Биография Конрада Фельдмана: визионера, бизнесмена, мультимиллионера
**Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
“Не бойтесь экспериментировать, но признайте, что не каждый день все будет идти хорошо. На самом деле будут дни, когда покажется, что мир разваливается на части, и дни, когда покажется, что вы способны захватить мир. Истина всегда где-то посередине, надеюсь вы знаете, что без взлетов и падений развитие невозможно.” (с) Конрад Фельдман
Существует популярная теория, что всех, кого называют современными визионерами, таких людей как Билл Гейтс, Ларри Эллисон, Эрик Шмидт, Стив Джобс объединяют несколько общих черт. Все они начали путь наверх примерно в одном возрасте, все они были азартны и отчаянно амбициозны, а также все они были продвинутыми компьютерщиками, вопреки или благодаря жизненным обстоятельствам в те времена, когда это еще не было повальным увлечением. Они накопили знания, которые смогли удачно применить, когда пришел решающий момент – началось становление и бурное развитие индустрии IT.
Сегодняшнего героя можно смело причислить к этой блестящей плеяде – он соответствует всем признакам на 100%. Конрад Фельдман начал изучать возможности искусственного интеллекта в середине 90-х годов, когда его представляли как “Скайнет” из серии фильмов о терминаторе или HAL 9000 из “Космической Одиссеи” Стенли Кубрика. На основе своих исследований он создал не один успешный стартап и к моменту бума ИИ оказался одним из тех, кто пожинает плоды своего предвидения, таланта, упрямства и упорной многолетней работы.
Мальчик из Эссекса
“Не то чтобы у меня были очень хорошие оценки, скорее, приемную комиссию в колледже убедило мое интервью. Когда это необходимо, я могу быть очень красноречив и убедителен.” (с) Конрад Фельдман
Конрад Фельдман родился в 1972-м году в красивом старинном городке Сафрон-Уолден, расположенном всего в 70 км от Лондона и в 40 км от Кембриджского университета. Он ходил в местную среднюю школу, история которой насчитывает уже 400 лет, и которая особенна тем, что организована по принципу Итонского или Винчестерского колледжей – дети из города и окрестных деревень там и, учатся и живут, уезжая домой только на выходные и каникулы.
В начале 80-х у мальчика появился собственный компьютер – Commodore Vic-20 и он с восторгом принялся осваивать высокотехнологичную игрушку. Конрад быстро перешел от игр к программированию и в старших классах выбрал для аттестата о полном среднем образовании специализацию “компьютерные науки”. Это означало, что школьник будет осваивать этот предмет глубже остальных, занимаясь не только теорией и практикой, но и самостоятельной исследовательской работой.
Дополнительными предметами школьник выбрал математику, физику и химию, но они интересовали его в гораздо меньшей степени, поэтому оценки по этим предметам в аттестате вышли средними. Что не помешало ему поступить в Университетский колледж Лондона, экзамены в который считаются одними из самых сложных. Естественно, Фельдман выбрал факультет информатики. А когда на последнем курсе, в 1992-м году, пришло время определяться со специализацией – он решил взять нейронные сети.
В то время это была не то чтобы совсем не перспективная (а на самом деле не перспективная) тема. Об искусственном интеллекте задумывались всерьез только отдельные особо упрямые ученые и любители научной фантастики. Тема настолько увлекла молодого человека, что он написал несколько лекций и выступил с ними перед студентами. Руководству колледжа они понравились и Конраду предложили остаться в ВУЗе и продолжить исследовательскую работу, получая при этом стипендию.
Фельдман был очень рад возможности спокойно трудиться над докторской по теме “Глубокое машинное обучение”, не разрываясь между учебой и подработкой. А подрабатывал он с самого первого курса, в кафе, в магазинах, а летом – диджеем в Греции на курортах. Но неожиданно оказалось, что можно заработать, и неплохо, занимаясь собственным же исследованием. Аспирантам лаборатории ИИ периодически приходили запросы от различных организаций обработать большое количество информации, с которым человек справиться не мог физически – например проанализировать сотни тысяч транзакций.
За такую работу, которая к тому же давала дополнительный исследовательский материал, неплохо платили. Однажды, когда Конрад клал на счет очередную не огромную, но приятную сумму, ему пришла в голову мысль – а почему бы не превратить подработку в полноценный бизнес? Например, почему бы не применить ИИ в электронной коммерции, финансовой сфере или прогнозировании движения рынков, чтобы потом торговать акциями? В начале 90-х, когда большая часть информации: маркетинговой, бухгалтерской, кадровой существовала в бумажном виде – идея более чем смелая.
