«Старинные Часы» Аллы Пугачевой еще идут, а время в СССР неумолимо движется к закату эпохи Брежнева
Ровно 40 лет назад вышла эта пластинка к 8 марту 1982 года. Советская власть всегда выступала на стороне женщин, защиту их прав и свобод. Поэтому, по иронии судьбы или музыкальных редакторов студии «Мелодия», открывающий первый трек на виниле носит исторически сексистское название «Вино, Женщины, Песни» -- именно в таком порядке следует мужчинам проводить свой досуг.
На дворе последний 1982 год правления Леонида Ильича Брежнева. Умер главный идеолог Советского Союза Михаил Суслов, «серый» кардинал КПСС, консерватор и догматик старой школы марксизма. Очень скромный ортодокс эпохи сталинизма-брежневизма, проходивший до самой смерти в одном пальто и резиновых калошах.
В СССР начиналась великая эпоха похорон. А на мировые экраны и сцены вышел эпохальный «Триллер» #Michael Jackson про танцующих вурдалаков под модный бит.
Из страны эмигрировал Савелий Крамаров, и его имя убрали из титров многих фильмов. А рок-группа «Пикник» дебютирует с альбомом «Дым» с его магической «Ночью»:
Ночь шуршит над головой, как вампира черный плащ. Мы проходим стороной – эти игры не для нас!
Отечественный комбинат «Спорт» начинает выпуск вожделенной спортивной обуви марки «Adidas», а в «Лужниках» проходит футбольный матч «Спартак» Москва – «Хаарлем» (Нидерланды), где в массовой давке гибнет 66 болельщиков.
На экраны страны выходит прекрасные фильмы: «Вокзал для двоих», «Спортлото-82», «Полеты во сне и наяву», а на ТВ – «Чародеи», «Дом, который построил Свифт». В космос летит вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая, а третье место в кинопрокате Советского Союза у картины «Не могу сказать «Прощай!», где впервые страна увидит будущего шоумена Сергея Минаева с песней.
Также выходит фильм «Душа» с песнями «Машины Времени», а Виктор Цой записывает культовый магнитоальбом «45» -- дебютный под названием #«Кино» с его феерическими «Алюминиевыми Огурцами» и романтической «Восьмиклассницей».
Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьешь по мишеням живым.
Между Аргентиной и Великобританией начинается военный конфликт на Фолклендах, а Юрий Шевчук записывает песню «Не Стреляй». Группа «Динамик» призывает «Делай Физзарядку», «Земляне» -- «Поверь В Мечту», ну а Борис Гребенщиков провозглашает «Рок'н’ролл Мертв».
В #СССР принимается «Продовольственная программа», а в «Комсомольской Правде» выходит статья «Рагу из синей птицы», критикующая «Машину Времени» и рок-музыку в целом. На Таймыре производится крупнейший промышленный ядерный взрыв, а #Валерий леонтьев исполняет русский кавер «Разноцветные Ярмарки».
Ну а мы обращаем свой взор к очередному выпуску из серии «Для Вас, Женщины» 1982 года, которая начала издаваться с 1975 г. Что интересно, серии «Для Вас, Мужики» в СССР не было! Так что сексизм в обратную сторону присутствовал в Советском Союзе официально. Как всегда на любом отечественном сборнике популярных шлягеров 70-80-х присутствует очередной программный хит Аллы Борисовны – «Старинные Часы».
Как сказано в бессмертном телефильме «За окном идет дождь, а у нас идет концерт!»
СТОРОНА 1.
01. «Вино, Женщины, Песни» (Иоганн Штраус) Оркестр -- 04:57.
Сексистское начало классического вальса
Если бы сейчас популярный хит носил бы название «Вино, Женщины, Песни», то попал под шквал феминистской и ЛГБТ критики. Знаменитый гедонистический лозунг, который несет мужской цивилизационный характер, по немецки звучит «Wein, Weib und Gesang!» («Вино, Бабы и Песни!»)
Да, во времена Иоганна Штрауса и более древние, все было проще. Вначале мужчины открывали, воевали, строили, а потом отдыхали. А список во все времена был один – говорят он был высказан, как жизненное кредо Мартина Лютера «Кто не любит вина, женщин и песен, всю жизнь проживёт дураком» на стене средневекового замка в Германии.
Вокальный вальс Иоганна Штрауса увидел свет в феврале 1869 г. в исполнении Венского мужского хорового общества, которому аккомпанировал Штраус-Оркестр. На карнавале «Вечер Дураков» в Вене, как писали газетные критики: «Успех премьеры был попросту невиданный: Штрауса вызывали сразу же после вступления и каждой удачной вальсовой части, и он восходил на трибуну и «благословлял» обожающую его публику.
