вершина желания старшеклассника! Хоть Жванецкого, хоть Высоцкого, хоть Модерн Токинг! Появились первые катушки, но этого было мало, с миру по нитке собирались записи, которых никогда не услышишь по радио и ТВ. Тем более, что везде у друзей слышны привязчивые мелодии 1-го альбома «Modern Talking», забойный Falco «Rock Me Amadeus» и космические звуки «Boney M» «10 000 Lightyears».

И конечно, сладкая как сироп, электронная баллада Стиви Уандера «I Just Called To Say I Love You» с простенькой аранжировкой и одним навязчивым припевом. Повтором для влюбленных про то, чтобы выразить свои чувства, достаточно позвонить и сказать «Я Люблю Тебя». Понятно, что женщинам такие песни в самую жилу. Главный суперхит пластинки был написан Уандером специально для комедии 1984 года «Женщина в красном» с Келли Леброк в главной роли. Именно благодаря Стиви фильм и получил свой единственный «Оскар» — «за лучшую кинопесню».

Болгарская пластинка вместила в себя половину песен из оригинального альбома-саундтрека «The Woman In Red» (Selections From The Original Motion Picture Soundtrack) 1984 года. Давайте послушаем и посмотрим ее.

СТОРОНА 1.

1. «Love Light In Flight» («Свет Любви В Полете») -- это песня из альбома-саундтрека фильма «The Woman In Red». Она первая на стороне B оригинальной пластинки. Он занял 4-е место в чарте #Billboard US Black Singles, 1-е место в чарте RPM Adult Contemporary и 17-е место в чарте Billboard Hot 100 Singles 2 февраля 1985 г.

2. «Go Home» («Иди Домой») – хит-сингл, исполненный еще в 1983 году и записанный в 1985. По сюжету песни парень гонит свою подругу прочь, а она все никак не хочет уходить – говорит, любит и все такое. В США песня достигла 2-го места в чарте #r'n'b и 10-го места в Hot 100 и на сегодняшний день является последней песней Уандера, попавшей в первую десятку американского чарта Hot 100. Вошла в альбом «In Square Circle» («В Квадратном Круге») 1985 г.

3. «I Just Called To Say I Love You» -- главный суперхит пластинки, долгое время возглавлявший чарты США, Великобритании и многих других стран и получивший музыкальный «Оскар». На сегодняшний день – эта песня, главная музыкальная тема, по которой узнают Стиви Уандера во всем мире. На церемонии вручения «Оскара» за «I Just Called to Say I Love You» #Стиви Уандер посвятил полученную награду Нельсону Манделе, который в то время находился в заключении. В ответ власти ЮАР запретили в стране песни Уандера.

Песня стала самой коммерчески успешной в карьере Уандера -- было выпущено более 4 млн. экземпляров. Так как это один из главных хитов поп-музыки, то за право обладания авторскими правами на него с Уандером судились и проиграли суд его друзья детства (друзья, называется!) Ли Гаррет и Ллойд Чиате – дескать, что они написали песню в сентябре 1976 года с названием «Hello It's Me»/«I Just Called to Say».

В фильме «Фанатик» («High Fidelity») продавец в музыкальном магазине, которого играет Джек Блэк, убеждает покупателя не дарить дочери сингл «I Just Called to Say I Love You». Он называет песню «сентиментальным, безвкусным дерьмом». Однажды Стиви Уандер сказал: «Почему есть сборники «Лучшие песни», но нет «Худших песен»? Я бы свои послушал».

В песне по порядку упоминаются все 12 месяцев года, начиная с Рождества. Я не буду утомлять вас бесчисленным количеством каверов – покажу только самые интересные.

В 1984 году французскую версию «Pour Te Dire Je T'Aime» записала певица Далида. #Dalida

В 1985 году «чешский король поп-музыки» Карел Готт записал свою версию «To Byl Vám Den». #Karel Gott

#Diana Ross

Юлия Началова и Александр Панайотов

Алексей Чумаков

#Andrea Bocelli

4. «The Woman In Red» -- заглавная песня фильма и саундтрека «The Woman In Red» 1984 г. В ней, как и в фильме – бурный фонтан мыслей и чувств мужчины при виде любимой женщины, которой как и Мэрилин Монро, поток воздуха из вентиляции высоко поднимает красное платье. Американский фильм это всего лишь безвкусный римейк очаровательной французской комедии-фарса «И слоны бывают неверны» 1976 года Ива Робера. Хоть и с отличным комедийным актером Джином Уайлдером (Gene Wilder), где он выступил еще и режиссером. В этом ролике Стив Уандер исполняет песню дуэтом с #dionne warwick

5. «Never In Your Sun».

Пятая песня «Never In Your Sun» («Никогда Пока Солнце С Тобой») на этой пластинке совпадает пятым местом трек-листа уандеровского альбома 85-го года «In Square Circle». Здесь #Stevie Wonder рассказывает запутанную историю о встрече с загадочной и очаровательной женщиной. Хотя обычно его тексты легки и понятны, здесь Уандер дает мало ясности относительно смысла песни. Несмотря на это, песня восхищает своим ярким мелодизмом, резким ритмом и фирменной мультистилистикой. Электронная боса-нова великолепно гармонирует с приджазованным R&B. Как говорят его поклонники – чистый гений!

Индийская джазовая певица Khari Cabral

Окончание стороны 1. Продолжение следует.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Листая старые винилы»:

Майкл Джексон «Thriller» 1982 г., как настоящее лицо горбачевской перестройки. Vol.13 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»

Диск 6: «Звезды Эстрады: Адамо, Том Джонс, Э. Хампердинк, Рафаэль» 1972 г. «Мелодия» LP. Tombe La Neige...

Диск 25: «Лед Зеппелин. Лестница На Небеса. Архив Популярной Музыки №6» 1988 г. Свинцовый дирижабль уходит в небо