Первый стартап – Searchspace
“Мы создали программное обеспечение. В то время никто другой этим не занимался. Вы хотите, чтобы ПО ловило нечестных игроков и злодеев, но на самом деле вы хотите, чтобы оно в первую очередь останавливало людей, даже пытающихся что-то подобное сделать.” (с) Конрад Фельдман
Толчком к тому, чтобы оформить идею в проект, послужил заказ от Лондонской фондовой биржи. Финансисты предложили £15 тыс. группе аспирантов, в которую входил Фельдман, за аналитическое исследование возможности применения нейросетей в биржевой торговле, а особенно в отслеживании мошеннических сделок и торговле инсайдами. После 4-х месяцев работы ученые пришли к выводу, что это не просто возможно, а очень удобно. Спустя несколько месяцев заказчики снова обратились к ученым с просьбой создать соответствующее программное обеспечение и предложили контракт на £300 тыс. Конрад и его коллеги решили, что докторские степени подождут.
В 1996-м году Конрад вместе с несколькими партнерами из исследовательской лаборатории зарегистрировали Searchspace – стартап по разработке и внедрению ИИ в сфере финансовой безопасности, отмывания денег и обнаружения источников спонсирования террористов. Это была первая подобная компания в мире, которая стала лидером отрасли. Банки, биржи, финансовые организации постепенно обзаводились не только физическими отделениями, но и сервисами, предоставляющими услуги онлайн. Огромными темпами росло количество интернет-покупок, различных видов платежей и переводов. И если раньше операционисты могли следить за транзакциями практически вручную, в нынешней ситуации это стало невозможно.
ПО Searchspace могло анализировать и выделять подозрительные и повторяющиеся шаблонные транзакции, которые чаще всего используют мошенники и преступники. Клиентов становилось все больше, появились заказчики из-за океана и партнеры приняли решение открыть представительство в Нью-Йорке – финансовой столице США. Возглавить экспансию доверили Конраду Фельдману, исполнительному директору, как самому молодому и деловому из сооснователей. В 1999-м году он переехал в США. Кстати, к этому времени Конрад уже получил докторскую степень.
Quantcast – аналитика в рекламе
“Итак, гипотеза, которую мы хотели проверить, заключалась в том, сможем ли мы, располагая достаточным количеством информации и применяя правильные аналитические методы, создавать данные, указанные в запросах, но не на совокупном уровне, а на уровне индивидуальных впечатлений.” (с) Конрад Фельдман
Фельдман обосновался в Нью-Йорке, но много времени проводил в Кремниевой Долине. В начале 2000-х она стала местом, где было сосредоточено подавляющее количество интернет-компаний и некоторые заказчики Searchspace. Это было время бурных вечеринок, на которых решалось большинство вопросов. На одной из них, в Сан-Франциско, устроенной компанией Wells Fargo Конрад разговорился с одним из топ-менеджеров AltaVista – самого крупного интернет-поисковика (Google тогда еще и в проекте не было). Темой занимательной беседы был искусственный интеллект и возможно ли его применение в других сферах, помимо финансовой безопасности.
Особенно AltaVista волновали проблемы, возникшие с программой лояльности. Компания предоставляла поощрительные баллы, которые можно было использовать в их же интернет-магазине при покупке товаров или обналичить, и столкнулась с тем, что хакеры писали боты, которые притворялись людьми, получали бонусы и выводили наличные. AltaVista хотела выявить мошенников и пресечь их деятельность в самом начале. Задание было интересным, Spacesearch взялась за разработку, но, к сожалению, не смогла ни довести до конца, ни получить деньги. Через несколько недель разразился кризис “доткомов”, нанесший заказчику удар, от которого тот уже не оправился.
Searchspace вновь сосредоточила усилия на банковской и финансовой сфере, завоевав и американский рынок. В 2005-м частная инвестиционная компания Warburg Pincus приобрела стартап за сумму, которая не разглашается, но известно, что все основатели стали мультимиллионерами. Конрад взял небольшой тайм-аут, переехал из Нью-Йорка в Сан-Франциско и некоторое время посвятил развитию своих навыков программиста. А вскоре к нему обратился предприниматель Пол Саттер, с которым Фельдман был знаком по работе с AltaVista. Они решили объединиться и создать компанию, чтобы найти для ИИ и больших данных новое применение. Они долго думали, пока не обратили внимание на то, что в период вроде бы затишья на рынке одна из отраслей процветает – интернет-реклама.
