Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Как постройка Василия Баженова стала школой для Федора Шехтеля и других зодчих *

Оглавление

Было время, когда я просто фотографировал старинные усадьбы и храмы, постил их в соцсетях и снабжал коротенькими описаниями. И даже не думал, что пройдет время, и фамилии архитекторов, что возводили эти здания, станут для меня знакомыми и родными. Что вскоре начну узнавать их на портретах и фото, а любимой игрой сделается рассматривать облик домов на старых улицах Москвы и стараться угадать, кто был их автором и строителем. И удивительно, что иногда получается угадывать.

При этом в своих статьях я довольно часто начал упоминать заведения, где тот или иной архитектор обучался своему мастерству. Несколько раз звучали рассказы и про…

…Московское училище живописи, ваяния и зодчества

К примеру, я рассказывал, что во второй половине семидесятых годов девятнадцатого века в него поступил, хотя не смог окончить, гений русского модерна Федор Осипович Шехтель. Дело в том, что пока он там учился, тяжело заболела его мать, и молодому человеку пришлось пропустить очень много занятий, ухаживая за ней, за что он был отчислен с курса, так и не получив диплом архитектора. Хотя позднее сделался академиком архитектуры.

-2

Среди других выпускников Училища известны Алексей Викторович (Аксель) Флодин, партнер Петра Самойловича Бойцова по возведению некоторых зданий, в том числе особняка Берга в Денежном переулке и доходного дома на Спиридоновке, и Николай Иванович Поздеев, о котором я рассказывал совсем недавно.

Об этом учебном заведении мне давно уже хотелось разузнать поподробней, и вот, наконец, собрался.

  • К сожалению, в конце весны 2023 года, когда я писал эту заметку, здание частично находилось на реставрации, и некоторые важные ракурсы было сложно брать из-за строительных лесов и защитной сетки. Тогда я не стал откладывать рассказ до окончания работ. А сейчас, в феврале 2024-го просто дополню статью новыми кадрами (7 фото).

Собственно, с чего началась его история? А началась она с того, что в 1830 году несколько российских живописцев, преимущественно выпускников Императорской Академии художеств, в числе которых были Алексей Степанович и Василий Степанович Добровольские и Иван Трофимович Дурнов, создали…

…Творческий кружок под названием «Натурный класс»

Вначале собрания проходили где-то на Большой Никитской, а когда он вырос настолько, что начало требоваться более просторное помещение, да и деятельность его сделалась известной некоторым влиятельным персонам, кружок переименовали в «Художественный класс», арендовав для его нужд особняк Якова Александровича Брюса.

В 1843 году то, что совсем недавно начиналось как банальный кружок рисования, преобразовали в теперь уже серьезное Училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе, выделив под него весьма обширное помещение на Мясницкой улице.

-4

Спустя два десятка лет, в 1865 году, к нему присоединили Московское дворцовое архитектурное училище при Московской дворцовой конторе. Собственно, тогда-то на свет и появилось известное нам сегодня название – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А выпускники его вскоре начали приравниваться к выпускникам Петербургской Академии художеств. И это притом, что высшим учебным заведением Училище стало считаться лишь в 1896-м.

-5

Преподавались в нем и естественные науки, но, как свидетельствовали некоторые, недостаточно качественно и не в полном объеме.

«Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни.
Легче других выбивались на дорогу, как тогда говорили, «люди в крахмальных воротничках». У таких заводились знакомства, которые нужно было поддерживать, а для этого надо было быть хорошо воспитанным и образованным.
У Жуковых, Волгушевых и других таких – имя их легион – ни того, ни другого.
Воспитание в детстве было получить негде, а образование Училище живописи не давало, программа общеобразовательных предметов была слаба, да и смотрели на образование, как на пустяки, – были уверены, что художнику нужна только кисть, а образование – вещь второстепенная.
Это ошибочное мнение укоренилось прочно, и художников образованных в то время почти не было. Чудно копирует природу, дает живые портреты – и ладно…»
Владимир Алексеевич Гиляровский, «Москва и москвичи», глава «Начинающие художники»

А необходимо сказать, что кроме интересных нам и столь нами любимых Шехтеля, Поздеева и других прославленных зодчих, из этих дверей вышли такие известные живописцы, как Василий Григорьевич Перов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Илларион Михайлович Прянишников и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Многие из них позднее становились и его преподавателями.