То, что вальс требовали на бис, понятно без упоминания». Как строго оркестровая пьеса вальс «Вино, Женщины и Песни» впервые появился в программе концерта «Гранд-Променад», данного Штраус-Оркестром под непосредственным управлением Иоганна, Иосифа и Эдуарда Штраусов в Пестев в марте 1869 г.
02. «Когда Растаяли Снега» (Владимир Шаинский -- Михаил Рябинин) Лев Лещенко -- 03:43.
Узнаваемый бас-баритон Льва Лещенко знаком всем с детства. На этом сборнике Лев Валерианович исполняет песню на музыку известного детского композитора Владимира Шаинского. Это единственная запись на виниле этой песни. #Лев Лещенко
03. «Темно-Вишневая Шаль» (автор неизвестен) Елена Образцова -- 03:22.
Предмет верхней одежды от разных певиц
По легенде этот романс считался народным -- приобрел популярность якобы минимум два века назад, когда цыганский хор графа Орлова, выписанный им из Молдавии, начал исполнять его наряду с иными русскими песнями. Посему, мол, какое-то время романс считался цыганским, слова и музыка которого являются народными. Запись романса #Клавдия Шульженко
Но как доказывают последние исследования, авторство слов и музыки романса «Темно-Вишневая Шаль» принадлежит Владимиру Романовичу Бакалейникову, музыканту, композитору и дирижеру театральных оркестров Петербурга и Москвы, автору нескольких камерных пьес, песен и романсов, к некоторым из которых он сам сочинил слова (романсы «Я Жду Тебя», «Жажду Я Счастья и Любви» и др.). Кстати, авторство знаменитого романса «Бубенцы», вошедшего в фонд классики русского романса, тоже приписывается ему.
Валентина Левко
Тамара Синявская
На пластинке представлен классический образец романса в исполнении Елены Образцовой
04. «Я У Бабушки Живу» (Эдуард Ханок -- Илья Шаферан) ВИА «Верасы» -- 03:49.
Репродуктивный хит отечественной эстрады
#ВИА «Верасы»: после успеха «Малиновки» для композитора Эдуарда Ханка следующим совместным хитом (и лауреатом «Песни Года-81») стала грустная сатирическая песенка «Я У Бабушки Живу» (на стихи Игоря Шаферана).
Надо сказать, что это была уже не первая, сочинённая Ханком и Шафераном, сатира от лица ребёнка (достаточно вспомнить знаменитую «То Ли Ещё Будет» в исполнении Пугачёвой, где критиковалась слишком усложнившаяся школьная программа).
На этот раз песенники затронули тему снижения рождаемости. Недаром песня прозвучала в документальном фильме «Третий лишний», посвящённом проблеме одного ребёнка в семье.
Но только после эфира на Центральном телевидении 8 марта 1981 года она стала невероятно популярной. Впоследствии Минздрав СССР даже прислал ансамблю и авторам песни официальную благодарность за работу над «повышением рождаемости в стране».
Ханок говорил, что писал эту песню уже специально под Поплавскую, которая успешно спела её тоненьким детским голоском (и очень смешным произношением слова «мармелада полный дом»).
По иронии судьбы певица записывала песню на 8-м месяце беременности, а родившуюся дочку действительно пришлось часто оставлять на попечение бабушек. Оно и понятно — ансамбль был на подъёме, и гастрольный график был чрезвычайно плотный.
05. «Старинные Часы» (Раймонд Паулс -- Илья Резник) Алла Пугачева -- 04:35.
Старинные часы бабушки Пугачевой еще идут
Премьера песни на ЦТ состоялась в декабре 1981 года на творческом вечере Раймонда Паулса «У нас в гостях Маэстро», а потом 1 января 1982 г. в телепрограмме «Новогодний аттракцион 1982». Это был так называемый «паулсовский» период в творчестве певицы. Песня вошла в самую известную пластинку Пугачевой «Как Тревожен Этот Путь» 2LP 1982 г., где автором текстов песен выступил Илья Резник.
После выхода на этом сборнике песня вышла еще раз в следующем 1983 году в сериальном сборнике «Парад Солистов Эстрады-1». Еще был выход на болгарской пластинке #Алла Пугачева «Ах, Как Хочется Жить» 1985 г., выпущенной совместно со студией «Мелодия».
До «Старинных Часов» Аллы Пугачевой был латвийский вариант песни Раймонда Паулса в исполнении латвийского актёра Имантаса Скрастиньша Imants Skrastiņš «Es mīlu Tevi tā» («Я Люблю Тебя Так»).
Впоследствии между автором песни Резником и Пугачевой случился конфликт. И тогда Илья Резник передал права на исполнение композиции Светлане Сургановой.
Таисия Повалий
#«Виа Гра» в программе «Достояние Республики» 2012 г.
«Братья Гримм» на концерте «Песни для Аллы» 2010 г.