Только проблема состояла в том, что в рекламе они оба не понимали ничего. Бизнесмены поступили самым простым способом – дали объявление с просьбой поделиться знаниями на Craigslist, очень популярную среди американских пользователей интернета доску объявлений. Рекламщики отвечали на вопросы и постепенно начала вырисовываться картина – работа с большими данными для рекламных агентств и медиакомпаний: анализ интересов аудитории, рынков, посещаемость сайтов, сбор информации. Все это мог сделать ИИ.
В 2006-м Фельдман стал сооснователем и генеральным директором Quantcast. Чтобы провести первоначальные исследования и создать наработки, он обратился к коллегам-стартаперам и предложил разместить на их страницах рекламные объявления, которые собирали данные, в то время как Конрад создавал аналитическое программное обеспечение. Откликнулись 4 тыс. компаний, некоторые из которых позднее стали “единорогами”. Со временем работа Quantcast начала привлекать крупные фирмы, это было замечательно, но механизм анализа надо было доработать, чтобы справиться с объемами.
Требовались серьезные специалисты, которых Конрад нашел в Стэнфордском университете: профессора статистики Тревор Хасти и Джерри Фридман, признанные авторитеты в своей науке. Они помогли масштабировать продукт и до сих пор являются научными консультантами проекта. Спустя 6 месяцев исследований, разработок и тестирования стартап представил первый продукт Quantcast Measure. Это был бесплатный аналитический сервис, позволяющий владельцу любого сайта получать точную информацию о количестве уникальных посетителей, демографические данные, источники трафика, тренды, ответные визиты, интересы аудитории и многое другое.
Для многих этого функционала было достаточно, продукт начал быстро распространяться. Стартапы в презентациях, адресованных инвесторам, опирались на результаты Quantcast – так венчурные бизнесмены узнали о существовании компании. В марте 2007-го прошел первый раунд финансирования в $5,7 млн при общей оценке в $29,4 млн, который возглавил Питер Тиль. Через 2 года, в 2008-м, оценка выросла более чем в 3 раза – $106 млн, а размер инвестиций увеличился до 20 млн.
Второй продукт Quantcast – Quantcast Advertise вышел на рынок в июне 2009-го. Это был уже платный сервис, обладающий расширенными возможностями аналитики в реальном времени и прямой конкурент DoubleClick от Google, который был запущен несколькими месяцами позже. В 2010-м прошел следующий инвестиционный раунд в $31,6 млн, при оценке $262,3 млн, а в 2011-м компания получила от венчурных капиталистов $8 млн при оценке в $975,5 млн. Это последние публичные данные о финансировании. Размеры и количество следующих раундов она не раскрывает, но инсайдеры сообщают, что их было не меньше 10-ти, эксперты оценивают ежегодную прибыль в $200 млн, а состояние Конрада Фельдмана в $400 млн.
Quantcast сегодня
“Искусственный интеллект преобразит каждую отрасль, это больший сдвиг, чем был интернет. Я думаю о роли, которую играет ИИ на арене маркетинга, о связи между брендом и потребителем – если вы сможете сделать их взаимодействие более своевременным, более актуальным, вы получите гигантское конкурентное преимущество.” (с) Конрад Фельдман
Главная штаб-квартира Quantcast располагается в Сан-Франциско, в технологическом районе города. Дополнительные представительства работают в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Ирландии, Великобритании, Сингапуре, Франции, Германии, Италии и Швеции. Всего под руководством Фельдмана трудятся 723 человека и с момента основания его компания 4 раза входила в десятку лучших технологических работодателей, последний раз в 2022-м году.
Стартап имеет более 100 патентов на изобретения в сфере IT и ИИ, ее центр обработки ежедневно пропускает более 20-ти петабайт данных (это 20 971 520 Гб) и измеряет аудиторию более чем в 100 млн онлайн-направлениях в реальном времени. В 2021-м году Quantcast запустила онлайн-школу, в которой можно самостоятельно пройти вводный курс цифровой рекламы или научиться профессионально пользоваться аналитическими инструментами платформы и получить сертификат о дополнительном образовании.
Сам Конрад Фельдман человек не публичный и старается не афишировать семейную жизнь. Он женат на Дженни Фельдман, выпускнице юридического факультета Джорджтаунского университета. Дженни – адвокат по делам беженцев, у пары двое детей, семья постоянно живет в Сан-Франциско. Бизнесмен любит аудиокниги, электронную музыку и известно, что он иногда собственноручно готовит обед для коллег на офисной кухне.
В заключение хочется сказать, что Конрад Фельдман – выдающийся предприниматель и ученый, оказавший значительное влияние на технологическую отрасль. Опыт и стремление к инновациям помогли ему создать одну из самых успешных компаний в сфере искусственного интеллекта, а приверженность семье и самосовершенствованию делает его образцом для подражания для начинающих предпринимателей.
Еще почитать:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!