-6

Рассказывают даже, что для некоторых студентов Училище становилось не только альма-матер, но и фактическим домом. Исаак Левитан, например, во время своего обучения был настолько беден, что ночевал на его чердаке, прячась от сторожей.

-7

А семья Бориса Пастернака вполне официально проживала здесь целых шестнадцать лет. Кстати, на одной из передвижных выставок, проходивших в этих стенах, отец поэта, Леонид Иосифович Пастернак познакомился со Львом Николаевичем Толстым, для которого позднее иллюстрировал первые издания «Войны и мира» и «Воскресения».

Но, кажется, описывая историю и перечисляя имена, я немного увлекся и слегка подзабыл, что моя страничка называется не «историк-любитель искусств», а «Тайный фотограф Москвы». Поэтому пора рассказать и о самом здании…

…Где обучались великие живописцы и зодчие

А здание имеет за своими каменными плечами многовековую историю! Да-да, так или иначе, от Истории мне все равно никуда не спрятаться. :)

(4 фото 2024 года)

К слову, мне кажется, что расположение этого дома очень символично. Слева к нему примыкает одна из главнейших туристических достопримечательностей Старой Москвы – Чайный магазин Перлова в псевдокитайском стиле.

-9

А справа через переулок располагается выстроенный в 2005 году театр Et Cetera. Театр знаменитый, а в некоторых кругах даже знаменитый скандально. Настолько, что архитектор Александр Великанов, рассказывают, отказался от того, чтобы упоминаться его автором. Кстати, к разработке этого образца, скажем так, нео-модерна и пост-эклектики приложил руку и сам режиссер, создатель и художественный руководитель, Александр Александрович Калягин, известный в театральных кругах традицией лично участвовать во всех этапах и процессах работы своего детища (3 фото).

Впрочем, это уж точно совершенно другая история.

Дом же, который нас интересует, построил в 1793 году не кто иной, как Василий Иванович Баженов, и делал он это для генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова, владевшего в Москве довольно обширными участками земли. Целых три московских переулка носили его имя, впрочем два из них позднее были переименованы – один сегодня называется Никольским, а другой Бобровым.

-11

И вот как раз на пересечении Мясницкой улицы и нынешнего Боброва переулка и было решено возвести просторный четырехэтажный дворец с пафосной угловой ротондой (4 фото).

Согласно городской легенде, в этом доме долгое время устраивались собрания масонской ложи. Сам Василий Баженов являлся масоном, что даже помешало ему в свое время окончить работы над дворцом Екатерины Второй в Царицыне (вот об этом я когда-нибудь обязательно расскажу подробно и обстоятельно). Состояли в ордене заказчик и первый хозяин дома Юшков вместе со своим сыном Петром Ивановичем, а также владевшие им в начале девятнадцатого века Дмитриевы-Мамоновы.

-13

Считается, что как раз в этой приметной ротонде собрания ложи и проходили. Правда, по первоначальному плану ротонда должна была венчаться куполом на световом барабане, но не все работы были выполнены до конца из-за смерти заказчика. Да и весь дом в конечном итоге имеет не четыре этажа, как планировалось изначально, а только три.

-14

Само же яркое, монументальное здание – с его «наугольной» ротондой и двумя симметричными крыльями – явилось, по свидетельствам современников, новым словом в московской застройке (7 фото).

В конце девятнадцатого века дом был перестроен. Его окна сделались шире – по-видимому как раз для нужд живописных мастерских, сменилась отделка здания, а со стороны Боброва переулка были пристроены краснокирпичные корпуса для проживания художников и сдачи им жн в аренду под студии (2 фото).

В 1920 году располагавшиеся в них мастерские преобразовали в учреждение со странной аббревиатурой ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), объединившее в себе Московское училище живописи, ваяния и зодчества со Строгановским художественным училищем.

-17

В 1942 году, во время войны, в дом Юшкова въехал Московский механический институт (ныне известный как МИФИ), располагавшийся в нем вплоть до 1962 года, пока не переселился на Каширку. В восьмидесятых годах здесь чуть было не разместилась Тургеневская библиотека, но в 1986 году всё вернулось на круги своя, когда дом сделался обиталищем Института живописи, скульптуры и художественной педагогики, в 1989 году преобразованного в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

-18
Дом Юшкова, достопримечательность, Мясницкая ул., 21, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!