Привет всем!
Все случилось так:
В феврале я должна была ехать в отпуск в Чехию, поплавать в спа-отеле, как за два дня до отъезда, в субботу вечером после спектакля "Немецкий обеденный стол" в Йозефштадт театре упала и сломала правое плечо. С тех пор я не была в театре, потому что рука еще требует удобного положения, а найти его, сидя на театральном кресле, трудно.
Спектакль "Немецкий обеденный стол" был написан австрийским писателем Томасом Бернхардом, который с 1980-х г считается одним из самых значительных австрийских и немецкоязычных авторов. В 1970 г он получил премию Георга Бюхнера.
Томас Бернхард родился незаконнорожденным ребенком в Хеерлене, Нидерландах, где его мать Херта Бернхард работала домашней прислугой. Она была дочерью зальцбургского писателя Йоханнеса Фрембихлера.
В 1943 г Бернхард был отправлен в национал-социалистическую исправительную колонию в Заальфельде. По рекомендации социального работника семья перепутала Заальфельден в Зальцбурге, где он должен был проходить реабилитацию, с Заальфельдом в Тюрингии. Травматический опыт, полученный в Заальфельдене, вошел в автобиографические рассказы Бернхарда. С апреля 1944 г он был помещен в нацистский интернат "Йоханнеум" в Зальцбурге. Здесь его дед давал ему уроки игры на скрипке с Георгом Штайнером, членом квартета "Моцартеум". Только после окончания войны он вернулся в "Йоханнеум", который стал католическим, как это было до 1938 г. С 1974 по 1987 г Бернхард был членом Австрийского союза фермеров, подорганизации консервативной ÖVP. Об этом стало известно только после его смерти.
Страсть Бернхарда к кофейням привела его в кафе "Браунерхоф" в Вене, которое стало его постоянным кафе. Он также часто посещал кафе в Гмундене и Зальцбурге, которые стали его "второй гостиной".
Многие романы и рассказы Бернхарда состоят из монологов рассказчика от первого лица и вымышленного немого или почти немого слушателя или ученика. По случаю часто преувеличенной и гротескно изображенной повседневной ситуации или философского вопроса, созданного им самим, рассказчик от первого лица читает лекцию о своем взгляде на вещи.
В 1985 г по случаю премьеры на Зальцбургском фестивале пьесы "Театральный мастер" (Der Theatermacher), основные мотивы которой включают и тушение аварийного света, тогдашний министр финансов Франц Враницкий, ссылаясь на культурные субсидии, обвинил его в том, что он "списывает собственное недовольство этой страной, прикарманивая хорошие налоговые шиллинги".
Своей литературой, своими пьесами, своим взглядом в австрийскую душу Томас Бернхард вызвал в свое время удивление, возмущение и шум, но также и горячее одобрение по всей стране. О том, что он смотрел "дальше кончика своего носа" - чтобы лучше видеть свою родину, свидетельствуют его уже почти забытые шедевры.
В спектакле "Немецкий обеденный стол" в гротескных миниатюрах Бернхард набрасывает "маленькие" сцены на "большие" темы с острым взглядом, легкостью, остроумием, черным юмором - и глубочайшим знанием человеческой природы. По сей день, спустя 75 лет после окончания войны, драмолетты не утратили своей актуальности и пугающей политической злободневности: мы все являемся темой, наши страхи, наши репрессии, наше отношение к истории, наша мнимая бесхитростность - как в Германии, так и в Австрии...
Герои драмбалетов Бернхарда, соседи, сограждане, такие же люди, как мы с вами, рассказывают, вроде бы весело и спокойно, неприметно и захватывающе, как тонка грань между бесхитростностью и агрессивностью, бытовым балаганом и неофашизмом, угрожающим и поразительным.
"Немецкий обеденный стол" - маленький, ясно видимый шедевр, трагическая актуальность которого вызывает тревогу. На лучшее, более фанатичное общество между Аугсбургом и Тегернзее смотришь как будто через коричневое тонированное стекло. "Громкие нацисты" всплывают в памяти, когда Бернхард подает суп со своего обеденного стола. То, что начинается идиллически, приводит к грубому пробуждению, забавному и пугающему одновременно, когда мать врача концлагеря Бухенвальд кричит в экстазе, что она "всем обязана нацизму!".
Пронзительная, стремительная и точно созданная постановка. Всего семь сцен, оформленных сценографом Ахимом Фрайером в блестящей эстетике приходской сцены, великолепно сыграны прекрасно подобранными актерами из Йозефштадта, такими как Сандра Червик, Улли Майер, Михаэль Кёниг, Рафаэль фон Барген, Бернхард Шир и гости Лоре Штефанек и Трауте Хёсс.
Клаус Пейманн добился огромного успеха в возрождении мрачных скетчей Томаса Бернхарда в венском театре Йозефштадт. Все просто идеально, каждый психологический поворот, каждая жуткая лингвистическая шутка.
Обычно, зритель любит веселые спектакли на легкие темы. Я тоже. "Немецкий обеденный стол" - сильный, острый спектакль о фашизме и типичных фашистах, о тех, которые выставляют себя примером высшей расы, но невозможно подобрать слова к их ничтожности.
Желаю всем приятных театральных вечеров без переломов!
Theater in der Josefstadt: Stücke
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить "нравится" и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Я пишу в форме дневника и каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям! За Россию!