Найти в Дзене

«Менины» Веласкеса. Больше чем просто картина?

Оглавление

Очень часто, картины известных художников таят в себе значительно больше смысла и интересных фактов из истории. Однако, обычный наблюдатель, без соответствующих знаний скорее всего, не придаст этому особого значения, восхищаясь цветовой гаммой и мастерством художника. Сегодня, мне бы хотелось рассказать про одну из таких картин и это «Менины» испанского художника Диего Веласкеса.

Диего Веласкес. «Менины». 1656 год. Холст, масло. 318 × 276 см. Прадо, Мадрид
Диего Веласкес. «Менины». 1656 год. Холст, масло. 318 × 276 см. Прадо, Мадрид

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Кто все эти люди на картине?

Пожалуй, ни для кого не будет секретом, что сам Диего Веласкес был придворным художником короля Филиппа IV и на полотне изображен сам король, его супруга королева Марианна Австрийская и их дочь инфанта Маргарита Тереза со своей свитой: теми самыми менинами и карликами.

Филипп IV
Филипп IV

Что же особенного в «Менинах» Веласкеса?

На первый взгляд, ничего особенного, согласитесь: достаточно умиротворенная картина с совсем маленькой девочкой по центру, подобно ангелу облачённой в светлое платье. Художник явно любуется красотой юной принцессы, освещая ее больше остальных солнечным светом, а особенно, об нескрываемом восхищении говорят нежные мазки кисти и легкий румянец на щеках инфанты Маргариты. Девочка действительно, на зависть всем родилась настоящей красавицей, без каких-либо болезней, не смотря на родственную связь своих родителей. Марианна Австрийская приходилась Филиппу IV племянницей.

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент

Вы, вероятно, скажете: а где же тогда родители принцессы? Их нет рядом с ней! 

Но самые внимательные, уже догадались: размытые отражения короля и королевы находятся в зеркале на заднем плане и практически незаметны. Почему? Несмотря на то, что сам Веласкес был одним из приближенных Филиппа IV и даже имел такую привилегию как: выносить за королем ночной горшок, что в современных реалиях покажется постыдным и даже низким, для тех времен действительно считалось одним из высших жестов, ибо король считался порождением Господа Бога. Именно поэтому, выносить ночной горшок за королем считалось привилегией. 

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент

Но вопреки этому, самому художнику, была ближе принцесса, а также ее фрейлины (менины) и до этого не изображавшиеся так широко на полотнах карлики рядом с собакой инфанты Маргариты: няня девочки и мальчик, что играючи поставил ногу на животное. Подобное, совсем не подобающее поведение для жителей дворца было дозволено только карликам. 

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент

Именно эти герои изображены на первом плане, подчеркивая, что они близки автору. Юная принцесса за свою ангельскую внешность и безвредный характер, а свита, за то что сам Веласкес, не смотря на привилегии, был в подчинении у королевской семьи, так же само как менины и карлики.

Так же, художник использует интересный прием для написания картины, расположив героев не перед собой как это обычно бывает, а перед зеркалом, благодаря чему, можно наблюдать и самого Веласкеса за работой. Подобный жест, считался великой дерзостью для придворного художника — изобразить себя рядом с королевской семьей, тем самым, приравнивая себя к знатному роду.

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент
Интересный факт: по началу, в 17 веке, картина так и называлась: «Семья» позднее, в 18 веке, ее переименуют: «Семья Филиппа IV» и только потом, картину назовут уже привычным нам названием — «Менины». 

 

Тем не менее, рядом с картиной ходит множество догадок и легенд. Например, что юная принцесса посетила мастерскую художника со своей свитой, дабы поглядеть на то, как Веласкес пишет портрет ее родителей, чему часто приводят в доказательство еще одного героя полотна — мужчину на заднем плане, что распахнул дверь, чтобы впустить юную особу и ее свиту. Но спешу вас переубедить, это не так хотя бы потому, что, обратив внимание на холст перед автором картины, можно заметить, что он слишком велик для портрета. Из чего следует, что Веласкес пишет именно девочку, менин и карликов с собакой.

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент

Еще более интересная история так это то, что красного креста на груди Диего Веласкеса не было на момент создания картины. Символ ордена Сантьяго, что в те времена был рыцарским знаменем, изобразил сам Филипп IV, ибо членом рыцарского ордена, художник станет только спустя три года после написания «Менин». Некоторые же думают по-другому: что осмелившийся изобразить себя рядом с королевской читой Веласкес, сам изобразил красный крест на своей груди, уж больно похож оттенок краски на акценты в одежде фрейлин. 

Менины. Фрагмент
Менины. Фрагмент

А вы как думаете? Очень жду ваших догадок и рассуждений в комментариях. Надеюсь, Вы как и я, узнали что-то новое из мира искусства, огромное спасибо за внимание к нашему каналу. А если Вы так же больны искусством как и мы то приглашаюподписаться, так вы точно не пропустите новых не менее интересных фактов из мира искусства!

Автор статьи: Марина Соколова

___________________________________________________________________________________

Читайте также:

___________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвиж